Доклад на тему: "Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе реабилитации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в РЦ | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая реабилитация (основные компоненты)
Цель психологического сопровождения Повышение реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ, способствующего его успешной социализации и интеграции в общество. Задачи психологической службы: Выявление уровня и особенностей психического развития, структуры дефекта ребёнка. Определение его реабилитационного потенциала, адаптивных возможностей. Профилактика вторичных дефектов. Коррекция и профилактика психических отклонений. Формирование коммуникативных навыков, . Просвещение и обучение методам работы с ребёнком с ОВЗ членов его семьи.
Субъекты психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ Психолог Ребёнок с ОВЗ Родители Сверстники
Взаимодействие психолога с командой специалистов-реабилитологов Узкие специалисты : музыкальный работник, преподаватель по татарскому языку, воспитатель по ручному труду, воспитатель комнаты Марии Монтессори , воспитатель по игротерапии, мед.сёстры по электро- и парафино- лечению.
основным направлениям деятельности психолога - организационно-методическая деятельность; - профилактика и просветительская работа; - диагностическая деятельность; - консультативная деятельность; - коррекционно-развивающая работа; - экспертная работа;
Методы психологического воздействия на ребёнка с ОВЗ
Направления психологического сопровождения родителей, педагогов и мед.работников
Теоретическое просвещение родителей, педагогов: Цель: формирование у родителей и педагогов, мед.работников определённого объёма знаний из области общей, возрастной и специальной психологии . Уровни теоретических знаний:
Индивидуальный профиль психического развития ребёнка Компенса-ция Профилактика
Формы теоретического образования в психологии
Практическое обучение родителей, педагогов, мед.работников : Цель: обучение методам и приёмам реабилитации детей в условиях реабилитационного центра, домашних условиях.
Преимущества обучающих занятий совместно с родителями и детьми: - увеличение длительности психологического воздействия на родителя; - динамический характер детско-родительских групп в ходе курсовых встреч с психологом (родитель находится в позициях: наблюдателя – слушателя – исполнителя - творца); - возможность следования психологом важному в специальной психологии принципу единства диагностики и коррекции; -использование в образовательном процессе родителей принципа причинности;
Преимущества обучающих занятий совместно с родителями и детьми: - формирование активной позиции родителей в реабилитационном процессе (отмечаются истинно активная, притворно активная, пассивная и безразличная позиции родителей); - формирование адекватных родительских установок («зоны ближайшего и актуального развития ребёнка»); - использование приёма ненаправленного воздействия на родительские установки; - возможность создания родительских сообществ; -возможность динамического отслеживания психологом и родителями процесса формирования детско-родительских отношений, эффективности влияния психолога на этот процесс
Фазы психологического осознания родителями факта рождения ребёнка с каким-либо нарушением в развитии : 1. состояние растерянности, страха или агрессии . Родители испытывают чувство собственной неполноценности, вины, растерянности, беспомощности. 2. фаза «отрицания» поставленного диагноза . Родители отказываются от обследований, становятся неоправданными оптимистами. 3. фаза погружения в депрессию , на которой родители признают диагноз ребёнка и испытывают горе, обиду. 4. фаза самостоятельного, сознательного обращения за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации.