Выступление на региональном семинаре –практикуме на тему: "Формирование нейропсихологического пространства у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Малютина Олеся Юрьевна
В выступлении отмечается актуальность и высокая эффективность использования нейропсихологических методов в профилактике и коррекции проблем обучения участников инклюзивного образования. Раскрывается сущность метода двигательных техник, важность их влияния на базовом уровне психического развития ребёнка. Отмечается, что формирование нейропсихологического пространства участников образовательного процесса должно проходить в различных видах деятельности, а различные методы двигательных техник могут и должны применяться различными специалистами психолого-педагогического профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на региональном семинаре –практикуме «Инновации и современные педагогические технологии в системе специального и инклюзивного образования»

по теме: «Формирование нейропсихологического пространства у детей с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования».

В настоящее время во всем мире отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Особенно ярко эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ в ходе учебной деятельности, ведущей в данном возрасте. Объективные клинические исследования, как правило, не выявляют у этих детей грубых патологий и фиксируют варианты развития в пределах нижнее нормативных границ. Между тем проблемы обучаемости учащихся этой категории практически не поддаются разрешению.

Инклюзивное образование предполагает полноценное включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников, их обучение и воспитание с учётом возможностей здоровья и психологического статуса. В России проблема создания гибкой и эффективной, разноуровневой системы включённого образования актуальна и рассматривается с точки зрения важности и ценности для учеников обеих сторон- и здоровых сверстников, и детей «с особыми образовательными потребностями».  Проблема обучаемости в данном случае требует комплексной работы команды специалистов разного профиля с одной стороны, иного подхода к решению данной проблемы внутри каждого профиля психологической и педагогической работы с другой стороны.

Действительно, заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень».

Одним из путей решения данной проблемы является разработка и использование здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного и школьного инклюзивного образования.

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: педагогов, детей и родителей. Разработкой и внедрением данных технологий занимаются различные науки медицинского и психолого- педагогического профиля. В том числе активно этим занимается и нейропсихология- наука современности и будущего.

Нейропсихология- это наука о мозговой организации психических функций человека.

Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательной системы дошкольного и школьного уровня впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия.

В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление - нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебно- воспитательном процессе. В настоящее время отечественная нейропсихология и нейропедагогика располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребёнка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования и воспитания.

Так, мозг ребёнка продолжает формироваться и в период дошкольного, и школьного возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается правое полушарие, левое актуализируется только к 9-ти годам. Соответственно в дошкольном и младшем школьном возрасте обучение и воспитание должно проходить правополушарном способом, а именно, через творчество, образы, положительные эмоции, движения, пространство, ритм, сенсорные ощущения, «внешнюю речь» (проговаривание вслух). К сожалению, в практике всё происходит наоборот- дети должны на уроках и занятиях сидеть смирно, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. левополушарным способом. Именно поэтому обучение очень часто превращается в дрессировку ребёнка, что неизбежно приводит к снижению мотивации ребёнка к обучению, стрессам и неврозам, особенно в начальном звене школы. таким образом, знания из области нейропедагогики, нейропсихологии бесспорно дают прочную методологическую базу для грамотного построения психолого-педагогического процесса обучения и воспитания современного поколения.

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно -ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе с более взрослой популяцией школьников. Они входят в группу  методов  ненаправленной коррекции, согласно которым, направленно воздействуя на определённый участок головного мозга, мы соответственно опосредованно активизируем те функции, которые находятся в пространственной близости с данным участком (например, корректируя уровень произвольности движений, мы одновременно воздействуем на процессы мышления,  операции программирования и контроля). Так практика показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой положительный эффект и на уровне эмоциональной, и интеллектуальной сферы.

Методы двигательной (моторной) коррекции, направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми (причём в онтогенезе данные механизмы начинают формироваться уже в раннем детстве).

Наличие этих двух, противоположных по своей направленности коррекционных подходов — «сверху вниз» и «снизу вверх» — открывают нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован на «голову», а второй — «на тело».

Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма на практике чаще всего сводится к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Формирование нейропсихологического пространства участников образовательного процесса должно проходить в различных видах деятельности (на уроках, занятиях, в свободной деятельности, в кружковой работе, дома). Различные методы двигательных техник (релаксация, глазо-двигательные техники, дыхательные и когнитивные упражнения, упражнения на мелкую моторику и т.д.) могут и должны применяться специалистами психолого-педагогического профиля.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации роста проблемы школьной неуспеваемости оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. И, безусловно, полезными и эффективными они будут для всех участников инклюзивного образования.