Доклад на тему: "Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе реабилитации"

Малютина Олеся Юрьевна
В докладе отмечается важность комплексной работы команды специалистов психолого-медико-педагогического профиля в процессе реабилитации детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра. Раскрываются основная цель, задачи, направления, формы и методы психологического воздействия на различных субъектов реабилитационного процесса (дети, родители, специалисты).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе реабилитации Педагог-психолог МАУО «Надежда» Малютина О.Ю.

Слайд 2

Психологическая реабилитация (основные компоненты)

Слайд 3

Цель психологического сопровождения Повышение реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ, способствующего его успешной социализации и интеграции в общество. Задачи психологической службы: Выявление уровня и особенностей психического развития, структуры дефекта ребёнка. Определение его реабилитационного потенциала, адаптивных возможностей. Профилактика вторичных дефектов. Коррекция и профилактика психических отклонений. Формирование коммуникативных навыков, . Просвещение и обучение методам работы с ребёнком с ОВЗ членов его семьи.

Слайд 4

Субъекты психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ Психолог Ребёнок с ОВЗ Родители Сверстники

Слайд 5

Взаимодействие психолога с командой специалистов-реабилитологов Узкие специалисты : музыкальный работник, преподаватель по татарскому языку, воспитатель по ручному труду, воспитатель комнаты Марии Монтессори , воспитатель по игротерапии, мед.сёстры по электро- и парафино- лечению.

Слайд 6

основным направлениям деятельности психолога - организационно-методическая деятельность; - профилактика и просветительская работа; - диагностическая деятельность; - консультативная деятельность; - коррекционно-развивающая работа; - экспертная работа;

Слайд 7

Методы психологического воздействия на ребёнка с ОВЗ

Слайд 8

Направления психологического сопровождения родителей, педагогов и мед.работников

Слайд 9

Теоретическое просвещение родителей, педагогов: Цель: формирование у родителей и педагогов, мед.работников определённого объёма знаний из области общей, возрастной и специальной психологии . Уровни теоретических знаний:

Слайд 10

Индивидуальный профиль психического развития ребёнка Компенса-ция Профилактика

Слайд 11

Формы теоретического образования в психологии

Слайд 12

Практическое обучение родителей, педагогов, мед.работников : Цель: обучение методам и приёмам реабилитации детей в условиях реабилитационного центра, домашних условиях.

Слайд 13

Преимущества обучающих занятий совместно с родителями и детьми: - увеличение длительности психологического воздействия на родителя; - динамический характер детско-родительских групп в ходе курсовых встреч с психологом (родитель находится в позициях: наблюдателя – слушателя – исполнителя - творца); - возможность следования психологом важному в специальной психологии принципу единства диагностики и коррекции; -использование в образовательном процессе родителей принципа причинности;

Слайд 14

Преимущества обучающих занятий совместно с родителями и детьми: - формирование активной позиции родителей в реабилитационном процессе (отмечаются истинно активная, притворно активная, пассивная и безразличная позиции родителей); - формирование адекватных родительских установок («зоны ближайшего и актуального развития ребёнка»); - использование приёма ненаправленного воздействия на родительские установки; - возможность создания родительских сообществ; -возможность динамического отслеживания психологом и родителями процесса формирования детско-родительских отношений, эффективности влияния психолога на этот процесс

Слайд 15

Фазы психологического осознания родителями факта рождения ребёнка с каким-либо нарушением в развитии : 1. состояние растерянности, страха или агрессии . Родители испытывают чувство собственной неполноценности, вины, растерянности, беспомощности. 2. фаза «отрицания» поставленного диагноза . Родители отказываются от обследований, становятся неоправданными оптимистами. 3. фаза погружения в депрессию , на которой родители признают диагноз ребёнка и испытывают горе, обиду. 4. фаза самостоятельного, сознательного обращения за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации.