Методическая разработка (внеклассное занятие) "Мы все - разные. И это хорошо".
Данная методическая разработка подходит для внеклассного занятия с обучающимися в начальное школе (1-4 класс).
Цель занятия: формирование и развитие у детей представлений о различии и сходстве, доброжелательного отношения к различиям, развитие навыков общения, совместной работы, сплочение коллектива (класса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное занятие для обучающихся начальной школы. | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района Санкт-Петербурга
педагог-психолог Крюкова Н.В.
Методическая разработка
Внеклассное занятие
(для начальной школы)
"Мы все – разные. И это хорошо"
Цель: формирование и развитие у детей представлений о различии и сходстве, доброжелательного отношения к различиям, развитие навыков общения, совместной работы, сплочение коллектива (класса).
Оборудование: стулья, парты, коричневые клубок и шишка (или другие предметы, различные по одним признакам и схожие по другим), бумага, цветные карандаши.
Сначала дети садятся в круг вместе с ведущим.
- Приветствие. Знакомство.
Ведущий: "Ребята, сейчас мы будем здороваться и знакомиться. По кругу мы будем называть сначала имя, потом качество, которое вы в себе больше всего цените, и увлечение, которым вы занимаетесь. Итак, я начинаю. Меня зовут…".
Цель: развитие навыков самопрезентации и активного слушания, создание благоприятной атмосферы, вовлечением в работу всех участников.
- Упражнение "Сколько нас".
Ведущий: "Сейчас, я буду задавать вопросы, и те, кто может ответить "да", встает со стула. Итак, начнем. Будьте внимательны".
Вопросы:
- Кто родился зимой?
- У кого есть сестра/брат?
- Кто любит яблоки?
- У кого есть кошка/собака?
- Кто умеет кататься на велосипеде?
- Кто любит мультфильмы?
и тому подобные вопросы, всего 10-15 (количество можно ограничить в зависимости от общего времени занятия).
(Вопросы может ведущий подобрать в соответствии с возрастом и особенностями группы.)
Обсуждение. Ведущий: "Ребята, что вы заметили?" (можно задавать и наводящие вопросы: "Вы заметили, что каждый раз вставало несколько из вас? Вы заметили, как много общего есть у вас с другими ребятами?")
Цель: наглядно продемонстрировать детям о наличии общего между ними.
- Упражнение "Похоже – не похоже".
Ведущий показывает шишку и клубок (можно передать по кругу детям, дав возможность познакомиться с предметами), предлагает ответить на вопросы:
- Что это?
- Что общего у этих предметов?
- В чем отличие?
- Эти предметы полезные?
- Какой предмет лучше?
(Ведущий может менять вопросы, в зависимости от ответов детей.)
Цель: формирование представления о том, что отличие одного от другого не носит отрицательную оценку, не все можно/нужно сравнивать.
- Игра "Атомы и молекулы".
Дети встают и свободно расходятся по классу (комнате).
Ведущий: "Атомы состоят из молекул. Представьте, что вы все маленькие атомы. И сейчас я буду говорить из скольких атомов состоят молекулы, а вам нужно будет собираться в группы".
Во время игры ведущий наблюдает за детьми: есть ли те, вокруг кого все объединяются, и те, с кем не хотят объединяться.
Обсуждение, в ходе которого ведущий помогает понять детям, что можно было объединяться в любое количество атомов – это была бы просто другая молекула, что правила игры можно менять, чтобы не обидеть никого "исключением".
Цель: формирование и развитие внимания, организаторских и командных способностей, эмпатии и доброжелательности.
- Все снова садятся в круг.
Ведущий предлагает представить, если бы все люди на земле были абсолютно одинаковые, и они-дети тоже все похожи друг друга, как капли воды: "Представили? А теперь ответьте на вопрос: Хорошо ли, что мы все разные? И почему?"
Обсуждение ведется до тех пор, пока ответы не начнут повторяться. Ведущий помогает детям прийти к выводу, что в различиях больше интересного и привлекательного, чем отталкивающего, что каждый, имеющий свое мнение, сам выбирает: какие различия он принимает для себя и своего поведения.
Цель: развитие навыков логического мышления, внимания и анализа, формирование собственного мнения и принципов, развитие навыков общения и уважения другого мнения.
- Упражнение – Рисунок "Дом дружбы".
Ведущий делит детей на группы (лучше вариант случайного выбора – рассчитаться на "первый-второй-третий") по 4-6 человек в зависимости от общего количества.
Задание: Нарисовать каждой группе свой "Дом Дружбы". Соблюсти нужно только два условия: 1) рисовать должен каждый участник группы, 2) в "Доме" у каждого должна быть своя комната. Все остальные детали "Дома" – полная свобода творчества.
(Время рисования можно ограничить.)
Обсуждение рисунков в общем кругу всех участников.
Цель: развитие навыков работы в группе, доброжелательности и уважения к желаниям других, принятия различий других.
- Подведение итогов. Прощание.
Дети садятся в круг. Ведущий предлагает участникам по желанию поделиться тем, что нового и интересного каждый для себя узнал на занятии.
На прощание ведущий предлагает по кругу (например, соседу справа) пожелать что-нибудь доброе и/или сделать комплимент, начиная со слов "Мне нравится в тебе …".
Ведущий благодарит за активность и доброжелательность всех участников и предлагает всем похвалить себя и других аплодисментами.