Открытый урок по профориентациии
Примерный план пдля открытого урока по профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_meropriyatiya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект мероприятия
Занятие (1 час)
Тема: «Профориентационный выбор».Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения
Цель – введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи:
- Познакомить с правилами ведения группы;
- Ввести в проблему профессионального самоопределения;
- Заполнить информационную карту – формирование первых умений по анализу необходимой информации.
Техники: «Ожидания от тренинга», «Знакомство», «Составление информационной карты», «Магазин», «Мой выбор».
Необходимое оборудование: тетради для записей и выполнения заданий, с которыми участники группы будут приходить на каждое занятие, ручки.
Принятие правил групповой работы (3 мин)
Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие, определить штрафные санкции для нарушителей.
Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.
Тренер озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:
1) То, что происходит в группе не должно негативно влиять на взаимоотношения.
2) Нельзя унижать и оскорблять.
3) Нельзя употреблять нецензурные выражения
4) Обращаться друг к другу только по имени
5) Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.
6) Указания тренера не обсуждаются.
7) Нельзя выходить из группы без разрешения тренера, и т. д.
Техника «Ожидания от тренинга» (4 мин)
На отдельных листочках участники тренинга записывают свои ожидания, затем приклеивают их на лист ватмана.
Упражнение-активатор «Представь свое имя» (2 мин)
Цель – осуществление эмоционального разогрева. Ведущий предлагает участникам представится как актеру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя. Главное, чтоб это было узнаваемым.
Психологическая суть профессионального самоопределения (6мин)
Задачи: повысить ответственность в профессиональном самоопределении; дать понять, что профессиональное самоопределение – алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множество ошибок.
Слово тренера: «Основная тема наших встреч - понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому сейчас поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. И начнем мы с понятия «профессиональный путь». Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе еще и образ жизни. Это мнение подкрепляется многочисленными примерами.
Речь идет не только о выборе профессии, но и о прогнозировании того, что ждет каждого из вас дальше, после того, как вы начнете работать или учиться. Если анализировать человеческие жизни, то они оказываются похожими друг на друга: все мы рождаемся, учимся, имеем друзей, создаем семью, работаем, уходим на пенсию и т. Д. Таким образом, жизнь каждого из нас складывается, с одной стороны, из стандартных событий, с другой – из индивидуальных, являющихся вехами на пути только данного конкретного человека.
В то же время к стандартным событиям каждый человек относится по-разному. К примеру, если мы попросим нескольких людей рассказать, почему они выбрали именно эту работу, то услышим различные ответы: «Больше некуда было податься», «Друг посоветовал», попал по распределению.
Попробуем разобраться в возможных причинах такого объяснения своего выбора. О чем говорит высказывание «больше некуда было податься»? о том, что человек не анализировал ситуацию и прежде всего не собирал сведений о возможных местах приложения своих сил. Только человек, владеющий информацией, может принимать реальные решения. Это относится не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни. Сказать конкретно, какая информация нужна при выборе профессии сложно. Но обязательно нужны знания, во-первых, о мире профессий в целом: его сферах, законах, по которым он живет, и, во-вторых, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют интересам, способностям, знаниям личности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор.
Таким образом, первый «кирпичик» структуры профессионального выбора – наличие информации, или информированность.
Фраза «больше некуда было податься» говорит о пассивном отношении человека к своей судьбе. Он не чувствует себя хозяином своей жизни, не ценит себя как человека, как личность. Человек не ценит себя, если не чувствует своей автономности. Что такое автономность? Это понимание , с одной стороны своей принадлежности к миру людей, а с другой – того, что каждый человек и «Я» в том числе индивидуален и неповторим. Автономность – второй «кирпичик» структуры профессионального выбора.
От уровня автономности зависит умение принимать решения. По сути, выбор профессии – это решение, которое принимает человек. Но принимать решение, то есть брать на себя ответственность, может только автономный человек. Принимая решение, человек на основе анализа выбирает путь для дальнейшего развития и совершенствования. Отказ от принятия решения, желание пустить дела на самотек всегда ведут к регрессу и деградации личности. У принятия решения есть свой алгоритм. Итак, третий кирпичик – это умение принимать решение
Мы уже говорили о том, что жизнь человека – это непрерывный процесс. Каждый настоящий момент – результат всего уже прошедшего с нами и он обязательно влияет на будущее. Поэтому нельзя рассматривать выбор профессии как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем в будущее, то есть планируем. Во всем цивилизованном мире существует термин «планирование жизни, планирование профессионального пути». Не надо воспринимать его как жесткое расписание, хотя и такой вариант возможен. Наиболее типичен другой вид планирования – определение образа жизни, какого человек хочет достичь в 30, 40, 50 лет, и путей его достижений, а также промежуточных сроков. Молодой человек хочет к 35-40 годам быть преуспевающим врачом – хорошим специалистом, к которому трудно попасть на прием, и обеспеченным человеком. Это планируемый образ. Теперь планируемые шаги: поступление в медицинский вуз, успешная учеба в нем и успешное окончание; поступление либо в солидную клинику, где есть возможность продвижения, либо туда, где возможна обширная самостоятельная практика. Причем это надо сделать к 25-26 годам, иначе к желаемому сроку не накопится достаточный опыт. Повышение квалификации это все относится к профессионализму. Для достижения материального благополучия надо иметь либо ученую степень, либо заняться частной практикой. Кроме того, в имидж преуспевающего человека входит еще наличие счастливой семьи. И так далее. Таким образом, четвертым «кирпичиком» является умение планировать.
И наконец пятый кирпичик – эмоциональное отношение к выбору каким образом можно произнести фразу «Больше некуда было податься»? скорее всего безразличным…
Страх перед выбором, страх перед началом самостоятельной жизни, безразличие, излишняя восторженность препятствуют адекватному выбору. Более полезно ровное отношение, радость от достигнутого. Они увеличивают силы человека.
Техника «Составление информационной карты» (20 мин)
Задачи: практически закрепить полученные знания; повысить активность участников группы в поиске необходимой информации.
Упражнение выполняется письменно на подготовленных заранее бланках.
Инструкция: «Только что мы говорили о тех знаниях и качествах, которые необходимы при выборе. А теперь от абстрактных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого «кирпичика» - информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу с ней.»
Что мне интересно знать или делать? | В какой профессии я могу это достичь? | Что мне нужно для достижения этой профессии? |
Техника «Магазин» (10 мин)
Цель – признание множественности вариантов для совершения выбора.
Участникам предлагается набор всевозможных предметов, которые выкладываются на столе (это могут быть канцелярские товары, небольшие игрушки и пр.). каждый по очереди приходит в магазин и выбирает понравившийся предмет. Когда все сделают свой выбор, они объясняют, почему захотели именно этот предмет. Что было труднее – выбрать или объяснить свой выбор? Чем ребята руководствовались в выборе?: вещь просто понравилась или она полезна и применима для чего-то?
Техника «Мой выбор (10 мин)
Цель – развитие способности самоопределения.
Участникам предлагается опять прийти в магазин, но выбирать придется не предметы, а будущие профессии. Ведущий будет продавцом, который записывает на карточках по желанию каждого участника, его будущую социальную роль или профессию и отдает ее покупателю. Разрешается выбрать несколько профессий. Когда все участники побывают в магазине, они объясняют свой выбор.
Ведущий спрашивает их: насколько этот выбор был сложен для них? По каким критериям выбиралась профессия: модно быть кем-то, большая зарплата, нравится специальность, желание родителей, хочется попробовать себя в этой деятельности, не хочется расставаться с другом, так как приходится учиться в других городах?
Следует объяснить ребятам, что профессия – это конкретная специальность, а социальная роль – это домохозяйка, отец семейства, многодетная мать, «вечный студент», пенсионер.
Рефлексия (5 мин)
На завершающем этапе участники делятся впечатлениями о пройденном занятии, выражают свои пожелания.