Личностная саморегуляция у подростков с различным уровнем самоэффективности

Анастасия Горбатых

 

В современном мире не секрет  тот факт, что наше будущее зависит от того, насколько мы уверены в себе. Чем выше наша уверенность в себе, тем выше шанс построить гармоничные взаимоотношения с окружающими нас людьми, реализовать себя в карьере, получить признание и моральное удовлетворение.

Проблема саморегуляции человеком собственного поведения и деятельности стала в последние годы одной из самых значимых в психологии. Отметим, что период обучения в школе является сензитивным для раскрытия индивидуальных способностей, становления адекватной самооценки,  развития навыков самоконтроля и саморегуляции.

В нашей работе мы рассматриваем личностную саморегуляцию у подростков с различным уровнем самоэффективности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ

А. В Горбатых

Южный Федеральный Университет, christine.charm@yandex.ru

В современном мире не секрет  тот факт, что наше будущее зависит от того, насколько мы уверены в себе. Чем выше наша уверенность в себе, тем выше шанс построить гармоничные взаимоотношения с окружающими нас людьми, реализовать себя в карьере, получить признание и моральное удовлетворение.

Проблема саморегуляции человеком собственного поведения и деятельности стала в последние годы одной из самых значимых в психологии. Отметим, что период обучения в школе является сензитивным для раскрытия индивидуальных способностей, становления адекватной самооценки,  развития навыков самоконтроля и саморегуляции.

В нашей работе мы рассматриваем личностную саморегуляцию у подростков с различным уровнем самоэффективности.

Саморегуляцию в зарубежной психологии рассматривали учёные: Дж. Капрара, Д. Сервон, А. Адлер, Г. Олпорт и др.

Проблемой личностной саморегуляции в отечественной психологии занимались такие учёные, как: И.П. Павлов, П.К. Анохин, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинская, В.И. Моросанова.

Как подчеркивала Л.И.Божович [2], формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны – рациональной, волевой или эмоциональной. Поскольку саморегуляция рассматривается как целостное образование в структуре личности, а управление собственными действиями и поступками затрагивает все компоненты личности, то и структуру саморегуляции важно рассматривать с личностных позиций. Данный взгляд на саморегуляциию в виде когнитивной, регулятивной и аффективной составляющих был представлен в работах О.А.Конопкина, В.И.Моросановой, А.К.Осницкого, С.Л.Рубинштейна [2].

Личностную саморегуляцию можно определить, как собственное регулирование, возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением.  

Личностная саморегуляция включает смысловой, процессуальный компоненты и самооценку личности [3].

Смысловой аспект личностной саморегуляции отображает источники активности личности, побудительные психологические силы, которые актуализируют ее, предоставляют ей определенного направления и предопределяют именно такие действия, независимо от внешних условий и факторов.

Процессуальный аспект саморегуляции определяет качественно разные, но одинаковые по уровню достижений варианты регуляции личностью поведения и деятельности.

Самооценка определяет эмоциональные и мотивационные состояния, влияет на выбор собственных целей, предопределяет характер оценки и отношения личности к достигнутым ею результатам [3].

Саморегуляция является важным образованием в структуре личности подростка, позволяющим позитивно разрешать трудности, возникающие в различных сферах его деятельности.

В свою очередь отметим, что «самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или иное дело» [1], определяет Т.О Гордеева.

 Самоэффективность личности является одним из компонентов личностной саморегуляции.

Прослеживается связь между феноменами «личностная саморегуляция» и «самоэффективность», поскольку самоэффективность является компонентом в структуре саморегуляции.

В концепции Бандуры были выделены две группы взаимовлияющих факторов саморегуляции — внешние и внутренние. [4]

Внешние факторы саморегуляции - стандарты, по которым мы можем оценивать свое поведение. Например, из наставлений родителей и учителей мы узнаем о ценности честного поведения; наблюдая за другими, мы вырабатываем множество стандартов для оценки своих действий.

Внутренние или личностные факторы включают в себя три условия:

  1. Самонаблюдение (self-observation),
  2. Процесс вынесения суждений (judgmental process),
  3. Активная реакция на себя (active self-reaction).

На наш взгляд, самоэффективность необходимо рассматривать как компонент процесса самонаблюдения.

Говоря о самоэффективности, мы говорим о восприятии себя как эффективного, способного добиться успеха, пройти через любые трудности, чтобы получить нужный нам результат. Наша эффективность зависит от опыта, накапливаемого в процессе личностного развития.

Научной разработкой проблемы самоэффективности, занимались такие учёные как: Д. Сервон, Д. Майерс и др.

Изучением самоэффективности в отечественной психологической науке занимались: Т. О. Гордеева, Е.В. Головина и В.Г. Ромек.

Подросток, оценивая себя как эффективного в той или иной деятельности, и в результате самонаблюдения способен регулировать своё поведение. Примером может служить ситуация итоговой проверки знаний в школе, когда подростку необходимо максимально сосредоточиться, чтобы достичь хорошего результата.

Если же уровень самоэффективности подростка низок, то он не сможет адекватно оценить свои силы и возможности, не сможет сосредоточиться, чтобы добиться желаемого результата и оценки своих знаний.

Рефлексия, являясь центральным механизмом процесса саморегуляции [3], позволяет личности осуществлять самооценку, самоконтроль и ориентировку в социокультурных нормах. Рефлексия помогает осмыслить подростку свои собственные действия, например, в ситуации конфликта с родителями или одноклассниками. Понять, что в произошедшей ситуации может быть виноват он, а не окружающие.

        Таким образом, и рефлексия, и самонаблюдение помогают подростку регулировать своё поведение в социуме.

Мы полагаем, что изучение самоэффективности в пространстве личностной саморегуляции полнее раскроет личностный потенциал подростка.

 

Библиографический список

  1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл: Академия, 2006.
  2. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте.: Дисс.канд.психол.наук. — Н.-Новгород, 2004
  3. Саморегуляция. Часть 2. Личностная саморегуляция [Электронный ресурс] // Электрон. статья. URL: http://becmology.ru/blog/general/self-regulate02.htm  (дата обращения: 12.11.2013)
  4. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж, Теория личности и личностный рост. Прайм-Еврознак. СПб, 2004