«Готовность детей к школе».

Психологическая готовность. Навыки общения. Творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_detey_k_shkole.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Готовность детей к школе».

        Современный мир стремительно меняется, и эти перемены касаются многих аспектов жизни, в том числе  воспитания и образования детей.

        В настоящее время, среди родителей часто можно слышать разговоры о подготовке детей к школе. Это включает в себя не только то, как «собрать» ребёнка в школу — купить  портфель, тетрадки, учебники, форму и т. д.  а гораздо большее — чтобы он пришёл в школу интеллектуально готовым. Знал буквы, цифры, умел держать правильно ручку   и т. д.

        Как известно при постуалении в 1-й класс дети проходят тест на готовность к школе. Поэтому многие родители бывают напуганы,  начинают сомневаться, а вдруг не пройдёт и прикладывают массу усилий  чтобы  их ребёнок пришёл в школу интеллектуально подготовленным.

        Стандартной нормы, что должен знать ребёнок придя в школу, опубликованной нет. И есть ли она вообще? Приходят же дети в деревне в школу, не проходя никакой специальной подготовки,  и учатся, и в институты поступают и нервы в порядке.

        Незнание того, что от вас ждут в школе, особенно это характерно для городской среды, создаёт у родителей напряжение и страх, ненужное беспокойство. А за страхами ускользает очень важный психологический момент готовности ребёнка к школе, без которого он вряд ли будет успешным.

        Эта психологическая готовность включает в себя простые навыки, которые воспитываются естественно, но к сожалению в современной жизни иногда ускользают из поля зрения родителей.  Я остановлюсь на нескольких из них.

 Навыки общения.

Навыкам общения дети  учатся  в семье, начиная с рождения, при этом родители как правило используют большой потенциал народной культуры - песенки потешки, сказки, считалки и т. д. Например мараль русской народной сказки «Теремок» такова, не будь неуклюжим медведем, уважай других.

 Подрастая, примером как общаться, для ребёнка  являются родители.  Но ребёнку недостаточно только взрослых. Ему нужна своя детская среда, чтобы он мог научиться общаться на языке детей.

         Например: ваш ребёнок интелллектуально развит, но большую часть времени он проводил с дедушкой и  бабушкой, поэтому такой ребёнок в классе может почувствовать себя одиноким, т. к. не знает как дружить с детьми. Одиночество может вылиться в напряжение, неудовлетворённость, в состояние, когда ничего не хочется,  потому как не удовлетворена  основная потребность ребёнка —  потребность в общении.  Успеваемость в школе может начать падать. Может конечно это перерасти и в другую крайность  - значимой становится только учёба, но дущевное состояние от этого лучше не будет.

 Более того, коммуникабельные сверстники смогут достичь больших успехов.  Поэтому, если есть шероховатости в восспитании, задача родителей постараться понять причины и помочь ребёнку.

        Я вспоминаю один эпизод из своей детской жизни. К нам в деревню из Днепропетровска приехала девочка, в гости к своей бабушке. На мой взгляд бабушка её поступила очень мудро. Так как её внучка никого не знала,  и в деревне мало было девочек её возраста, она очень любезно, вядя как я бегу по дороге, пригласила меня к ним в гости. Оказав при этом нам, детям.  неоценимую помощь. Разговор её выглядел примерно так. «Погоди, погоди, а куда же ты бежишь Маринушка? А-а , просто гуляешь. А это  вот мая внучка  - Лиля, она приехала ко мне на лето. Приходи к нам играть!»  При чём в разговоре,  бабушка Аня успела отметить, что я хорошая девочка. Конечно же я приняла такое приглашение. На другой день,  надо же было ещё «созреть», я с важным видом отправилась к ним в гости. Для ребёнка, это событие - придти первый раз в незнакомый большой дом. Придя я увидела там ещё двух малознакомых девочек, Лилина бабушка постаралась, чтобы нам не было скучно! Мне очень понравилось, это было летом, играли мы в коридоре и никто нам не мешал. Вместе мы играли в почту. Я была почтальон. Девочки нарезали бумагу и её нужно было отнести в качестве письма, например, Гвоздёвым, Артамоновым. Конечно же мы ни к кому не ходили, но дверь выходя с крыльца нужно было открыть и закрыть, как - будто отнёс.

         Такой безопасный опыт вхождения  в незнакомую компанию помогает закрепить нужный навык общения. Важно прожить его безопасно вначале: отметили, пригласили, получилось. Потом могут быть детские ссоры, но это не страшно, ребёнок уже знает как входить и выходить из отношений. И учится ладить.        

Творчество. Это то, что ребёнок может придумать сам, взяв за основу что-то простое.  Н-р: щепка положенная поперёк кирпичика

может легко стать весами, цветки одуванчика превратиться в пирожное. Ребёнок ловко и практично придумывает. Для развития творчества ребёнка не нужны новороченные игры, нужны простые, чтобы будили фантазию. Помехой творчеству становится раннее пользование компьютером и бесконечное сидение за телевизором. В такие моменты фантазия ребёнка отдыхает, т. к. за вас всё решено. Вы наблюдатель, что-то узнаёте, узнаёте, только как и зачем применять эти знания не знаете, зачастую это просто  ненужный «груз». Ребёнок не учится творить, т. к. он не делает руками, не додумывает. Здесь нет сочетания действия самого человека и работы его ума, фантазии. Развивайте ребёнка простыми вещами, долгое сидение у телевизора, планшет и компьюттер не для дошкольников.

        Чтение книг, совместные игры, походы в гости принесут детям большую радость  и оставят приятную память.

          У меня есть воспоминания, когда мы с братом были маленькие, к  моим родителям, приходили их друзья с детьми. Мне было примерно пять лет. Мы с братом были этому очень рады. И пока родители в другой комнате разговаривали, пили чай, мы стаскивали с кровати большое , толстое одеяло,  накрывали им стол, получался домик. Затем заползали в свой домик через вход на корточках, и выползали. Что-то простое: вход — выход , заземление, пауза, как угодно, но в этот самый момент, когда ты оказываешься в домике с друзьями рядом, близко, отчего-то большая радость! В темноте начинаются смешки.  Может кому-то страшновато в темноте?  Вместе не страшно, мы сидим близко, для нас какая-то тайна в темноте. Но сидим не долго, обязательно нужно вынырнуть и опять вернуться. Получается какая-то филосовская игра. Ребёнок как-бы боиться потерять своё место и постоянно напоминает — вот он «Я» и опять прячется.

Например: мальчик на сеансе «игры с песком» говорит мне проигрывая свою  ситуацию, у него такая игра: «Винни-пух заползает в нору к  братцу кролику... ». Затем, среди игры он отвлекается, подходит к окну, показывает мне дом где он живёт и говорит: - «плохо, что мы заходим в подъезд, лучше бы мы через норы в дом заползали».

        У детей богатая фантазия и большое желание играть, через что они познают мир и  развиваются, если у них есть для этого место и друзья. Они, как росточки, если  почва подходит, пробьются и вырастут. А почва - это забота родителей, чтобы для развития были условия и среда. Поэтому, готовя детей к школе, важно не перегружать их интеллектуальными знаниями, а научить общаться со сверстниками и не убить творчество, столь необходимое в познании.

         

Минина Марина Владимировна