Мастер-класс по теме: «Использование интерактивного оборудования в формировании нейропсихологического пространства у младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы нейропсихологического воздействия в условиях интерактивной среды | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме: «Использование интерактивного оборудования в формировании нейропсихологического пространства у младших школьников»
Задачи:
1. Просвещение по теме использования методов нейропсихологического воздействия на младших школьников в условиях интерактивной среды.
3. Формирование практических навыков в проведении двигательных техник.
2. Воспитание активной позиции в использовании методов нейропсихологической коррекции и развития в работе с детьми.
Ход: 1. Мини –лекция с элементами дискуссии.
В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ, скорее всего по причине яркого выделения проблем развития ВПФ на фоне уже не игровой (как в дошкольном возрасте), а учебной деятельности, ведущей в данном возрасте. Объективные клинические исследования, как правило, не выявляют у этих детей грубых патологий и фиксируют варианты развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их практически неразрешимы.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень».
Одним из путей решения данной проблемы является разработка и использование здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного и школьного образования.
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: педагогов, детей и родителей. Разработкой и внедрением данных технологий занимаются различные науки медицинского и психолого- педагогического профиля. В том числе активно этим занимается и нейропсихология- наука современности и будущего.
Нейропсихология- это наука о мозговой организации психических функций человека.
Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательной системы дошкольного и школьного уровня впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия.
В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление - нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебно- воспитательном процессе. В настоящее время отечественная нейропсихология и нейропедагогика располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребёнка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования и воспитания.
Так, мозг ребёнка продолжает формироваться и в период дошкольного, и школьного возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается правое полушарие, левое актуализируется только к 9-ти годам. Соответственно в дошкольном и младшем школьном возрасте обучение и воспитание должно проходить правополушарном способом, а именно, через творчество, образы, положительные эмоции, движения, пространство, ритм, сенсорные ощущения, «внешнюю речь» (проговаривание вслух). К сожалению, в практике всё происходит наоборот- дети должны на уроках и занятиях сидеть смирно, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. левополушарным способом. Именно поэтому обучение очень часто превращается в дрессировку ребёнка, что неизбежно приводит к снижению мотивации ребёнка к обучению, стрессам и неврозам, особенно в начальном звене школы.
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно оринетированные методы, которые зарекомендовали себя при работе с более взрослой популяцией школьников. Они входят в группу методов ненаправленной коррекции, согласно которым, направленно воздействуя на определённый участок головного мозга, мы соответственно опосредованно активизируем те функции, которые находятся в пространственной близости с данным участком (например, корректируя уровень произвольности движений, мы одновременно воздействуем на мышление, программирование и контроль). Так практика показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной, и интеллектуальной сферы.
Методы двигательной (моторной) коррекции, направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми (причём в онтогенезе данные механизмы начинают формироваться уже в раннем детстве).
Наличие этих двух, противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывают нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован на «голову», а второй — «на тело».
Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводится к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Основание для выделения данного иерархизированного комплекса уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.
I. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов».
II. «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром».
III. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».
Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы I-го уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; II-го уровня — на стабилизацию межполушарных взаимодействий; а III-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
Согласно иерархически организованной трехуровневой системе комплексной нейропсихологической коррекции, в данное занятие единовременно включены упражнения на всех трёх уровнях с учётом их онтогенетического развития.
Последующее включение методов коррекции на каждом из трёх уровнях мозговой организации должно происходить с учетом динамики индивидуальной и групповой работы. Соответсвенно результаты динамического наблюдения за участниками занятий по формированию нейропсихологического пространства проблемного ребенка позволят специалисту пополнить и углубить результаты проводимой им в последующем индивидуальной нейропсихологической диагностики для построения дальнейшего профиля индивидальной коррекции каждого участника.
При формировании индивидуальной программы нейропсихологической коррекции на каждого ребёнка акцент делается на уровнях, в развитии которых отмечается более глубокий дефект. Подразумевается поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений I, II и III уровней. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему. Вместе с тем, трудно себе представить ситуацию, при которой коррекционные занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов (III уровень). А в идеале, даже в относительно простых случаях, должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, I уровня с успехом могут ассимилироваться в программы II и III уровней в качестве составляющей любого из упражнений.
Важным составным элементом занятия является активное использование оборудования сенсорной комнаты как мощного современного реабилитационного воздействия на психическое развитие проблемного ребёнка, которое имеет ряд преимуществ:
1. Наличие основных сенсорных эталонов различной модальности (цвета, формы, фактуры поверхности, кинестетических ощущений и т.д.), с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий его мир. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибуляторных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования.
2. Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности и мощности их воздействия на детские анализаторы в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного ребенка.
3. Высокие мотивационные возможности оборудования к обучению, обостряющие чувствительность ребенка, активизирующие его мысли. Сенсорная комната обеспечивает почти мгновенное установление теплого контакта между педагогом и ребенком, что повышает уровень доверия между ребенком и педагогом, положительно настраивая друг друга для эффективной и результативной работы.
4. Вариативность взаимодействия разнообразного цветового, осязательного, звукового, музыкального фонов, возможность их изолированного и совместного использования в зависимости от поставленной цели.
5. Наличие силуэтных, абстрактных образов, связанных с основными сенсорными эталонами, создающих возможности для развития и коррекции свойств различных видов психических процессов. Мир сенсорной комнаты в различной комбинации её оборудования легко переносит клиентов в различные природные ландшафты, в мир фантазий и сказки.
6. Мягкое покрытие, цветовой, музыкальный фон, зеркала на стенах, тактильные вибраторы, комбинация оборудования создают благоприятные условия для психо-эмоциональной разгрузки, коррекции психических состояний, развития эмоционально-волевой сферы, самосознания ребенка.
Чем скуднее мир сенсорных ощущений, окружающих ребенка, тем уже мировоззрение и больше стереотипов, что создает предпосылки к девиантному поведению, агрессии и т.д. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения, и тем самым способствует развитию здоровой манеры поведения.
Оборудование сенсорной комнаты позволяет более глубже воздействовать на мозг ребёнка на сенсорном и психо-эмоциональном уровне.
2. Презентация занятия в сенсорной комнате по теме: «Морские обитатели» и проведение с участниками мастер-класса его элементов:
Цель:
- развитие высших психических функций;
- функциональная активация подкорковых образований мозга;
- обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
- стабилизация межполушарного взаимодействия;
- обеспечение приемов и тонкого анализа модально - специфической информации;
- обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней
Структура занятия:
- растяжка — 6—8 минут;
- дыхательные упражнения — 4—5 минут;
- глазодвигательные упражнения — 4—5 минут;
- телесные упражнения /упражнения для развития мелкой моторики рук ( 10 минут);
- упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы — 10—15 минут.
Ход занятия:
Психогимнастическое упражнение: «Яйцо» (оборудование: диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Расплывающиеся пятна», классическая музыка). Предлагается детям сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Представить себя морскими черепашками, которые вылупляются из яйца. Психолог садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает черепашонку «вылупляться».
«Тоннель» (вхождение в образ занятия). Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце (так дети попадают в «морское царство»).
Растяжка «Морская звезда» (оборудование: напольная интерактивная панель «Цветные клетки»). Исходная позиция — лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», лежащую на дне цветного океана (клеток), слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки (тянуться к горящим клеткам). Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом — левая рука и правая нога.
Растяжка «Морские змеи» (оборудование: напольная интерактивная панель «Цветные клетки»). Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде морских змей, охотившихся на морском дне:
- медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
- приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;
- вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.
Дыхательные упражнения «Морские ежи» (оборудование: напольная интерактивная панель «Водопад»). Исходная позиция — лежа на спине, на животе раскладываются светящиеся светооптические волокна. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый светящийся шарик (сделать горку- «морские ежи набрали в животик воды-надулись»), например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее- «шарик сдулся- воду выпустили». Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух- «воду».
Глазодвигательные упражнения «Голодная акула» (оборудование: сенсорные светящиеся шарики, палочки). Исходная позиция — лежа на спине, «акулы притаились, высматривают добычу». Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. Для привлечения внимания ребенка и зрительной фиксации пути движения взгляда рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы –сенсорные светящиеся палочки, мячики- «светящиеся рыбки». В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым или партнёром, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Телесные упражнения (выполняются перед зеркалом). Исходная позиция — лежа на спине.
- «Осьминог». Ребенок имитирует ногами «движения щупалец осьминога» (езду на велосипеде), касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.
- Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног «Весёлые осьминожки»:
- фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
- фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
- фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Волшебные танцы светящихся рыб» (Уфо-лампа, светящиеся перчатки). Исходная позиция — сидя на полу. Пальцы детей превращаются в светящихся рыбёшек (надетые перчатки светятся в свете Уфо- лампы):
• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
• «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с психологом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Упражнение «Кулак—ребро—ладонь»
Коммуникативное упражнение «Морские обитатели» (оборудование: люминисцентная доска, фонарики). Дети садятся полукругом перед доской. Первый ребёнок рисует на доске фонариком своего морского обитателя и делает какое-то движение руками, ногами, телом, изображая его. Вся группа хором повторяет имя морского обитателя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.
- Когнитивное упражнение «Медузы», «Осьминожки» (формирование пространственных представлений, стимуляция осязательного восприятия) (оборудование:диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Море»). Варианты игры: 1) дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.; 2) дети садятся паравозиком, близко друг к другу, руки расставляют в стороны, веером, представляя медузу, осьминога. Один участник с закрытыми глазами пытается определить чьи руки-«щупальца» он нашёл, что они делают (извиваются, напряжены, висят)
- Релаксация «Парусник» (оборудование: музыка «Звуки моря», диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Море»). Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Психолог поясняет: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)». Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.
- Рефлексия занятия: дети вспоминают игры и упражнения, проводимые по ходу занятия, обсуждают что им удалось, какие трудности они испытывали, какие ощущения пережили при выполнении заданий (в разных образах, индивидуально, в парах).
- Психолог предлагает эмоционально-тактильную оценку занятия- погладить себя, друг друга ладошками, тыльной стороной кисти, пальчиками, улыбнуться друг другу и попрощаться до следующей встречи.
3. Заключительная часть: рефлексия участников, подведение итогов.