Конспект коррекционно-развивающего занятия по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростков

Цель: формирование у подростков и их родителей умения сопереживать друг другу, понимать чувства другого, развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, осознание своего поведения в различных семейных ситуациях, осознание с помощью чего в семье достигается мир и согласие в семье, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_vmeste.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по коррекции детско-родительских отношений, в семьях воспитывающих подростков «Мы вместе».

Цель: формирование у подростков и их родителей умения сопереживать друг другу, понимать чувства другого, развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, осознание своего поведения в различных семейных ситуациях, осознание с помощью чего в семье достигается мир и согласие в семье, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого воображения.

Время: 1 час 30 минут.

Оборудование: карточки (примерно в два раза больше, чем участников) с изображением цветов (роза, репей, одуванчик, колокольчик, пион, фиалка, гладиолус, ромашка, шиповник, георгин и др.), карточки с незаконченными предложениями (отдельно для родителей и отдельно для детей) по количеству участников для упражнения «Цветок – мой образ», текст китайской притчи «Ладная семья», пластиковые блюдца по количеству участников, мелкая крупа (манка, рис, гречка, пшено), маленькие камушки, ракушки, бусинки, крашеная соль, пачка спагетти, влажные салфетки, спокойная музыка без слов; подушечки по количеству участников, картон, ножницы, клей ПВА, скотч, цветная бумага, маркеры, степлер, в спокойная музыка без слов, аудиомагнитофон.

1. Ритуал приветствия «Здравствуйте по-германски».

Техника проведения: все участники стоят в кругу.

Ведущий: «Уважаемые участники давайте мы поприветствуем друг друга, но делать это будем необычным способом, по-германски: простое рукопожатие и взгляд в глаза».

      2.Разминка. Игра « Сигнал».

Цель: настрой группы на занятие, снятие мышечных зажимов.

Время: 8 минут.

Техника проведения: участники стоят в кругу, держась за руки, ведущий передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего участника справа. Участник, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой и т.д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего. Тоже  повторяется в другую сторону.

Когда участники усвоят эту игру можно усложнить:

- передавать «сигнал» участникам, у которых закрыты глаза;

 -передавать «сигнал», состоящий из нескольких нажимов руки.

Инструкция: «Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Сейчас я передам «сигнал» лёгким нажатием руки моего соседа справа, мой сосед должен будет передать «сигнал» рядом стоящему правой рукой и т.д. по кругу, пока «сигнал» не дойдёт до меня.

Анализ упражнения:

  1. Удалось ли вам передать сигнал?
  2. Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

3. Упражнение «Цветок – мой образ».

Цель: осознание своего поведения в различных семейных ситуациях.

Время: 25 минут.

Оборудование: карточки (примерно в два раза больше, чем участников) с изображением цветов (роза, репей, одуванчик, колокольчик, пион, фиалка, гладиолус, ромашка, шиповник, георгин и др.), карточки с незаконченными предложениями (отдельно для родителей и отдельно для детей) по количеству участников.

Техника проведения: участники сидят в кругу на полу (на подушечках), в центре круга расположены карточки с изображением различных цветов. Ведущий раздаёт участникам карточки с незаконченными предложениями (отдельно для родителей и отдельно для детей). Каждый из участников, по очереди должен прочитать предложения и закончить его, используя при этом название цветка, выбрав карточку с его изображением.

Незаконченные предложения для родителей:

  1. Когда мой сын (моя дочь) приносит со школы плохую оценку, я …
  2. Когда мой сын (моя дочь) приносит со школы хорошую оценку, я…
  3. Когда мой сын (моя дочь) помогает мне по дому, то я …
  4. Когда мой сын (моя дочь) не хочет помогать мне по дому, то я …
  5. Когда я обнимаю моего сына (мою дочь), то я…
  6. Когда мой сын (моя дочь) обнимает меня, то я …
  7. Когда мы с моим сыном (с моей дочерью) проводим время вместе, то я…
  8. Когда я дарю своему сыну (своей дочери) подарок, то я…
  9. Когда мой сын (моя дочь) дарит мне подарок, то я…
  10. А вообще я…

Незаконченные предложения для детей:

1.Когда я приношу со школы плохую оценку, я …

2.Когда я приношу со школы хорошую оценку, я…

3.Когда я помогаю маме (папе) по дому, то я …

      4.Когда я не хочу помогать маме (папе) по дому, то я …

5.Когда я обнимаю мою (моего) маму (папу), то я…

6.Когда моя мам (мой папа) обнимает меня, то я …

7.Когда мы с моей мамой(с моим папой) проводим время вместе, то я…

8.Когда я дарю своей маме (своему папе) подарок, то я…

9.Когда моя мама (мой папа) дарит мне подарок, то я…

10.А вообще я…

Анализ упражнения:

 - Какие эмоции Вы переживали при выполнении данного упражнения?

- Какие затруднения возникали у Вас при выполнении данного упражнения?

4. Притча «Ладная семья».

Цель: осознание детьми и родителями с помощью чего в семье достигается мир и согласие.

Время: 15 минут.

Оборудование: текст китайской притчи «Ладная семья».

Притча «Ладная семья»  (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая.  Более  ста  человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили  всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье  и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи  мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте. Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

 Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- И мира тоже»

Материал взят с сайта: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/03/02/kitayskaya-pritcha-ladnaya-semya

Техника проведения: участники сидят в кругу, ведущий читает вслух притчу «Ладная семья», после чего проходит обсуждение.

         Вопросы для обсуждения:

- Почему притча называется «Ладная семья»?

- Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы в семье был лад?

5. Изготовление «злой» коробки.

Цель: формирование умения сопереживать друг другу, понимать чувства другого, развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

Время: 20 минут.

Оборудование: картон, ножницы, клей ПВА, скотч, цветная бумага, маркеры, степлер, влажные салфетки, спокойная музыка без слов, аудиомагнитофон.

Техника проведения: упражнение выполняется в парах «родитель-ребёнок» под музыку.

Инструкция: «Уважаемые участники, для выполнения данного упражнения вам нужно будет разбиться на пары «родитель – ребёнок». Иногда мы приходим домой в не очень хорошем настроении, даже злые. И тогда мы рискуем сорваться на наших близких людей. Для того, чтобы вы всегда могли оставить ваше плохое, злое настроение, для этого я предлагаю вам смастерить «злую» коробку. В неё вы можете складывать своё злое настроение, например, написать «злую» записку или нарисовать «злой» рисунок, порвать и выбросить их в эту коробку, также в коробку можно поместить карандаши, ручки, бумагу, которые могут вам понадобиться для того, чтобы писать записки, рисовать. На «злую» коробку можно наклеивать «злые» наклейки, пуговицы на пластилин и др. Не забывайте о том, что ваши «злые» коробки нужно будет периодически очищать для того, чтобы «злоба» не накапливалась в вашем доме. Для изготовления «злой» коробки, которую вы изготовите одну вместе с вашими родителями или вместе с вашими детьми, вы можете использовать всё, что лежит на центральном столе: цветную бумагу, картон, клей ПВА, скотч, степлер, маркеры».

Вопросы для обсуждения:

- Где и как вы планируете использовать вашу «злую» коробку?

- Как вы думаете, на какое время вам её хватит?

6. Изготовление «Мандалы».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие творческого воображения.

Время: 15 минут.

Оборудование: пластиковые блюдца по количеству участников, мелкая крупа (манка, рис, гречка, пшено), маленькие камушки, ракушки, бусинки, крашеная соль, пачка спагетти, влажные салфетки, спокойная музыка без слов; подушечки по количеству участников; световые столы с кварцевым песком по количеству пар «ребёнок-родитель».

Техника проведения: участники сидят на подушечках в кругу, материалы для работы расположены в центре круга. Участники изготавливают мандалы под музыку.

Инструкция: «Уважаемые участники, сейчас каждому из вас я предлагаю изготовить мандалу  - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Для её изготовления вы можете использовать все материалы, которые расположены в центре».

Примечание: для того, чтобы участники понимали, что такое мандала ведущий может показать им для примера несколько подготовленных им заранее готовых мандал.

Анализ упражнения:

- О чём вы думаете, когда смотрите на свою мандалу?

- Какие эмоции у вас возникали при выполнении мандалы?

- Хотели бы вы что-либо изменить в своей мандале?

7. Упражнение «Сосулька».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Время: 5минут.

Инструкция: «Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя. А теперь вы из сосульки превратились снова в частников нашей группы».

Материал взят с сайта: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/12/16/trening-dlya-pedagogov-uprazhneniya-dlya-snyatiya-psikhoemotsionalnogo

Анализ упражнения:

- Что вы чувствовали, когда выполняли данное упражнение?

- Хотели бы вы повторить это упражнение ещё раз?

8. Упражнение с элементами пескотерапии  «Дом, в котором мы живём».

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.

Время: 10 минут.

Оборудование: световые столы с кварцевым песком по количеству пар «ребёнок-родитель».

Техника проведения: данное упражнение выполняется в парах «родитель-ребёнок». Перед тем, как приступить к работе с песком, ведущий знакомит подростков и родителей с основными техниками рисования песком на световом столе, правилами безопасности при работе. Каждая пара подходит к одному из столу (ведущий может заранее указать подросткам и родителям, за какими столами будет работать каждый из них) и выполняет инструкцию педагога.

Инструкция: «Итак, вы ознакомились с основными способами рисования песком на световых столах, а также правилами безопасности при работе. Представьте дом, в котором вы хотели бы жить и изобразите этот дом на столе. Дети и родители могут жить в одном или в разных домах. Если вы хотели бы жить с вашим ребёнком или с вашим родителем в разных домах, то тогда вам необходимо будет изобразить разные дома на одном столе, а если в одном – то один общий дом».

Примечание: некоторые участники могут отказываться рисовать дом на одном столе со своим родителем или ребёнком. В таком случае, участнику необходимо предоставить возможность нарисовать дом на отдельном столе (ведущий может предоставить участнику свой стол, который он использовал для демонстрации основных приёмов рисования).

Анализ упражнения:

- Что вы чувствовали, когда выполняли данное упражнение?

- Какие сложности у вас возникали при выполнении данного упражнения?

9. Рефлексия занятия.

10. Ритуал прощания «До свидания» (см. Занятие №1).