Методическая разработка (внеклассное занятие) "Мы все - разные. И это хорошо".

Крюкова Наталья Викторовна

Данная методическая разработка подходит для внеклассного занятия с обучающимися в начальное школе (1-4 класс).

Цель занятия: формирование и развитие у детей представлений о различии и сходстве, доброжелательного отношения к различиям, развитие навыков общения, совместной работы, сплочение коллектива (класса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района Санкт-Петербурга

педагог-психолог Крюкова Н.В.

Методическая разработка

Внеклассное занятие

(для начальной школы)

"Мы все – разные. И это хорошо"

Цель: формирование и развитие у детей представлений о различии и сходстве, доброжелательного отношения к различиям, развитие навыков общения, совместной работы, сплочение коллектива (класса).

Оборудование: стулья, парты, коричневые клубок и шишка (или другие предметы, различные по одним признакам и схожие по другим), бумага, цветные карандаши.

Сначала дети садятся в круг вместе с ведущим.

  1. Приветствие. Знакомство.

Ведущий: "Ребята, сейчас мы будем здороваться и знакомиться. По кругу мы будем называть сначала имя, потом качество, которое вы в себе больше всего цените, и увлечение, которым вы занимаетесь. Итак, я начинаю. Меня зовут…".

Цель: развитие навыков самопрезентации и активного слушания, создание благоприятной атмосферы, вовлечением в работу всех участников.

  1.  Упражнение "Сколько нас".

Ведущий: "Сейчас, я буду задавать вопросы, и те, кто может ответить "да", встает со стула. Итак, начнем. Будьте внимательны".

Вопросы:

- Кто родился зимой?

- У кого есть сестра/брат?

- Кто любит яблоки?

- У кого есть кошка/собака?

- Кто умеет кататься на велосипеде?

- Кто любит мультфильмы?

и тому подобные вопросы, всего 10-15 (количество можно ограничить в зависимости от общего времени занятия).

(Вопросы может ведущий подобрать в соответствии с возрастом и особенностями группы.)

Обсуждение. Ведущий: "Ребята, что вы заметили?" (можно задавать и наводящие вопросы: "Вы заметили, что каждый раз вставало несколько из вас? Вы заметили, как много общего есть у вас с другими ребятами?")

Цель: наглядно продемонстрировать детям о наличии общего между ними.

  1.  Упражнение "Похоже – не похоже".

Ведущий показывает шишку и клубок (можно передать по кругу детям, дав возможность познакомиться с предметами), предлагает ответить на вопросы:

- Что это?

- Что общего у этих предметов?

- В чем отличие?

- Эти предметы полезные?

- Какой предмет лучше?

(Ведущий может менять вопросы, в зависимости от ответов детей.)

Цель: формирование представления о том, что отличие одного от другого не носит отрицательную оценку, не все можно/нужно сравнивать.

  1. Игра "Атомы и молекулы".

Дети встают и свободно расходятся по классу (комнате).

Ведущий: "Атомы состоят из молекул. Представьте, что вы все маленькие атомы. И сейчас я буду говорить из скольких атомов состоят молекулы, а вам нужно будет собираться в группы".

Во время игры ведущий наблюдает за детьми: есть ли те, вокруг кого все объединяются, и те, с кем не хотят объединяться.

Обсуждение, в ходе которого ведущий помогает понять детям, что можно было объединяться в любое количество атомов – это была бы просто другая молекула, что правила игры можно менять, чтобы не обидеть никого "исключением".

Цель: формирование и развитие внимания, организаторских и командных способностей, эмпатии и доброжелательности.

  1. Все снова садятся в круг.

Ведущий предлагает представить, если бы все люди на земле были абсолютно одинаковые, и они-дети тоже все похожи друг друга, как капли воды: "Представили? А теперь ответьте на вопрос: Хорошо ли, что мы все разные? И почему?"

Обсуждение ведется до тех пор, пока ответы не начнут повторяться. Ведущий помогает детям прийти к выводу, что в различиях больше интересного и привлекательного, чем отталкивающего, что каждый, имеющий свое мнение, сам выбирает: какие различия он принимает для себя и своего поведения.

Цель: развитие навыков логического мышления, внимания и анализа, формирование собственного мнения и принципов, развитие навыков общения и уважения другого мнения.

  1. Упражнение – Рисунок "Дом дружбы".

Ведущий делит детей на группы (лучше вариант случайного выбора – рассчитаться на "первый-второй-третий") по 4-6 человек в зависимости от общего количества.

Задание: Нарисовать каждой группе свой "Дом Дружбы". Соблюсти нужно только два условия: 1) рисовать должен каждый участник группы, 2) в "Доме" у каждого должна быть своя комната. Все остальные детали "Дома" – полная свобода творчества.

(Время рисования можно ограничить.)

Обсуждение рисунков в общем кругу всех участников.

Цель: развитие навыков работы в группе, доброжелательности и уважения к желаниям других, принятия различий других.

  1. Подведение итогов. Прощание.

Дети садятся в круг. Ведущий предлагает участникам по желанию поделиться тем, что нового и интересного каждый для себя узнал на занятии.

На прощание ведущий предлагает по кругу (например, соседу справа) пожелать что-нибудь доброе и/или сделать комплимент, начиная со слов "Мне нравится в тебе …".

Ведущий благодарит за активность и доброжелательность всех участников и предлагает всем похвалить себя и других аплодисментами.