Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие на острова чувств и эмоций"
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Закрепить умение узнавать и выражать «Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх», «Злость», эмоциональные состояния в мимике. Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений. Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение. Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, между педагогом и воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе
«Путешествие на острова чувств и эмоций»
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Закрепить умение узнавать и выражать «Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх», «Злость», эмоциональные состояния в мимике. Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений. Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение. Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, между педагогом и воспитанниками.
Игра «Радостная встреча»
Психолог. У меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу передать его вам по кругу. (Улыбается ребенку, передает плюшевое сердечко и говорят при этом слова: «Я очень рада видеть тебя…»).
- Что вы сейчас чувствуете?
Психолог. Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром в мое окно постучался «Солнечный лучик», и передал для вас письмо. Давайте прочитаем его?
«Привет, ребята! Я услышал про ваш детский сад, и мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. Я освещаю многие планеты, и вот на одной планете «Добрячки» случилась беда, к ним недавно прилетала злая волшебница и заколдовала их. Помогите, освободите их от колдовства и верните им их эмоции».
- Поможем «Солнечному лучику» расколдовать жителей планеты «Добрячки»?
- Чем мы можем помочь и как? (варианты ответов детей). Наверное, нам нужно отправиться на планету «Добрячки»? Вы согласны? Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали?
Психолог. Ребята, а как вы думаете, можно путешествовать на облаках? Мы сейчас превратимся в одно большое облако, беритесь за руки и полетим. (Под музыку «Облака» В. Шаинского).
Психолог. Вот мы и на планете «Добрячки». Нам предстоит выполнить несколько сложных заданий на волшебных полянках этой планеты.
«Поляна Радости»
- Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
- А какое у него настроение?
- Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
Например:
«Радость — это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».
«Радость — это когда у всех праздник».
«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость — это когда нет войны».
«Радость — это когда все здоровы».
«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
Психолог. Вот вам первое задание. Игра «Волшебный мешочек»
– Человечек – радость сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
«Остров Грусти»
- Что такое грусть? Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть). Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение?
Упражнение «Клубок»
Становитесь в круг…. Сейчас мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что-то не получается…» (передаю клубок по кругу). А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек, и она исчезнет.
- А как вы думаете, как избавиться от грусти? Постараться улыбнуться, вспомнить о самом приятном на свете, например о сладкой конфете. Поиграть с друзьями.
«Пещера страха»
- Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение «Страшные звуки» (звучит муз. Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
- Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)
- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
- Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
- Как вы догадались? (ответы детей).
Упражнение « Закончи предложение…»
«Страх – это, когда…», «Мама боится, когда…», «Воспитатель боится, когда…»,
«Я боюсь, когда…»
Упражнение « У страха глаза велики»
- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
«Гора Злости»
- Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
- Как вы догадались? Изобразим злость. А поможет нам стихотворение:
Шел король Боровик через лес напрямик.
Он грозил кулаком и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи. (В.Приходько)
- Бывает такое, что вы злитесь? Что ты делаешь, когда злишься? (ругаюсь, дерусь, кричу….) А теперь, превратимся в злых мальчиков и девочек…
Брови сильно сдвинуты к переносице. Между бровями образуются складки. Рот сжат, немного кривится.
- Молодцы, ребята.
Упражнение «Коврик злости»
Здесь, оказывается тоже можно оставлять свою злость.… Предлагаю зайти на коврик(одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
«Тропинка «Удивления»
- Какой человечек здесь живет? (Удивление). Как вы догадались? Когда мы удивляемся? Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
Игра «Небылицы»
Зимой можно купаться?
А однажды летом я каталась на санках с горки!
Я видела собаку с тремя головами.
Днем на небе бывают звезды?
Психолог. Ребята, сколько картинок с эмоциями мы собрали? (5). Я думаю, жителям планеты Добрячков они очень нужны. Мы сделаем для них ромашку настроения и вместе с Солнечным лучиком отправим жителям планеты, чтобы они снова могли испытывать эмоции: радоваться, удивляться, огорчаться и злиться.
«Ромашка эмоций»
Психолог. Ребята, спасибо вам за помощь. Несмотря на то, что путешествие было нелегким, вы отважно начали и успешно преодолели все трудности.
Дети образуют дружный круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, ДОБРОГО ДНЯ!», затем убирают кулачки.
Сказочное путешествие в мир эмоций
(конспект занятия)
Цель: закрепить полученные знания об основных эмоциях; развивать умение свои чувства и чувства других; научить детей способам выражения собственных эмоций через мимику, жесты, позу, слово.
Основные задачи:
- Воспитательные: воспитание культуры поведения, умение вести себя в коллективе.
- Образовательные: обучение элементам техники выразительных движений; умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости по средствам мимики.
- Развивающие: развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей; способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения; координации слова с движением; обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства настроения; развитие у детей внимания; развитие наглядно-образного мышления; развитие мелкой моторики рук.
Формы занятия: игровая.
Возраст: старший дошкольный возраст.
Основные методы обучения:
- Беседа
- Импровизация
- Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
- Мимические этюды
- Коммуникативные упражнения
- Развивающие упражнения
- Физкультминутка для развития мелкой моторики рук
Методическая цель: Познакомить педагогов с методами и приемами способствующими развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Материал:
— разноцветные бумажные кораблики на голову детей
— пиктограммы с изображением эмоций: удивления, страха, грусти, радости.
— картинка медведь вверх и заяц низ, картинка медведя и зайца.
— картинки «Нелепицы» по количеству детей
— конверты 2 шт. (большие)
— разрезная картинка «Солнышко» (большая)
— 3 мольберта
— фломастеры по количеству детей
— звуки моря, песня про «Улыбку»
— картинка грустной девочки и веселой девочки (большая)
— картинка напуганного мальчика и веселого мальчика (большая)
— физ. принадлежности (канат, туннель, обручи, дуга).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Приветствие. «Улыбка по кругу»
Психолог: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет хорошего настроения. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да!
Психолог: Для этого вам нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы плыть.
Дети: (дети выбирают кораблик)
Под спокойную музыку дети подплывают к 1- ому острову. (Мольберту)
Психолог: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров. Как вы думаете, ребята, как он называется? (Дети смотрят на пиктограмму)
Дети: Удивление!
Психолог: Правильно! А вы умеете удивляться?
Дети выражают эмоцию удивления с помощью мимики (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты)
Психолог: На этом острове живет необычное, удивительное животное. Посмотрите на него.
Дети рассматривают необычное животное. Голова от медвежонка, а туловище от зайчика.
Психолог: Это удивительное животное не знает кто оно, и просит вас разобраться кто он такой. Чтобы помощь нашему зверьку, надо решить нелепицы.
Дети выполняют задания с картинками «Нелепицы» используя фломастеры. Пока дети выполняют задания психолог меняет картинки.
Психолог: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Образуя круг рассказывают друг другу свои ответы.
Психолог: Молодцы, ребята! Вы все правильно определили. Ой, посмотрите, что же произошло с нашим героем?
Дети: ответы детей.
Психолог: Звери говорят вам спасибо! И дают вам за это волшебный конверт. Ребята давайте возьмем с собой конверт, может быть он нам еще пригодиться. Отправляемся дальше в путешествие.
Звучит мелодия моря.
Физкультминутка «Море».
Психолог: Дети давайте немножко отдохнем и поиграем.
По морю гуляют волны, одна маленькая волна, другая маленькая волна (волнообразные движения правой и левой рукой по очереди)
Вот большая волна – цунами. (сцепив руки в замок выполнять волнообразные движения двумя руками сразу)
По волнам плывут дельфины – мама и папа (синхронные волнообразные движения руками вперед)
Один нырнул, другой вынырнул (попеременные волнообразные движения руками вперед)
За ними плывут их дельфинятки сыночек и дочка (синхронные волнообразные движения кистями рук)
Один нырнул, другой вынырнул (попеременные волнообразные движения кистями рук)
Вот плывут их хвостики (руки в кулаки, большие пальцы делают круговые движения вместе)
Вот один плавничок, вот другой (руки в кулачки, указательные и средние пальцы делают круговые движения вместе)
Навстречу им плывут змейки, одна и другая (руки в кулачки, мизинчики делают круговые движения вместе)
А со дна морского выплывают медузы и осминожки (кулачки сжать, разжать несколько раз)
Показали ножки осминожки (пошевелили пальчиками)
Все они смеются, радуются и танцуют (потрясти руками)
Психолог: Дети поплыли дальше! (Играет музыка)
Психолог: Приплыли! Посмотрите на эмблему этого острова. Как вы думаете, как он называется?
Дети: Остров страха!
Психолог: Давайте попробуем изобразить страх на лице.
Дети изображают чувство страха с помощью мимики (глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт)
Психолог: Дети посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что с ним случилось, Почему он напуган?
Дети: отвечают на вопрос.
Психолог: Ребята, оказывается он не слушал маму, убежал от нее в лес и потерялся. И ему очень страшно. Давайте ему поможем! Мы пройдем все препятствия, и покажем дорогу домой. Для этого нам надо пройти лабиринт.
Дети выполняют задание (туннель, дуга, канат, обручи)
Психолог: Молодцы! Мы помогли мальчику найти дорогу домой. Теперь ему не страшно, ведь он дома с мамой. В благодарность он дарит вам это волшебный конверт, который вам еще пригодиться.
Психолог: Поплыли дальше?
Дети под музыку плывут.
Психолог: Смотрите на горизонте появился последний третий остров. Это необычный остров — он заколдованный. Все его жители постоянно плачут. Посмотрите на эмблему этого острова. Какая эмоция изображена здесь?
Дети: Грусть!
Психолог: Правильно, ребята! А вот одна из жительниц этого остова.
Психолог показывает портрет грустной девочки.
Психолог: Эта маленькая Грустинка. Она знает зачем вы сюда приехали – вы хотите вместе с ней погоревать!
Дети вместе с Грустинкой показывают эмоцию грусти (брови сдвинуты, уголки губ опущены)
Психолог: Стоп! Стоп! Стоп! Ребята, — это же волшебный остров Плакс! Вот видите, вы уже подаетесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники. Может быть мы сможем помочь маленькой Грустинке?
Дети: ответы
Психолог: Грустинка говорит, что ее может расколдовать волшебная картинка. Но у нее есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая ее остров, раскидала остальные кусочки на другие острова.
Психолог: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах!
Дети открывают конверты и находят остальные кусочки.
Психолог: Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем остров Плакс.
Дети раскладывают картинку на доске, где изображена улыбающихся смайлик.
Психолог: Ребята, как же перестать грустить?
Дети: Нужно улыбнуться друг другу!
Звучит музыка М. Пляцковского «Улыбка».
Психолог: Правильно! Давайте больше улыбаться, чем грустить!
Психолог: Ребята, а давайте поменяем эмблему острова Грусти на Радость.
Дети меняют эмблему.
Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение». (рефлексия занятия)
Грусть это…..
Удивление это…
Злость это…..
Радость это ….
Психолог: Молодцы! Дети как вы думаете мы разгадали секрет хорошего настроения?
Дети: ответы.
Психолог: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте немного отдохнем перед дорогой домой.
Дети ложатся на ковер. Звучит спокойная расслабляющая музыка. Упражнение «Солнечный зайчик».
Психолог: А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дольше по лицу, нежно погладьте его ладошками: на лбу, на носике, на ротике, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, что бы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки ноги. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза и встать.
Дети поднимаются и встают в кружок.
Психолог: На этом наше волшебное путешествие подошло к концу. Я вам дарю эти кораблики. Давайте попрощаемся (пирамида рук). Спасибо вам ребята!
Использованные дополнительные материалы