Тренинг в комнате сенсорного развития с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на тему: «Говорю молча».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг на формирование невербальных средств общения у дошкольников | 223.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг в комнате сенсорного развития
с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
на тему: «Говорю молча».
Тренинг входит в раздел формирования коммуникативной сферы дошкольников «Невербальное общение», направлен на изучение ребёнком собственных эмоций, чувств, тела. Невербальное общение в онтогенезе формируется раньше вербального и включается в основу формирования речи как ВПФ. В более старшем дошкольном и школьном возрасте невербальная коммуникация активно включается в сферу речевого общения и значительно обогащает его. К тому же телесное и эмоциональное общение является основой формирования базовых составляющих психического развития человека. Оборудование сенсорной комнаты используется для создания эмоциональной атмосферы, релаксации или активизации детей на разных этапах тренинга, для решения задач тренинга.
Задачи тренинга:
1. Закреплять умение узнавать основные эмоции, движения, имитировать их и подбирать к ним события.
2. Упражнять в передаче своих эмоций, чувств мимикой, жестами, движениями.
3. Совершенствовать невербальные средства самовыражения.
4. Воспитывать интерес к миру невербального общения, развивать эмпатию.
Ход:
Вводная часть:
Мини беседа по теме «Я говорю» (оборудование: люминисцентная доска, фонари) (перечисляются все средства общения: речь, жесты, мимика, движения). Вспоминаются по пиктограммам основные эмоции. Акцент делается на невербальные средства общения.
Детям предлагается отправиться в путешествие в «Страну молчунов» (включаются звуки взлёта самолёта, голубой фонарь, проектор «Облака», дети «летят»).
Психогимнастическое упражнение «Отгадай» (оборудование: панель «Столбики»). Дети по очереди выходят к панели и показывают один жест, одно движение. Все участники отгадывают значение жеста или движения. Отгадавший выходит в центр и показывает свой жест или движение.
Психогимнастическое упражнение «Менялки» (оборудование: панель «Цветные клетки»). Дети садятся на цветные клетки. По хлопку ведущего они имитируют на лице разные эмоции. Те дети, у которых эмоции совпали, меняются местами. Все дети должны поменяться местами хотя бы 2 раза.
Основная часть:
Упражнение «Жители страны Молчунов» (оборудование: люминисцентная доска, фонари). Детям предлагается дорисовать круги как лица различных персонажей, жителей страны с различным настроением. Можно прорисовать определённый сюжет- «Курица и цыплята» (превратить круги в лица цыплят с различным настроением, например, это грустный цыплёнок, так как не нашёл червячка, этот- весёлый, он напился воды…). Таким образом, в предварительной беседе или по ходу рисования разворачивается простой сюжет, в него вплетаются герои с различным настроением.
Игра «Наоборот» (оборудование: мягкие маты, красный фонарь). Ведущий называет действие, наречие…, участники- жители страны показывают его противоположности. Например, «Я стою» (ложатся), «Я плачу» (смеются), «Я молчу» (говорят) и т.п.
Упражнение «Расскажи о себе» (оборудование: диапроектор «Поляна», проекция на пол). Ведущий задаёт определённое действие, все участники-жители страны по очереди должны подобрать и показать в движении, жестах к какому событию из их жизни оно подходит. Например, «Я люблю делать….», «Я его боюсь…..», «В это я люблю играть…..», «Так я сплю…».
Игра «Говорим молча» (оборудование: тактильная панель). Один ребёнок-молчун загадывает предмет, ассоциируя его с образцом панели, показывает его. Все участники задают ему вопросы по этому предмету, стараясь отгадать его. «Молчун» их направляет, отвечая на высказывания детей жестами- кивок (да), мотание головой в стороны (нет), показ рукой на ребёнка, который правильно ответил (верно). Начинаются вопросы с обобщающих понятий и обширных тем: это живое? это мебель?...
Игра «Магазин в стране Молчунов» (оборудование: светооптическое волокно). Ведущий-продавец называет товар в магазине, изображая его на панели; дети-покупатели жестами и мимикой показывают своё отношение к этому товару (вкусно, кисло, горько, красиво, отвратительно, безразлично...). Например, продаётся лимон…таракан…макароны…сосульки…змея…
Заключительная часть:
Игра « Цветик-семицветик» (материал: пиктограммы эмоций, шнурок). Жителям страны предлагается вспомнить прожитый день и составить его эмоциональный портрет: цветок, где в центре будет располагаться эмоция главного события дня, её будут окружать лепестки – эмоции других событий дня. Взрослые смогут определить по цветку общее эмоциональное состояние ребёнка в этот день.
Прощание со «Страной Молчунов». Дети прощаются разными жестами, движениями по кругу, повторяться нельзя.
Рефлексия: дети делятся своими ощущениями: плюсы и минусы невербального общения, трудности и успехи детей в ходе путешествия, складывая камешки разных цветов в две шкатулки. «+» и «-». Какая шкатулка перевесит, тот способ общения и побеждает в данный момент в коллективе (невербальный или вербальный).