Проект "Шаг навстречу"
Образовательный проект педагога-психолога совместно с учителем-логопедом. Толерантность. Что же это такое? Как быть толерантным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shag_navstrechu.docx | 466.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: | «Шаг навстречу» |
Наименование учреждения: | Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №303». |
Автор проекта: | Полстянкина Ольга Александровна – педагог-психолог Никитченко Людмила Игоревна – учитель-логопед |
Тип проекта: | информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий. |
Участники проекта: | воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагог-психолог, учитель-логопед. |
Продолжительность проекта: | 9 месяцев, сентябрь-май учебного года. |
Проблема: | Как формировать толерантность у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ? |
Актуальность проекта: | Современный этап развития российского общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере духовной жизни. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, превалирование представлений о собственной исключительности, непонимание. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни, милосердие. Все это объективно свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Толерантность (от лат. tolerantia– терпение) «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.). Значение воспитания толерантного сознания у детей огромно: оно способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде. Нами разработан проект «Шаг на встречу», в котором представлена система мероприятий по формированию толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста. |
Цель проекта: | Создание условий для формирования у детей основ толерантной культуры. |
Задачи: | В работе с детьми: сформировать у детей представления о толерантности, негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме. Воспитывать доброжелательность, активность, взаимопомощь и взаимовыручку. В работе с воспитателями: повысить профессиональную компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников, освоения проектной технологии и включение в свою работу. Создать в детском саду необходимые условия для сотрудничества с семьями воспитанников. В работе с родителями: повысить компетентность родителей в области нравственного воспитания детей и формирования у детей толерантного поведения. Создать благоприятный психологический микроклимат в семье. |
Ведущая педагогическая идея: | Формирование толерантности в старшем дошкольном возрасте позволит сформировать доброжелательную, активную личность способную хорошо адаптироваться в микрокультурном социуме. |
Социальная направленность проекта: | Раннее формирование толерантной личности - залог социального благополучия российского общества. |
Планируемые результаты: | Мы будем считать наш проект успешно реализованным, если педагоги усовершенствуют на свое профессиональное мастерство в вопросах нравственного воспитания дошкольников. Включатся в новую деятельность и введут ее в практику работы детского сада. У детей будет сформировано толерантное отношение к убеждениям и взглядам других людей, к различным социальным группам; способности к сотрудничеству внутри коллектива, отрицательное отношение к проявлению агрессии и насилия в любой форме, стремление придти на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В группе ДОУ создан благоприятный психологический микроклимат. У родителей повысится компетентность в вопросах нравственного воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений. Будет налажено тесное сотрудничество с педагогами ДОУ. |
Этапы проекта: | I этап - Подготовительный: изучение литературы по данной теме, тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту. II этап – Реализация проекта: реализация проекта в образовательную практику. III этап - Заключительный: анализ результатов по реализации педагогического проекта. Тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование толерантности детей, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта, публикация статей о результатах проектной деятельности. |
План реализация проекта «Шаг навстречу»
Сроки | Содержание | Результат | ||
Первый этап – Подготовительный | ||||
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме, тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отбор содержания занятий, разработка мероприятий педагогического проекта. | Пополнение методической литературы. Выявление проблем и возможные перспективы их устранения. Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми, с семьями | ||
Второй этап - Реализация проекта | ||||
Месяц | Мероприятия с детьми | с педагогами | с родителями | |
Мини - проект: «Что такое толерантность?» Задачи: 1. Расширять представления детей о толерантном поведении. 2. Способствовать созданию в семье и группе ДОУ доброжелательной психологической атмосферы. 3. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям. | ||||
Октябрь - ноябрь | ООД: «Путешествие в страну Толерантность», «Кто я, мальчик или девочка?». Беседы: «Я, другие люди и наши способности», «Все мы разные и это прекрасно!», «Разговор о добре и милосердии», «Встречают по одёжке – провожают по уму». Анализ сказок толерантного поведения героев: 1. Русские народные сказки «Два козлика», «Рукавичка», «Зимовье зверей». 2. Сказки Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок», «Ганс Чурбан», «Дюймовочка». 3. Г. Х. Андерсона «Истинная правда, «Прыгуны», «Ребячья болтовня», «Свинопас», «Чайник», «Злой князь», «Дикие лебеди». Анализ пословиц и поговорок о толерантности. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Этические беседы. Просмотр мультфильмов о толерантности. Прослушивание и анализ песен о доброте и дружбе. | Консультации для воспитателей: «Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников» | Дискуссия: «Нужно ли воспитывать в современных детях толерантность?» Участие родителей в организации и проведении благотворительной акции. Родительское собрание: «Толерантность в разрешении конфликтов» | |
Итоговое мероприятие: Акция «Твори добро» - показ детьми и родителями спектакля для детей младших групп | ||||
Тема: «Человек: его права и обязанности» Мини - проект: «Маленьким детям - большие права!» Задачи: 1. Формировать у детей элементарные представления о правовом поведении. 2. Формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. 3. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей. 4. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям. | ||||
Декабрь - январь | Познавательно-исследовательская деятельность: «Что такое права и обязанности?» Коммуникативная деятельность: 1. Этические беседы - «Почему нельзя обижать маленьких и слабых», «Что такое дружба?» 2. Просмотр мультфильмов о толерантности. Игровая деятельность: игры на сплочение детского коллектива («Гусеница», «Плот», «Слепой и поводырь»). Поездка в драматический театр на спектакль «Пеппи Длинный чулок», обсуждение степени толерантного отношения героев к главной героине. Чтение художественной литературы: анализ сказок Ш. Перро «Замарашка», «Золушка», «Хохлик», бр. Гримм «Домовые», «Заяц и ёж», «Юный великан», В. Гауф. «Маленький Мук». Анализ пословиц и поговорок о толерантности. | Круглый стол Тема: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности» | Консультация: «Права ребенка – соблюдение их в семье» Консультация для родителей: «Толерантность к носителям национальной культуры» Папка-передвижка: «Воспитание без наказания». Деловая игра Тема: «Суд над толерантностью» Привлечение родителей к организации и проведению благотворительной акции «Твори добро». | |
Итоговое мероприятие: Благотворительная акция «Твори добро» - строим с детьми и родителями постройки изо льда и снега на участке детского сада. | ||||
Февраль-март | Мини – проект: «Многонациональность России – богатство нашей страны!» Задачи:
| |||
ООД: «Мы - дети планеты Земля», «Такие разные люди. Посещение краеведческого музея: «Национальные игрушки народов РФ». Посещение фестиваля в КДЦ «Арлекино» - «Танцы народов России». Коммуникативная деятельность: 1. Беседы: «Обычаи и традиции народов России», «О вкусах не спорят». 2. Просмотр мультфильмов о толерантности. Игры народов мира: «Чехорда», «Аист и лягушка», «Акса-таук», «Гнездо черепахи», «Укради знамя», «Балтени», «Беляк», «Бег с платком», «Белая палочка», «Рыбки в неводе», «Бег по следу», «Турецкие шашки». Знакомство с пословицами и поговорками народов мира. Знакомство со сказками народов мира: «Метелица» (нем. нар. сказка), «Разумная дочь» (бел.сказка), «Волк простофиля» (бурятская народная сказка), «Олень и волк» (эстонская народная сказка), «Три поросенка». Продуктивная деятельность: выставка рисунков «Дети нашей страны» | Консультация для родителей«Формирование толерантного отношения к сверстникам у детейдошкольного возраста»Папка-передвижка «Пословицы и поговорки о доброте и толерантности» | Привлечение родителей к подбору материала по теме месяца. Привлечение родителей к проведению итогового мероприятия. Составление кроссвордов с детьми на тему «Сказки народов РФ». Выставка кроссвордов. | ||
Итоговое мероприятие: Мастер – класс для воспитателей по изготовлению годового календаря по мотивам хантыйских узоров. | ||||
Апрель - май | Мини – проект: «Великая Победа» Задачи: 1. Расширять представление детей об исторических событиях 1941-1945 года (причины, последствия). 2. Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе и семье. Воспитывать у детей чувство сопереживание, гордость за свой народ, любовь к Родине. | |||
ООД: «Наша страна – Россия». «По следам войны». Просмотр видеороликов о ВОВ. Выставка семейных фотографий: «Наши прабабушки и прадедушки на войне». Просмотр семейных фотоальбомов, рассматривание и изучение орденов и медалей, посещение парада «День Победы». Беседы: «Что такое война?», «О подвиге русских солдат на войне», «Почему войну называют великой бедой?». Чтение рассказов и стихотворений о войне: Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Книга будущих командиров», З. Александрова «Дозор», анализ пословиц и поговорок. Сюжетно-ролевые игры: «Солдаты», «Летчики», «Пограничники». Музыкальная деятельность: прослушивание и разучивание песен о войне. Праздник «День победы». Продуктивная деятельность: «Открытка ко Дню победы», «Букет ветеранам», «Салют победы». | Мастер-класс для воспитателей: «Учись быть толерантным» Конкурс: «Лучшая открытка ко Дню Победы» | Привлечение родителей к подбору материала по теме. Организация фотовыставки. Консультация: «Расскажите детям о войне» Привлечение родителей к участию в мероприятии «Встреча с интересными людьми». Поручение родителям сводить детей на парад, посвященный Дню Победы. Участие в благотворительной акции. | ||
Итоговое мероприятие: Участие в акции «Твори добро» - концертное выступление детей в «Спектре» и «Арлекино» | ||||
III этап - Заключительный | ||||
Анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта. |
Продукты проекта:
1. Разработана и реализована серия проектов:
- «Что такое толерантность?»
- «Человек: его права и обязанности»
- «Многонациональность России – богатство нашей страны!»
- «Великая Победа»
2. Создана предметно - развивающая среда в группе: патриотический уголок, атрибуты к сюжетно – ролевым и подвижным играм, иллюстрации, дидактический материал.
3. Сформированы картотеки игр, художественной литературы по теме.
4. Разработаны сценарии родительских собраний, консультации, папки - передвижки для родителей и воспитателей.
5. Участие детей-воспитателей-родителей в конкурсах, викторинах, различных мероприятиях на уровне детского сада и Нижневартовского района, Всероссийских и Международных электронных фестивалях и конкурсах – получены грамоты, благодарности, свитетельства.
5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ – педагогический час.
Перспективы развитие проекта на будущее:
1. Участие в районном конкурсе «Воспитатель года - 2016» - обобщение и распространение опыта работы.
2. Использование методических разработок по данному проекту в работе воспитателей ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровое: заместитель заведующего по ВМР, воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед.
Научно-методическое сопровождение проекта:
1. Абдулкаримов Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. М. «МГУ» 2002.- 249.
2. Абульханова – Славская К. А. Стратегия жизни. М. «Педагогика» 2000. – 304 с.
3. Акавова С. С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе. М. «МГУ» - с. 250.
4. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М. «МГУ» 2001. – 129 с.
5. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности. /М. «Университет» 2007. – 255 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. «Психология» 2002. – 277 с.
7. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности. М. «Логос» 2008.- 225 с.
8. Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,1992 г.
9. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. М. «Академия». 2006. – 189 с.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. М. «Аванта» 2007. – 224 с.
11. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы)». – М., 2001. – с. 1 - 8.
12. Шустова Л.П. Воспитание толерантности. М. «Логос». 2006. – 277 с.
Программно-методическое обеспечение:
1. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. \Волгоград. 2008. – 304 с.
2. Красько В. М. «Социально-нравственное развитие личности дошкольника в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения» Братск 2007. – 37 с.
3. Микляева н. В. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М. Айрис Пресс. 2009. – 356 с.
4. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. М. Рипол Классик.
2006. – 208 с.
Приложение 1
Консультация для родителей «Толерантность в разрешении конфликтов»
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, и плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Люди порой, забывают о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает. С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю или воспитателю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. А ведь в современном мире нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Что же такое толерантность? Толерантность - это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Главные методы воспитания в семье - это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Воспитывать толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына - следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка. К чему приводит агрессивность и непоследовательность родителей? Во-первых: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления приводят к тому, что ребенок, ежедневно наблюдая агрессию взрослых, принимает это как норму жизни.
Ведь не зря психологи говорят:
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Во- вторых: непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения приводит к тому, что у детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Отсюда – ряд правил воспитания:
1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности:
- терпение,
- умение владеть собой,
- доверие,
- чуткость,
- способность к сопереживанию,
- снисходительность,
- расположение к другим,
- чувство юмора,
- терпимость к различиям,
- доброжелательность,
- гуманизм,
- любознательность,
- умение слушать,
- несклонность осуждать других,
- альтруизм.
То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых взрослыми не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя. Не наказывайте детей, не сравнивайте, не выставляйте на позор, не укоряйте, не надзирайте за ними, не оскорбляйте, хвалите от души, договаривайтесь, находите общее мнение, прощайте искренне. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его.
Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком». Необходимо воспитывать ребёнка так, чтобы он научился уважать и ценить себя. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические.
Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. Как найти толерантный подход к процессу воспитания? Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволить вам быстро и легко разрешать все конфликты.
Предлагаю рассмотреть ситуации.
Ситуация №1 "Конфликт опасен, если он не разрешим"
Мама
- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол! Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются. Как же разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Разрешение конфликта с позиции толерантности:
Мама - Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать.
Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод: Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается" сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем", ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца. Причина конфликта, выход из конфликта.
Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз". Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
Ситуация № 2. "Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка".
Паша (с радостью) -Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе)
- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
- Паша (настаивает)
- Ну, пожалуйста.
Папа (отталкивает Пашу)
- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!
Объяснение с позиции толерантности:
Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Стремитесь к умению говорить ребенку о своей любви. Например: Я тобой горжусь. Ты делаешь все хорошо. Я счастлива, когда вижу, как ты увлеченно работаешь. Мне очень важна твоя помощь. Это трогает меня до глубины души. Я сам не смог бы сделать лучше. Прекрасное начало. Ты все замечаешь. Ты сделал это дивно, с легкостью. Мне без тебя не обойтись. Я знала, что тебе это по силам. Ты меня всегда радуешь. Ты сделал это великолепно. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Ты ловко это делаешь. Никто мне не может заменить тебя. Сегодня ты превзошел (шла) сам (а) себя! Для меня нет никого красивее тебя».
Я надеюсь, что данная консультация поможет Вам конструктивно разрешать небольшие конфликты. Любите, друг друга и учитесь прощать.