Выступление на РМО «Синдром профессионального выгорания и его профилактика»

Кадуцкая Татьяна Михайловна

Цель: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

I Образовательная:

    1) Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание,  синдром эмоционального  сгорания,  стресс, его  фазы и симптомы.

     2)Познакомиться с основными методами  снятия психоэмоционального напряжения.

II Развивающая:

  1. активизировать размышления о значимости психического здоровья и его влияния на профессиональную деятельность педагога.
  2. Отработка навыков регуляции психоэмоциональным состоянием.

III Воспитательная:

     1)формирование ответственного поведения за собственное здоровье.

     

Выступление

«Как не сгореть на работе…»

 

На стройке работали  четыре человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал «Я кладу кирпичи». Другой: «А я, все вкалываю и вкалываю». Третий «Я зарабатываю себе на жизнь». Четвертый «Я строю храм».

Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов.

Серьезным препятствием на пути к успешной карьере может стать "профессиональное выгорание".

Давайте попробуем разобраться в том, что же это такое профессиональное выгорание.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Российские психологи установили несколько определений профессионального выгорания, одно из них  — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и личностных ресурсов работающего человека, ведущий к истощению его эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

(Самодиагностика «Эмоциональное выгорание учителя»)

Прежде чем обратиться к симптомам, по которым можно определить состояние «эмоционального сгорания»  давайте определим, свой уровень эмоционального сгорания.

Каждому из вас была предложена методика, где вы высказывали свое мнение по ряду утверждений по ряду критериев:

  1. Неудовлетворенность собой: 1, -8, 15, 22,29,
  2. Загнанность в клетку: -2, 9, 16, 23, 30,
  3. Редукция профессиональных обязанностей:3, -10, 17, 24, 31,
  4. Редукция личных достижений. -4,-11, -18,-25, -32,
  5. Отсутствие социальной поддержки: 5, -12, 19, 26, 33,
  6. Эмоциональная опустошенность: -6, 13, 20, 27, 34,
  7. Личностная отстраненность (деперсонализация): 7, -14, 21, 28,35.

По количеству баллов:

  • 4-5 баллов – ярко выраженный симптом
  • 2-3 балла -  складывающийся симптом
  • 0-1 балл – симптома нет

Наличие более 3 ярко выраженных симптомов указывает о наличии профессионального выгорания.

Теперь каждый из Вас знает степень своего выгорания и так давайте перейдем непосредственно к расшифровке симптомов сгорания.

 

Обобщение данных, а также результатов исследования деятельности специалистов позволило выделить три основные стадии синдрома.

 

Первая стадия — на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

Приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний.  Другими словами –эмоциональное истощение. Вроде    бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены   чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

В зависимости от характера деятельности первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

 

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов),

 

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

 

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению

Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

 

Также необходимо иметь в виду, что в течение своей педагогической деятельности каждый педагог переживает кризисы в профессиональном становлении, находясь, длительное время в эмоциональном выгорании:

Кризис 1-го года, 5-7 лет, 12-15 лет.

 

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия. (цветок)

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

 

Основными методами борьбы с возникшим кризисом являются:

- активизация профессиональных усилий и установление «верхней планки» своих возможностей;

- корректировка мотивов труда: поиск смысла труда, смысла работы в данной организации.

- повышение квалификации;

- ориентация на карьерный рост, необходимо показывать, что ты стремишься стать лучше, чем есть сейчас;

- переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Нежелательным выходом является смена работы, уход в хобби, семью, быт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx0 байтов
Файл vygoranie.pptx0 байтов
Файл buklet.docx0 байтов
Microsoft Office document icon diagnostika_0.doc0 байтов

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: