Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями слуха старшей группы (5-7 лет)

Левина Жанна Викторовна

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы для глухих детей с 5 до 7 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018 № 168), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143), а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации. Программа рассчитана на детей 5-7 лет с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_deti_s_narusheniyami_sluha.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по ВВВР

___________________В.А. Гулина

«__» ______________ 2018г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом КОУ «Сургутская школа –

детский сад»

Приказ от «__» __________2018г. №_____

Директор ______________Л.Х.Хайруллина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушениями слуха

старшей группы (5-7 лет)

срок реализации 1 год

Левиной Ж.В.

педагога-психолога

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол от «__»________20__г. № ____

Председатель МО __________ (_________________________)

                              подпись                       расшифровка

Сургут, 2018


1. Пояснительная записка

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы для глухих детей с 5 до 7 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018  № 168), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143), а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет с нарушениями слуха.

        Дети с нарушениями слуха: стойкие нарушения, связанные с поражениями звуковоспринимающего аппарата, смешанная и сенсоневральная тугоухость и глухота, состояние после кохлеарной имплантации, так же по этой программе можно заниматься со слабослышащими детьми.

Цель программы: создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.

Задачи программы:

  • определение индивидуальных особенностей психического развития каждого ребёнка;
  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • профилактика социальной дезадаптации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
  •  оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.

Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

2. Содержание программы

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

  • Психологическая диагностика,
  • Коррекционно – развивающая работа,
  • Психологическое просвещение и профилактика,
  • Психологическое консультирование,
  • Организационно-методическая работа.

Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика.

Включает в себя использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях развития детей.

Выделяются три основных направления диагностической работы:

  • Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, предваряет коррекционную работу (сентябрь - октябрь).
  • Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы.
  • Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка на «выходе» (апрель – май).

По запросам родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллектива с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.

С детьми с нарушениями слуха проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности.

В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  1. В эмоционально-личностной сфере:
  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением, интересом;
  • научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
  • преодолевать психоэмоциональное напряжение, научить приемам расслабления;
  • формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин, особенностей проявления.
  1. В личностно-поведенческой сфере:
  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознать свои характерные особенности и предпочтения, потребности, интересы, мотивы;
  • формировать адекватную самооценку;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в общении, корректировать нежелательные черты характера и поведения;
  • учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами;
  • создавать условия для проявления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  1. В коммуникативно-личностной сфере:
  • содействовать осознанию норм, ценностей и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении;
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • учить приемам передачи информации в общении;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
  1. В интеллектуально-личностной сфере:
  • развивать познавательные интересы, способность к интеллектуальному экспериментированию и творчеству;
  • совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

Психологическое просвещение и профилактика.

Включает в себя предупреждение дезадаптации, возможные проблемы в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.

Состоит из трех направлений:

- работа с детьми - формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения, формирования мотивации на здоровый образ жизни и позитивную жизненную позицию; предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении;

- работа с родителями – проведение родительских собраний в форме круглых столов, деловых игр, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем; оказание помощи в вопросах обучения, воспитания и развития; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках психолога;

- работа с педагогами – проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов, лекций-бесед и пр., выступления на МО и педсоветах; профилактику профессионального выгорания; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках психолога.

Психологическое консультирование.

Оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация образовательного учреждения. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога. Включает в себя групповые и индивидуальные консультации, а так же иные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Консультации проводятся в течение учебного года по запросам участников образовательного процесса для решения вопросов:

  • консультирование по проблемам трудностей в обучении;
  • консультирование по вопросам поведения и развития ребенка;
  • консультирование по вопросам особенностей детско-родительских взаимоотношений;
  • консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;
  • консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей.

Организационно-методическая работа.

Включает в себя организацию, планирование и методическое обеспечение деятельности педагога-психолога.

На непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18 часов) рабочего времени, остальное время (18 часов), приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к консультативной работе с педагогами и родителями, организационно-методическую и аналитическую деятельность.

1. Оформление документации:

  • анализ научной и практической литературы;
  • обновление и пополнение базы диагностического инструментария;
  • обновление и пополнение картотеки деловых игр, тренингов по работе с педагогами, родителями;
  • разработка и подготовка к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям;
  • разработка и подготовка к психологической диагностики, обработка полученных данных;
  • составление рекомендаций, характеристик;
  • работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала;
  • оформление уголков психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, проведение открытых занятий, участие в ПМПк.

3. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы:

- снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;

- стабилизация психоэмоционального состояния;

- снижение риска дезадаптации;

- коррекция нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;

- повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности, положительной мотивации;

- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;

- гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;

- улучшение психологического климата в педагогическом коллективе, повышение стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом;

- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Тематическое планирование

Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с детьми с нарушениями слуха возраста 5-7 лет, а также включает работу с родителями и педагогами.

Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с маршрутом индивидуального сопровождения, 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Групповая работа:

Группа

Количество детей

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

старшая (5-7лет)

6 человек

25 минут

1

Каждое занятие имеет следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), на развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Групповая работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков у детей:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-личностного развития обучающихся

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы

Коррекция самооценки

Моё имя

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Я и моё тело

1

Коррекция поведения

Вербальное и невербальное общение

2

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Регулирование поведения и характера

2

Разрешение конфликтных ситуаций

1

Коррекция настроения и эмоционального состояния

Мир эмоций

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Радость, грусть, гнев, интерес

1

Испуг. Работа со страхами

1

Позитивное эмоциональное отношение к себе

2

Позитивное эмоциональное отношение к близким и друзьям

2

Эмоциональное состояние героев сказки

1

Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры

Итого:

                 17

Групповая работа по развитию познавательных процессов детей:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов

Диагностическое занятие на выявление уровня развития познавательных процессов

1

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»;

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Коррекция и развитие мышления и воображения

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие логического мышления

2

Творческое воображение

2

Коррекция и развитие внимания и памяти

Упражнения на развитие объема внимания, концентрации, устойчивости, распределения

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие переключаемости и произвольности внимания

2

Упражнения на развитие различных видов памяти

4

Коррекция и развитие восприятия и ощущения

Зрительное восприятие

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Восприятие запаха. Восприятие вкуса

2

Восприятие звука. Тактильное восприятие

2

Свойства предметов

2

Коррекция и развитие  пространственно-временных представлений

Восприятие пространства

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Восприятие времени

2

Выявление динамики в развитии познавательных процессов

Диагностическое занятие

1

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»;

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Итого:

                  28

Работа с родителями:

- Индивидуальное консультирование – по запросу;

- Анкетирование родителей;

- Беседы на темы: «Создание эффективной предметно- развивающей среды в домашних условиях», «Советы по развитию у ребенка движений, зрительного восприятия и мышления дома и на улице», «Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи»;

- Оформление наглядно-стендовой информации и информационно-психологических брошюр на темы: «Особенности психического развития детей», «Советы родителям: как воспитывать флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков», «Агрессивные дети», «Гиперактивные дети», «Тревожные дети», «Ребенок со страхами», «Телевизор – друг или враг», «Как провести выходной день с ребенком», «Трудный ребенок: несколько советов для родителей», «Некоторые причины психосоматических заболеваний у детей».

Работа с педагогами:

- Семинар для педагогов «Методы и приёмы развития и коррекции эмоционально- волевой сферы у дошкольников»;

- НОД «Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты»;

- Деловая игра «Сказкотерапия - как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников»;

- Семинар для педагогов по эмоциональному выгоранию «Здоровый педагог – здоровые дети»;

- Семинар-практикум для педагогов-психологов «Как успеть жить и работать»;

- Беседы и информационно-стендовая информация на темы: «Сказкотерапия: искусство создавать сказки», «Эффективные приемы взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях», «Педагога и ребенок: барьеры в общении», «Родительские установки и стили воспитания детей»;

- Анкетирование педагогов.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Кабинет психолога, наличие столов и стульев для занятий.

2. Сенсорная комната, оснащенная интерактивным оборудованием, оборудованием для сенсомоторного развития, мягким инвентарем.

3. Наличие методического, дидактического и раздаточного материала.

4. Наличие материалов для занятий: альбомы, пластилин, краски, кисти, фломастеры, карандаши и пр.

5. Флешка с разнохарактерной музыкой.

6. Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М, 2002
  2. Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб, 2007
  3. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2006
  4. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М, 2011
  5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М,2002
  6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М, 2005
  7. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М¸2012
  8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М, 2012
  9. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб, 2002
  10. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М, 2004
  11. Гаркуша Ю.В. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. – М, 2008
  12.  Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб,2006
  13. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М, 2003
  14.  Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. – М, 2003
  15. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-Семицветик. – СПб, 2005
  16. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха: Методическое пособие / Т.В.Николаева. – М,2006
  17. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М, 2007
  18. Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. – СПб, 2006
  19. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М, 2001
  20. Немов Р.С. Психология (3кн). – М, 2001
  21. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. — М, 2004
  22. Пазухина И.А. Программа «Давай познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. –  СПб, 2008
  23. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Учебное издание / Головчиц Л.А, Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. – М, 1991
  24. Психология глухих детей. Под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой. – М, 2006
  25. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М, 2003
  26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1995
  27. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. - М, 2004
  28. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М, 2005.
  29. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М, 2005
  30. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М, 2001
  31. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М, 2008
  32. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Художники Долбишева А.Ю., Душин М.В., Соколов Г.В. – Ярославль, 2002
  33. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. – М, 2015
  34. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996
  35. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб,2002

6. Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы для глухих детей с 5 до 7 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018  № 168), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая работа.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет с нарушениями слуха.

Программа рассчитана 56 часов.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой образовательного учреждения.

Целью программы считается создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.

Достижение цели предполагается через реализацию задач:

  • определение индивидуальных особенностей психического развития каждого ребёнка;
  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с нарушением слуха;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • профилактика социальной дезадаптации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.

В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.