Аналитический отчет педагога-психолога 2017-2018гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_2017-2018.docx | 80.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ОВЗ»
Аналитический отчет деятельности
педагога-психолога
за 2017-2018 учебный год
Подготовила:
педагог-психолог
Левина Жанна Викторовна
г. Сургут
2018г
Работа педагога-психолога в 2017-2018 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, адаптированной основной образовательной программой для детей с ОВЗ, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.
Основной целью работы стало создание благоприятных условий для укрепления психического здоровья и развития личности детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, успешное освоение детьми адаптированной основной образовательной программы и их социальной адаптации, оказание психологической помощи детям, родителям, педагогам на всех этапах образовательного процесса.
Для реализации данных целей были поставлены следующие задачи:
- сохранение психологического здоровья детей;
- диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений;
- разработка и реализация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
- консультационная работа с родителями и педагогами;
- психологическое сопровождение детей в период адаптации;
- повышение уровня психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья;
- создание психологических условий, способствующие освоению детьми с ОВЗ образовательной программы, адекватной их способностям и возможностям.
В течение года педагог-психолог выполнял следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
- психодиагностическая (отслеживание динамики интеллектуального развития, выявление психологических норм, проблемных зон и отклонений);
- развивающая и психокоррекционная (в том числе разработка и апробация коррекционно-развивающих программ);
- консультативная (консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания, родителей – по запросам и темам сопровождения);
- психопрофилактика и просвещение (формирование у взрослых потребности в психологических знаниях и их применении, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии детей, разработка рекомендаций).
Работа в адаптационный период.
Цель: отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, развитие познавательных интересов; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребенка в период адаптации к детскому саду. В процессе наблюдения за адаптационным процессом велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребенка.
Из бесед с воспитателями, родителями, в ходе комплексного исследования у 30% малышей наблюдалась легкая адаптация, у 50% - средняя адаптация, у 20% - адаптация тяжелая. Анализ результатов процесса адаптации показал, что данный период прошел успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психодиагностическая работа.
Цель: выявление уровня актуального развития; раннее выявление отклонений в развитии.
В дошкольных группах в середине и в конце года было проведены диагностики на определение психоэмоционального развития, познавательной сферы дошкольников, исследование межличностных отношений. В исследовании приняло участие 26 воспитанников из 3 групп (вторая младшая, средняя, старшая группы). Для этого были использованы методики: беседа об общей осведомленности ребенка; Макшанцева Л.В. «Карта наблюдений за ребенком»; Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений»; Е.А. Горбунова «Диагностика психического развития детей»; Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст»; Белопольская Н.Л. «Недостающие предметы»; методика «Рисунок семьи»; Марцинковская Т.Д. «Социометрическая методика “Два домика”».
По результатам обследования познавательной сферы детей по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) были получены данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группы | Вторая младшая группа «Солнышко» | Средняя группа «Василёк» | Старшая группа «Радуга» | |||
Уровень; % | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
низкий | 10 | 0 | 0 | 0 | 20 | 0 |
средний | 30 | 20 | 100 | 100 | 40 | 50 |
высокий | 60 | 80 | 0 | 0 | 40 | 50 |
По сравнению с результатами первичного диагностического исследования, показатели, полученные в ходе итоговой диагностики развития познавательной сферы детей, изменились в положительную сторону, что говорит о качественной работе как воспитателей, так и специалистов ДОУ.
Результаты исследования межличностных отношений дошкольников по методике «Два домика» (Марцинковская Т.Д.) в старшей группе представлены в таблицах 2,3
Таблица 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | + | + | + | |||||||
2 | + | + | + | |||||||
| + | + | + | - | ||||||
| + | + | + | |||||||
| + | + | + | |||||||
| + | + | + | |||||||
| + | + | + | |||||||
| - | + | + | + | - | |||||
| + | + | + | |||||||
10 | + | + | + | |||||||
Полученных выборов | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 | 7 | 3 | 7 | 3 | 1 |
Полученных взаимных выборов | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 |
Таблица 3
Социометрический статус | Старшая группа | |
Кол-во детей | % | |
«Звезды» | 3 | 30% |
«Предпочитаемые» | 2 | 20% |
«Пренебрегаемые» | 4 | 40% |
«Изолированные» | 1 | 10% |
Коэффициент сплоченности (%) | 45% |
Коэффициент сплоченности группы ниже 50%, т.е. можно сделать вывод о том, что детей в группе связывают недостаточно прочные взаимоотношения, и недостаточно хорошо ими осознаются. В следующем учебном году будет уделено больше внимания этой проблеме.
Диагностическая работа позволила выявить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, уточнить особенности протекания психического развития, а также определить структуру развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.
Коррекционно-развивающая работа.
Цель: развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, отработка коммуникативных, поведенческих навыков.
В течении года (с ноября по май) прошли групповые занятия с детьми, направленные на сплоченность группы, на создание эмоционально-положительной атмосферы в детском коллективе, на снятия эмоционального напряжения, на развитие познавательных психических процессов и мелкой моторики. Пособия, которые использовались для разработки занятий и упражнений: «Коррекционно-развивающие занятия» В.Л. Шорохиной, «Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий» И.С. Погудкиной, «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет» И.В. Пазухиной, «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» И.В. Пазухиной, «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» А.И. Титарь и др.
Анализ результатов показал, что занимаясь на групповых занятиях дети научились эффективнее взаимодействовать друг с другом, преодолевать застенчивость, нерешительность, внутренне раскрепощаться. Познакомились с эмоциями человека, научились осознать собственные эмоции и чувства, распознавать эмоциональные реакции других людей, стали более общительными, добрыми. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность.
В рамках Дня Здоровья были проведены занятия для средней и второй младшей дошкольных групп, в которых интегрировались разные подходы (кинезиологические упражнения, задания на развитие психических функций, техники телесно-ориентированного направления) с целью развития и совершенствования психической сферы детей и на телесном уровне. Эти упражнения позволили детям почувствовать «свое тело», научиться снимать напряжение, развивать воображение и формировать новые поведенческие навыки.
Проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, состоящими на психологическом сопровождении, это 15 дошкольников. Данная работа строилась на основе различных программ и упражнений, направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности, формирование коммуникативных навыков, пространственно-временных представлений и эмоционально-волевой сферы. А так же по запросам (родителей, педагогов) проводились занятия с детьми, у которых в течении года выявлялись проблемы в развитии познавательной сферы и которым требовалась коррекция в поведенческих аспектах.
Всего было проведено групповых занятий – 67, индивидуальных – 52, приняло участие – 26 воспитанников.
Со многими ребятами работа продолжится в следующем году.
Консультирование.
Цель: оказание помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам развития и воспитания детей на каждом возрастном этапе, предоставление рекомендаций по оптимизации и коррекции проблем.
Проведено индивидуальных консультаций:
Родители – 6 (11 консультаций)
Педагоги, администрация – 4 (4 консультации)
Основные темы, которые затрагивались при консультировании: адаптация к детскому саду, особенности развития ребенка на различных возрастных этапах, особенности взаимодействия с детьми, имеющими сложности построения контакта со сверстниками и взрослыми, тревожные дети, агрессивные дети и способы взаимодействия, вопросы динамики психического развития ребенка и другие.
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, в том числе в повышении уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, повышении психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Психопрофилактическая и просветительская работа.
Цель: предотвращение возможных проблем через создание благоприятных психологических условий; формирование у всех участников образовательного процесса положительных установок к психологической помощи, расширение кругозора в области психологического знания.
В течении учебного года проводилась следующая работа по психопрофилактике и просвещению:
- Для педагогов был проведен семинар совместно с педагогом-психологом дошкольных групп на тему «Как эффективно выстроить общение с родителями», целью которого являлось познакомить педагогов с правилами эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.
- Для родителей и педагогов были подготовлены памятки и брошюры на темы возрастных особенностей детей, поведенческих проявлений у детей и пути решения конфликтных ситуаций, рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми и др.
- В рамках Дня открытых дверей была проведена работа с родителями вновь прибывших воспитанников, предоставлена информация о деятельности педагога-психолога с использованием возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ.
- В конце учебного года были посещены родительские собрания, где родителям и педагогам предоставлялась информация по итогам диагностики актуального развития детей и динамике развития за год, были даны советы и рекомендации по воспитанию у детей здоровой психической личности, по преодолению возрастных кризисов.
- В работе активно использовались педагогические Интернет-сообщества:
- Наличие собственной страницы в Интернет-сообществе «Социальная сеть работников образования» Nsportal.ru, размещение материала на сайте – 2шт.
- Наличие собственной страницы на Международном образовательном портале MAAM.ru.
Организационно-методическая работа.
За истекший период велась работа по следующим направлениям:
- Работа с психолого-педагогической документацией;
- Пополнение библиотеки психолого-педагогическим материалом, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием;
- Анализ и обработка результатов диагностик, составление рекомендаций для родителей и воспитателей;
- Подготовка материала для проведения групповой/индивидуальной работы с детьми;
- Участие в итоговых родительских собраниях;
- Подготовка и участие в ПМПк;
- Повышение квалификации:
- «Первая помощь и оказание психологической поддержки», БУ ВО «Сургутский государственный университет», 2018год;
- «Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся со слуховой депривацией», БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», 2018год;
- Подготовка аналитического отчета, подведение итогов, планирование работы на следующий учебный год.
Выводы
Анализируя всю проведенную работу за истекший период, можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Данная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Положительными моментами в работе было следующее: при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативные навыки, социальная адаптация, повысилась познавательная активность. С помощью упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы у детей усилилась эмоциональная и поведенческая саморегуляции. Наряду с положительными моментами в работе есть и недостатки: не достаточно внимания уделялось собственному самообразованию, мало проведено групповых форм работы с родителями, в основном работа проходила через индивидуальные консультации и выступления на родительских собраниях.
В следующем учебном году необходимо уделить внимание повышению уровня психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ: активизировать творческую деятельность педагогов и родителей через использование групповых форм и методов работы; усилить работу по психологическому просвещению родителей; повышать уровень знаний педагогов в работе с проблемными детьми; проработать вопрос профессионального выгорания педагогов; работать с детскими страхами, тревожностью; разработать коррекционно-развивающие занятия и упражнения на сплоченность детского коллектива; разработать программу для подготовки к школе; искать инновационные методы работы с детьми дошкольного возраста; работать над повышением профессионального уровня собственного развития.
Педагог-психолог ___________________ (Левина Ж.В.)