Выступление на региональном семинаре «Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями» на базе ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г.Казань) Нижнекамского филиала.
Произвольность- это функция, которая "модулирует" все развитие ребёнка, детерминирует психические новообразования. Она является важной составляющей воли, оперраций программирования и контроля, мотивационной активности. формирование произвольности психической активности согласно современной модели психического развития ребёнка является одной из трёх базовых составляющих, на основе которых выстраивается высший уровень психической деятельности. современный педагог должен подходить к проблеме коррекции и развития психических процессов ребёнка с точки зрения причинности и базовой направленности своей работы с ребёнком "снизу вверх", уметь диагностировать базовые предпосылки психического развития. Интерактивная среда поможет педагогу качественно провести работу по диагностике и развитию, профилактике и коррекции сенсомоторного (базового) уровня психической произвольной активности, на основе которой будут отстраиваться важные ВПФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
произвольность психической активности | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произвольность-это функция, которая «модулирует» всё развитие ребёнка, детерминирует психические новообразования.
Произвольность психической активности регуляция действий мотивационная активность волевые усилия контроль и программирование деятельности
Трёхуровневая модель психического развития ( ВПФ, познавательная сфера в целом) Высший уровень Базовые составляющие Уровень причин
Структура базовых составляющих психического развития 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1 уровень Произвольность ВПФ Произвольность сенсомоторной активности 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1 уровень Произвольность сенсомоторной активности Произвольность эмоциональной регуляции
Произвольность психической активности
Типология отклоняющегося развития
Произвольность психической активности в своём развитии может: Искажаться (РДА) Задерживаться (ЗПР) Недоразвиваться (у/о) Нарушаться (повреждаться) (ДЦП, нарушения слуха, зрения)
Развитие произвольности психической активности нарушается различно: При умственной отсталости При нарушениях речи
ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: последовательно оцениваются следующие параметры развития: Во-первых, возможность совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела в соответствии с заданной инструкцией (одновременное расслабление-напряжение обеих ног или рук, отдельных конечностей, попеременные движения конечностями, например, сгибание-разгибание руки или ноги). Во-вторых, возможность произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы) в направлении от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног. В-третьих, возможность регуляции силы мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое», желательно, с сохранением последовательности.
Законы развития движений 1.Закон преемственности функций . Становление двигательных навыков преемственно и поэтапно. 2.Закон перекрытия стадий . Ребёнок осваивает одни стадии, совершенствуясь в других. 3. Закон последовательной дифференциации . Сначала формируется общее движение, которое потом осуществляется изолированно. 4.Цефало-каудальный закон: последовательность включения различных частей тела в «работу». 5.Проксимо-дистальный закон : движения от средних линий тела к дальним. 6.Закон основной оси: движения в плоскости, параллельной основной оси тела.
Основные направления коррекционно - развивающей работы: Снизу вверх (онтогенетический подход) Сверху вниз (симптоматическая направленность)
Система занятий проводится с использованием двигательных техник и представляет собой трёх уровневую систему: У ровень 1: «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов» (элиминация дефекта и функциональная активация подкорковых образований). Уровень 2: «Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром» . ( элиминация дефекта и функциональная активация задних и премоторных отделов обоих полушарий мозга). Уровень 3: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторного процесса» (передние префронтальные отделы мозга)
Сенсорная комната- это организованная особым образом окружающая среда, в которой происходит «оккупация мозга» сенсорными стимулами
Этапы коррекционной работы I этап - адаптационный. Его цель - снять напряжение мышц, их релаксация. Данный этап был обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. II этап программы включал тренировку и развитие произвольного внимания. III этап программы был направлен на тренировку и развитие произвольности действий.. IV этап - тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача - формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять ее качество и эффективность выполнения.
Методы развития и коррекции произвольности двигательной активности
Команда специалистов , работающих над развитием произвольности двигательной активности
Методы нейропсихологической коррекции в коррекционно- развивающей и формирующей работе Растяжки- нормализуют гипотонус (снижена психическая и двигательная активность, эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость воли) и гипертонус . Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, опосредованно активизируют лобную долю, контролирующую мышление, речь и поведение. В сочетании с движениями языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Телесные упражнения , мелкая моторика развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии , мышечные зажимы- дифференциация сенсорной информации, опосредованно через лобную долю активизируют внутреннюю речь, произвольность и контроль .
Волшебный мир сенсорных ощущений Сенсорная комната СНУЗЛИН
Формирование произвольности владения собственным телом Упражнение «Берёзка»
Упражнение «Раскрась своё тело» Произвольность телесной ориентировки
«На берегу океана» Релаксация, расслабление-напряжение
Растяжка «Морская звезда» Произвольность двигательной активности тела
Упражнение «Чаша добра» Дыхательные упражнения, произвольность тела в вертикальной плоскости
Этюд «Пробуждение цветов»
Этюд «Бабочка в паутине»
Упражнение «Хвост павлина»
Упражнение «Лягушки и бабочки»
Люминисцентная доска.