ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ
В докладе представлена крадкая характеристика умственного и физического утомления и переутомления, сформулированы рекомендации по профилактике данных состояний в учебно воспитательном процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_umstv._i_fiz._peruetomleniya.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО
ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ
Педагог-психолог ОКУСО «Курский СПРЦ» - Чубарова Е.Н
Успешность обучающихся в учебной деятельности зависит от многих факторов, среди которых немаловажную роль играет их самочувствие на занятиях теоретического и производственного обучения. В связи с чем, основной задачей здоровьезберегающей педагогики и психологии является - сохранение высокой работоспособности, профилактика утомления и переутомления.
Давайте подробнее рассмотрим, что же такое утомление и переутомление и чем они отличаются.
Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности.
Умственное утомление – процесс снижения работоспособности в результате выполнения умственной работы.
Фазы умственного утомления:
I Фаза двигательного беспокойства (возбуждение нервной деятельности). Данная фаза проявляется у обучающихся в затруднении удерживать внимание на одном объекте или явлении, отмечается двигательное возбуждение (сложно усидеть на месте: ерзанье, вскакивание с места; перебирание в руках каких-либо предметов, гримасничество).
II Фаза иррадированного торможения (торможение нервной деятельности). На данном этапе утомление становится хорошо заметно. Обучающиеся становятся вялыми, зевают, потягиваются, подпирают голову руками или обессилено ложатся на парту. Они не принимают участие в обсуждении изучаемого материала, а на вопросы педагога, чаше всего, отвечают вяло и невпопад.
Физическое утомление – временное снижение работоспособности, возникающее в процессе выполнения мышечной деятельности. Физическое утомление проявляется в субъективном ощущении слабости.
Утомление является защитной реакцией организма в ответ на чрезмерную умственную или физическую нагрузку. Оно бесследно исчезает после полноценного отдыха. Если же отдых не приносит позитивного самочувствия и признаки утомления не исчезают, то специалисты констатируют факт наличия переутомления.
Итак, переутомление – это продолжительное, накопившееся утомление. Оно является патологическим состоянием и способствует развитию соматических и нервно-психических заболеваний. Переутомление чаще всего проявляется в общей апатии, чувстве вялости и сонливости, пониженном фоне настроения, а также снижается аппетит и появляются головные боли.
Серьезность проблемы физического и умственного утомления и переутомления очевидна, особенно в нашем учреждении, где обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Наличие у воспитанников Центра различных заболеваний является дополнительным фактором риска в развитии переутомления.
Общие причины переутомления:
- несбалансированный режим дня,
- недосыпания,
- недостаточное пребывание на свежем воздухе,
- отсутствие физических нагрузок или физическая перегрузка,
- большой объем умственных нагрузок.
Причины переутомления на занятиях:
- несоблюдение гигиенических норм,
- чрезмерная умственная или физическая нагрузка на уроках,
- быстрый или медленный темп урока,
- эмоциональный дискомфорт на уроке,
- наличие посторонних слуховых или зрительных раздражителей.
Предотвратить переутомление на занятиях теоретического и производственного обучения можно путем недопущения или минимизации перечисленных выше неблагоприятных факторов воздействия на обучающихся.
Рекомендации по профилактике переутомления на занятиях:
- Учитывать физиологические подъемы работоспособности в течении дня (максимальная работоспособность наблюдается в периоды: с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00).
- Умственная и физическая нагрузка должна быть дозированной в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
- На занятиях необходимо рационально чередовать различные виды деятельности.
- Речь педагога должна быть эмоционально окрашенной.
- Обязательно проводить физкультурные паузы.
- Способствовать созданию положительной атмосферы сотрудничества на занятиях.
- С целью снижения эмоционального, психологического и умственного напряжения на занятиях производственного обучения проводить сеансы релаксации (20 мин.).
- Ограничить, по возможности, воздействие на обучающихся посторонних шумов или иных раздражителей.
- Не задерживать обучающихся на перемену.
- Систематически проветривать класс, мастерскую.
А сейчас, давайте с вами немного отдохнем и снимем психоэмоциональное напряжение, накопившееся за день. (Проведение сеанса релаксации с педагогическим коллективом)
Сеанс релаксации
Название этапа | Содержание |
Подготовительный этап | 1.Вывесить на доске фамилии педагогов 2.Зажечь аромалампы (эфирное масло апельсина) |
Организационный этап | 1. Вступительное слово психолога 2. Упражнение «Зеркало настроения» (часть I) Цель упражнения: выявление настроения у каждого педагога до проведения релаксационного занятия. Материалы: доска, таблички с фамилиями педагогов, смайлы. Инструкция: Подумайте, как вы чувствуете себя в данный момент, какое у вас настроение. Затем выберите смайл, соответствующий вашему настроению и прикрепите его напротив своей фамилии. ( Улыбающийся, желтый смайл – хорошее, радостное настроение; хмурый, красный смайл – плохое настроение; невыразительный, синий смайл – удовлетворительное состояние) Участники на доске с помощью смайлов, отражают свое настроение в данный момент. |
Основной этап (релаксация) | 1. Настрой «Усаживайтесь поудобнее. Дышите спокойно и ровно. Вдох. Выдох… Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть» 2. Демонстрация релаксационного видеоролика Видеорелакс «Первозданная красота природы», (источник - https://www.youtube.com/) 3. Обобщение «Вы расслабились, отдохнули и с новыми силами приступите к предстоящим делам и планам» |
Заключительный этап | 1.Упражнение «Я желаю…» Цель упражнения: закрепить положительный настрой Инструкция: Каждый из вас должен что-нибудь пожелать себе или окружающим. Первой начну я, «Я желаю вам прекрасного настроения» и т.п. 2. Упражнение «Зеркало настроения» (часть II) Цель упражнения: выявление настроения у каждого участника после проведения психологического занятия. Материалы: доска, таблички с фамилиями педагогов, смайлы. Инструкция: Подумайте, как вы чувствуете себя после релаксации. Выберите смайл, соответствующий вашему настроению и прикрепите его напротив своей фамилии. 3. Прощание |