Тренинг для родителей "Будущий первоклашка"

Полстянкина Ольга Александровна

Тренинг для родителей «Мой будущий первоклашка»

Цель: повышение родительской компетентности в области психологической готовности к школе.

Материал: бейджи, фломастеры, доска с мелом, мольберт магнитный, листы бумаги, карандаши простые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Мой будущий первоклашка»

Цель: повышение родительской компетентности в области психологической готовности к школе.

Материал: бейджи, фломастеры, доска с мелом, мольберт магнитный, листы бумаги, карандаши простые.

Ход тренинга:

1. Приветствие.

Упражнение «Подари улыбку». Родители встают в круг, берутся за руки. «Передают»  друг другу улыбку и пожатие руки.

2. Вступительное слово педагога – психолога.

Информирование родителей о содержании тренинга и формах работы.

3. Упражнение – дискуссия «Идеальный первоклассник».

Цель: Осознание разницы  между  ожиданиями и реальностью.

- Участникам предлагается назвать качества идеального первоклассника (черты характера, внешний вид) и записать их на листе ватмана.

На втором листе записываются черты характера и поведения, присущие в то время, когда родители сами пришли в первый класс.

- Обсуждение,  обмен чувствами.

- Комментарии педагога – психолога. Как показывает опыт, разница между ожиданиями и реальностью очевидна. Идеальный образ первоклассника: (аккуратный, собранный, ответственный, отличник, внимательный и т.д., ) далёк от реального (растерянный, шаловливый, ошибающийся, весёлый, любящий побегать, подраться  и т.д.).

Вывод: если отрицать реальность в угоду идеалу, то происходит невротизация и родителей, и ребёнка. Жизнь разнообразней идеальных представлений о ней.

4. Упражнение – дискуссия «Каким я был первоклашкой»

Цели: через личный опыт увидеть и почувствовать разницу между идеальными представлениями о школьниках и реальностью; акцентировать внимание родителей на адекватности их ожиданий от поведения и реакции детей.

- Участникам предлагается вспомнить  себя в первом классе: какими были трудности и неудачи, какие смешные или грустные истории происходили, ситуации успеха или неуспеха; кто им помогал, от кого они ждали помощи.

Вывод: дети также нуждаются в помощи, как и мы когда-то. Особенности этого периода в том, что истинная готовность к школе формируется у ребёнка в процессе  обучения к концу первого полугодия. Выпуская зрелого дошкольника, а не готового школьника, мы не можем ждать от него совершенной готовности к школе. Стремясь к воспитанию самостоятельности, не стоит забывать о необходимости поддерживать ребёнка, проявлять чуткость к его переживаниям.

5. Информационная справка.

Сообщение педагога – психолога по теме «Причины школьной дезадаптации»

  1. Недостаточная подготовка к школе: ребёнку не хватает знаний и навыков, чтобы справится со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки.
  2. Нехватка навыков по контролю над собственным поведением. Ребёнку тяжело сидеть целый урок,  молчать на уроке и т.д.
  3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных, либо у детей по природе медлительных.
  4. Социальная дезадаптация. Ребёнок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

6. Упражнение «Пропись»

Цель: через проживание собственного опыта восприятия различных посланий (положительных и отрицательных) сделать вывод о том, какой вид обращения к ребёнку эффективен в различных ситуациях.

7. Упражнение: « Что в имени тебе моём…» (Родители пишут на листках бумаги имена своих детей вертикально и расшифровывают каждую букву имени) Обсуждение.

8. Материал «Кто должен готовить ребёнка к школе»

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

 Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни  детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание.

В  дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе.         Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они обижаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

9. Результаты фото-выставки «И всё повторится сначало….»

10. Родители читают памятки родителям будущих первоклассников.

11. Завершающий круг: Что понравилось? Что нового  узнали?

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.