Почему дети уходят из дома?

Руссу Елена Николаевна

В статье рассматриваются причины уходов подростков из дома. Даны рекомендации родителям, что делать, чтобы избежать подобного поведения своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_uhodyat_iz_doma.docx136.56 КБ

Предварительный просмотр:

  Почему дети бегут из дома?NWPS18319ashNWPS18319ashNWPS18319ashNWPS18319ashNWPS18319ashNWPS18319ash

Что могут сделать родители,

чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

       Ежегодно в России пропадает около 20 тыс. несовершеннолетних, большинство из них убегают из дома или различных социальных учреждений. Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Много есть причин, толкающих детей из благополучных семей на безрассудные поступки, но есть среди них наиболее часто встречающиеся. Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода.

Причины ухода ребенка из дома

Рекомендации родителям

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Исследование, познание мира и себя: все познать, все испытать, все

попробовать.

Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». 

Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх, где предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска («драйва»), преодоления собственного страха. Например, занятия  спортом, где также можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ   («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)

Ребенок часто не умеет сказать нет: для него страх потери расположения друзей сильнее, чем от последствий совершаемого. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенным, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.


Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
Развивайте в ребёнке физическую силу.
Развивайте в ребёнке умение общаться.

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок. Если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка, возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию. Подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям и, как следствие,  у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Моделируйте условия, которые как бы  воссоздают жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. 
Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать 
нет.

ОСОЗНАНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЯ  (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ  (СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит; особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Подросток может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе.

Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно, а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
Оставьте дома на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу? 

Уважаемые родители!!!

• Говорите с ребенком!

• Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.

• Все, что для взрослых – не имеет значения, для ребенка очень важно!

• Подростки  хотят, чтобы к ним относились серьезно, воспринимали их  как взрослых, самостоятельных,  уважали их  личность, поэтому любое необдуманное слово или действие может нанести тяжелую рану  душе.

• Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк.

• Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.

• Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!

    Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

    Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз, это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.  Поэтому, если вы чувствуете, что не справляетесь с трудностями в воспитании ребенка, у вас опускаются руки, смело обращайтесь к специалистам за помощью – к психологу, учителю, социальному педагогу, которые окажут вам квалифицированную помощь.

Родители, не забывайте о потребностях своих детей,

 которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом.

Педагог-психолог:                                                                  Е.Н.Руссу