Диагностика личности
Текст для выступления на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_lichnosti.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика личности обучающихся как необходимое условие качества образования
Успешное обучение в школе ребенка обусловлено многими факторами: его задатками, способностями, условиями их развития в дошкольном и школьном возрасте, условиями проживания, процессом воспитания, социальным благополучием в целом, психическим и физическим здоровьем, особенностями типа темперамента и чертами характера. Перечислять факторы, влияющие на качество обучения можно бесконечно. Я остановлюсь на отдельных психолого-педагогических факторах, которые можно отследить при помощи диагностики личности и в той или иной мере их корректировать, учитывать в учебной деятельности и тем самым повышать качество образования.
Важную роль в успешном обучении играет тип темперамента. В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств – интенсивности и скорости протекания психических процессов. Данный критерий личности напрямую влияет на уровень работоспособности учащегося на уроке. Для определения типа темперамента мы в своей практике применяем тест «Тип темперамента» Айзенка.
Характер - это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. В переводе с древнегреческого означает «отпечаток», «признак», «примета», «особенность». Характер – это по большей части результат воспитания и самовоспитания. В отличие от темперамента, в значительной мере обусловленного врожденными качествами, характер складывается преимущественно на протяжении жизни, под влиянием общения с другими людьми. Наиболее часто используются методики определения акцентуаций характера (опросник Шмишека, ПДО), а также многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла.
Значительно влияет на качество обучения уровень самооценки. Низкая самооценка обуславливает неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. У большинства учащихся отмечается страх перед проверкой знаний и публичными выступлениями, даже если они знают учебный материал.
При наличии неадекватно высокой самооценки у обучающихся часто складывается безответственное, безразличное отношение к учебе.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, свою ценность. (Тест «Самооценка», «Лесенка» и т.д.).
Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Понимание своих переживаний, причин возникающих эмоций позволяет человеку лучше контролировать свое поведение, добиваться успехов, преодолевая негативные состояния. Чаще всего используется методика цветовых предпочтений Люшера.
Оценка уровня тревожности.
Важный момент в успешности обучения – учебная мотивация. При этом стоит учитывать, чем выше уровень интеллекта ребенка, тем выше его учебная мотивация. Уровень мотивации зависит еще и от возраста детей.
У обучающихся 1 класса уровень мотивации достаточно высокий. Постепенно он снижается. К 5 классу уровень мотивации преобладает средний, к 7 классу – низкий.
К 9 классу уровень мотивации незначительно увеличивается, так как у детей появляется цель – закончить 9 класс и продолжить обучение в 10 кл.
В 10 кл. – незначительное снижение, так как поставленная цель достигнута
В 11 кл. – вновь незначительное повышение, так как появляется новая цель: сдать экзамены, ЕГЭ, закончить школу.
В связи с тем, что в 7-8 классах низкая учебная мотивация, качество обучения в данных классах снижается, иногда до критического уровня.
Одним из важных условий в успешности обучения является уровень интеллектуального развития учащихся. Данный критерий отслеживается на параллели 1-х, 4-5-х, 7-х, 9-х, 10-11 классов. Достаточно часто.
1 класс – изучаем исходный уровень. Проводится только на конец 1 класса. Методика Э.Ф. Замбицявичене «Изучение интеллектуального развития детей 7-9 лет»
4-5 классы – переход детей на 2 ступень обучения, преемственность.
7 класс – середина образовательного процесса.
9-10 классы – переход детей на 3 ступень образования, преемственность.
11 класс – уровень интеллекта на выходе детей из школы.
Частота среза связана с тем, чтобы своевременно выявить прогресс ребенка в сфере интеллекта или его регресс. Так как методики ГИТ и ШТУР созданы на основе необходимого минимума знаний школьной программы, то по ним можно не только выявить уровень логического мышления, но и уровень знаний по нескольким предметам (истории, математике, русскому языку, литературе, географии, биологи).
Классному руководителю получившему результаты обследований важно обратить внимание по какому именно критерию у ребенка низкие результаты, что у него западает, соотнести это с оценками ребенка по данному предмету, сообщить об этом учителю-предметнику для дальнейшей активизации индивидуально-дифференцированного подхода на уроке.
Вывод: Учитывая данные даже только этих обследований, зная особенности каждого ученика класса, можно строить работу на уроке таким образом, чтобы в полной мере использовать индивидуально-дифференцированный подход, что приведет к более качественному образованию.
|