Курс психологических занятий с младшими школьниками «Час общения»

Толока Оксана Николаевна

Курс психологических занятий с младшими школьниками

«Час общения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс психологических занятий с младшими школьниками

«Час общения» (1 класс)

п / п

Задачи

Содержание

Отметка о проведении

1

Введение в мир психологии»

Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе.

Знакомство с предметом психология, с учителем и одноклассниками.

Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени»

2

Наши эмоции

Понятие «эмоции».  

3

Сущность понятия «эмоция»

Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».

4

Положительные и отрицательные эмоции

Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим»,

5

Мои внутренние враги и друзья

Лень и как ее можно побороть. Сказка «Смешные человечки». Рисование «Мой внутренний мир»

6

Роль эмоций в жизни человека

«Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты»

7

Чувственное восприятие себя

«Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший»

8

Распознавание себя

Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу»

9

Как зовут ребят моего класса

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы»

10

Зачем мне нужно ходить в школу

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее».

11

Мой класс

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе»

12

Какие ребята в моем классе

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки

13

Мои друзья в классе

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем  классе», «Закончи предложение»,

14

Мои друзья в классе

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка».

15

Мои друзья в классе

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь»

16

Мои успехи в школе

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрупигав»

17

Моя «учебная сила»

Мои способности.  Разминка «Ролевая гимнастика. Работа со сказкой.

18

Что такое мимика

Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости».

19

Радость. Как ее доставить другому человеку

Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова».

20

Жесты

Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой  «Когда молочные зубы сменились постоянными»

21

Радость можно передать прикосновением.

Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь»

22

Радость можно подарить взглядом

Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську» 

23

Грусть

Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия»

24

Страх

Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас»

25

Страх. Его относительность

Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна»

26

Как справиться со страхом

Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд»

27

Страх и как его преодолеть

Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились».

28

Гнев. С какими чувствами он дружит

Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде»

29

Может ли гнев принести пользу

Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида»

30

Обида

«Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида

31

Разные чувства

Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств».

32

Рисунок  чувств

Рисование «Мое настроение». Обсуждение.

33

КВН – радуга общения

Игра-конкурс

Обобщение основных знаний и навыков

Всего часов

33

Курс психологических занятий с младшими школьниками

«Час общения» (3 класс)

п / п

Задачи

Содержание

Отметка о проведении

1

Правила групповой работы

Учимся работать в группе. Правила групповой работы  

2

Учимся слушать друг друга

Методы активного слушания

3

Сравнение  понятий «слушать» и «слышать»

Работа в группах с различными ситуациями. Инсценировка.

4

Уважение к окружающим

Упражнения «Что интересно третьекласснику», «Если б не было на свете школ…», «Рисунок идеальной школы»

5

Учимся видеть в друге хорошее

Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я -третьеклассник».

6

Доверительные отношения

Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает», «Кто это».

Упражнения «Небылицы».

Работа со сказкой «Цветик-семицветик»

7

Я – третьеклассник

Разминка «Мысленные картинки», «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь», «Небылицы».

Упражнения «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна».

8

Кого можно назвать фантазером?

Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук», «Песочные картинки».

Упражнения «Самый интересный сон», «Рисунок сна».

9

Я умею фантазировать

Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук», «Ассоциации»,

 «Свечка».

Упражнения «Вредные советы», рисунок «Вредные советы»

10

Мои сны

Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи». Упражнения

11

Я умею сочинять

Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал». Упражнения «Правда и ложь».

Работа со сказкой «Лживый мальчик»

12

Мои мечты

«Неоконченное предложение».

Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Рисунок «Моя мечта»

13

Фантазии и ложь

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»

14

Я и моя школа

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Существо по имени лень».

Работа со сказкой  «О ленивой звездочке»

15

Что такое лень?

Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф».

Упражнения «Неоконченные предложения».  

Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале»

16

Я и мой учитель

Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью».

17

Как справляться с «Немогучками»

Упражнения «Кто такие Немогучки».

Работа со сказкой «Малыш-облачко»

18

Я и мои родители

Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои».

Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья».

19

Я умею просить прощение!

Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения».

Работа со сказкой «Принц Эдгар»

20

Почему родители наказывают своих детей?

Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо».

Упражнения «Неоконченные предложения».

Работа со сказкой «Простить маму»

21

Настоящий друг

Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга».

Работа со сказкой «Неожиданная встреча»

22

Умею ли я дружить?

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «прости»?», «Одинаковые скульптуры», «Санитары».

Упражнения «Нужно ли уметь дружить».

Работа со сказкой  «Про маленькую Бабу Ягу»

23

Трудности в отношениях с друзьями

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры».

Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине»

24

Ссора и драка

Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика

25

Что такое сотрудничество

Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с …», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний».

Упражнения «Что такое сотрудничество?»

Работа со сказкой «Добрая память»

26

Как научиться сотрудничать?

Разминка «Передай чувство», «Извини меня…», «Кто лишний».

Упражнения «Что значит понимать другого», «Конструктор».

Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе»

27

Тема «Я умею договариваться с другими»

Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал «мяу»».

Упражнения «Я умею договариваться с другими».

Работа со сказкой «Чтобы тебя любили»

28

Классное сотрудничество

Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?».

Упражнения «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе», рисунок «Мой класс».

29

Мы умеем действовать сообща

Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы», «Кто это».

30

«Мы умеем действовать сообща»

Упражнения «Что такое сотрудничество?»

Работа со сказкой «Добрая память»

31

Тема «Что такое коллективная работа»

Упражнения «Что мы хотим пожелать друг другу», «Коллективный плакат»

32

Коллективный плакат

Активные методы работы в группе

33

Письмо в будущее

Письмо себе в будущее.

34

Итоговое занятие

Игра-конкурс

Всего часов

34

Курс психологических занятий с младшими школьниками

«Час общения» (3 класс)

п / п

Задачи

Содержание

Отметка о проведении

1

Фантазии и ложь

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»

2

Я и моя школа

Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств».

Упражнения «Существо по имени лень».

Работа со сказкой  «О ленивой звездочке»

3

Что такое лень?

Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф».

Упражнения «Неоконченные предложения».  

Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале»

4

Я и мой учитель

Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью».

5

Как справляться с «Немогучками»

Упражнения «Кто такие Немогучки».

Работа со сказкой «Малыш-облачко»

6

Я и мои родители

Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои».

Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья».

7

Я умею просить прощение!

Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения».

Работа со сказкой «Принц Эдгар»

8

Почему родители наказывают своих детей?

Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо».

Упражнения «Неоконченные предложения».

Работа со сказкой «Простить маму»

9

Настоящий друг

Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга».

Работа со сказкой «Неожиданная встреча»

10

Умею ли я дружить?

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «прости»?», «Одинаковые скульптуры», «Санитары».

Упражнения «Нужно ли уметь дружить».

Работа со сказкой  «Про маленькую Бабу Ягу»

11

Трудности в отношениях с друзьями

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры».

Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине»

12

Ссора и драка

Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки».

Упражнения «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика

13

Что такое сотрудничество

Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с …», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний».

Упражнения «Что такое сотрудничество?»

Работа со сказкой «Добрая память»

14

Как научиться сотрудничать?

Разминка «Передай чувство», «Извини меня…», «Кто лишний».

Упражнения «Что значит понимать другого», «Конструктор».

Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе»

15

Тема «Я умею договариваться с другими»

Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал «мяу»».

Упражнения «Я умею договариваться с другими».

Работа со сказкой «Чтобы тебя любили»

16

Классное сотрудничество

Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?».

Упражнения «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе», рисунок «Мой класс».

17

Мы умеем действовать сообща

Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы», «Кто это».

18

«Мы умеем действовать сообща»

Упражнения «Что такое сотрудничество?»

Работа со сказкой «Добрая память»

19

Тема «Что такое коллективная работа»

Упражнения «Что мы хотим пожелать друг другу», «Коллективный плакат»

20

Коллективный плакат

Активные методы работы в группе

21

Письмо в будущее

Письмо себе в будущее.

22

Итоговое занятие

Игра-конкурс

Всего часов

22