Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ТНР средней группы (4-5 лет), подготовительной группы (6-7 лет)
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 8 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018 № 169), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143), а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации. Программа рассчитана на детей 4-7 лет с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_deti_s_tnr.docx | 52.45 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ТНР
средней группы (4-5 лет),
подготовительной группы (6-7 лет)
срок реализации 1 год
Левиной Ж.В. педагога-психолога |
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол от «__»________20__г. № ____ Председатель МО __________ (_________________________) подпись расшифровка |
Сургут, 2018
1. Пояснительная записка
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 8 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018 № 169), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143), а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет с ТНР.
Дети с ТНР: дети с общим недоразвитием речи (1 и 2 уровень), с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием, имеющие нарушения чтения и письма.
Цель программы: создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.
Задачи программы:
- определение индивидуальных особенностей психического развития каждого ребёнка;
- предупреждение возникновения проблем развития у детей с ТНР;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- профилактика социальной дезадаптации;
- развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
- оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.
Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
2. Содержание программы
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
- Психологическая диагностика,
- Коррекционно – развивающая работа,
- Психологическое просвещение и профилактика,
- Психологическое консультирование,
- Организационно-методическая работа.
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психологическая диагностика.
Включает в себя использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях развития детей.
Выделяются три основных направления диагностической работы:
- Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, предваряет коррекционную работу (сентябрь - октябрь).
- Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы.
- Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка на «выходе» (апрель – май).
По запросам родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллектива с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
С детьми с ТНР проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности.
В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- В эмоционально-личностной сфере:
- познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением, интересом;
- научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
- преодолевать психоэмоциональное напряжение, научить приемам расслабления;
- формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин, особенностей проявления
- В личностно-поведенческой сфере:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознать свои характерные особенности и предпочтения, потребности, интересы, мотивы;
- формировать адекватную самооценку;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в общении, корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами;
- создавать условия для проявления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- В коммуникативно-личностной сфере:
- содействовать осознанию норм, ценностей и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении;
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- учить приемам передачи информации в общении;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
- В интеллектуально-личностной сфере:
- развивать познавательные интересы, способность к интеллектуальному экспериментированию и творчеству;
- совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение, учить рассуждать, делать умозаключения.
Психологическое просвещение и профилактика.
Включает в себя создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам, повышение уровня психологических знаний и включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Состоит из трех направлений:
- работа с детьми - формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения, формирования мотивации на здоровый образ жизни и позитивную жизненную позицию; предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении;
- работа с родителями – проведение родительских собраний в форме круглых столов, деловых игр, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем; оказание помощи в вопросах обучения, воспитания и развития; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках психолога;
- работа с педагогами – проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов, лекций-бесед и пр., выступления на МО и педсоветах; профилактику профессионального выгорания; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках психолога.
Психологическое консультирование.
Оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация образовательного учреждения. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога. Включает в себя групповые и индивидуальные консультации, а так же иные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Консультации проводятся в течение учебного года по запросам участников образовательного процесса для решения вопросов:
- консультирование по проблемам трудностей в обучении;
- консультирование по вопросам поведения и развития ребенка;
- консультирование по вопросам особенностей детско-родительских взаимоотношений;
- консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;
- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;
- консультирование по вопросам психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Организационно-методическая работа.
Включает в себя организацию, планирование и методическое обеспечение деятельности педагога-психолога.
На непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18 часов) рабочего времени, остальное время (18 часов), приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к консультативной работе с педагогами и родителями, организационно-методическую и аналитическую деятельность.
1. Оформление документации:
- анализ научной и практической литературы;
- обновление и пополнение базы диагностического инструментария;
- обновление и пополнение картотеки деловых игр, тренингов по работе с педагогами, родителями;
- разработка и подготовка к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям;
- разработка и подготовка к психологической диагностики, обработка полученных данных;
- составление рекомендаций, характеристик;
- работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала;
- оформление уголков психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, проведение открытых занятий, участие в ПМПк.
3. Планируемые результаты
Диагностическая и коррекционно-развивающая работа:
- осуществление диагностических процедур;
- составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка;
- снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- снижение риска дезадаптации;
- коррекция нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;
- повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности, положительной мотивации;
- обеспечение психологической готовности детей к школьному обучению.
Консультирование:
- информирование педагогов и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;
- ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения, воспитания и развития ребенка.
Просвещение:
- повышение психологической культуры педагогов, родителей;
- профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников;
- профилактика профессионального выгорания педагогов;
- улучшение психологического климата в педагогическом коллективе, повышение стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом;
Методическая и аналитическая работа:
- методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
4. Тематическое планирование
Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с детьми с ТНР возраста 4-7 лет, а также включает работу с родителями и педагогами.
Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с маршрутом индивидуального сопровождения, 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Групповая работа:
Группа | Количество детей | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю |
средняя (4-5 лет) | 10 человек | 20 минут | 1 |
подготовительная (6-7 лет) | 10 человек | 30 минут | 1 |
Каждое занятие имеет следующие этапы:
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), на развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Групповая работа с детьми подготовительно группы «Радуга» - «Играем в школу!»:
Направления работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Входная психологическая диагностика готовности к обучению в школе детей подготовительной группы | Диагностическое занятие на определение готовности к школьному обучению | 1 | - Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго); - Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы - на начало года (Горбунова Е.А.) |
Развитие мотивационной, интеллектуальной, личностной готовности к школе | Что я знаю о школе? | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Зачем надо учится? | 1 | ||
Школьные правила | 1 | ||
Дорога в школу | 1 | ||
Школьные страхи | 1 | ||
Учитель – наш друг | 1 | ||
Дружный класс | 1 | ||
Я - будущий первоклассник! | 1 | ||
Контрольная диагностика готовности к школьному обучению | Диагностическое занятие | 1 | - Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго); - Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы - на конец года (Горбунова Е.А.) |
Итого: | 10 |
Групповая работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков у детей подготовительной группы «Радуга»:
Направления работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы | Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-волевого развития | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, методика «Лесенка», методика «Паровозик» и др. |
Коррекция самооценки | Назови меня по имени | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Страна «Я». Моё тело | 1 | ||
Мой характер | 1 | ||
Знаю ли я себя? Автопортрет | 1 | ||
Коррекция поведения | Учимся общаться (вербальное общение) | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Пойми меня (невербальное общение) | 1 | ||
Коррекция поведенческих реакций (тревожность, агрессивность, гиперактивность) | 2 | ||
Формирование представлений о культуре общения и нравственных нормах отношений | 2 | ||
Учимся дружить | 1 | ||
Коррекция настроения и эмоционального состояния | Мое настроение | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Мои эмоции | 1 | ||
Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний | 1 | ||
Работа со страхами | 1 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к себе | 1 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к близким | 1 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к друзьям, и другим людям | 1 | ||
Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы | Диагностическое занятие | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры |
Итого: | 20 |
Групповая работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков у детей средней группы «Солнышко»:
Направления работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы | Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-личностного развития обучающихся | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы |
Коррекция самооценки | Мое имя | 1 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Мир и Я. Личное пространство | 1 | ||
Коррекция поведения | Формирование чувства принадлежности к группе | 2 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Формирование позитивной мотивации общения | 2 | ||
Регулирование поведения и характера | 2 | ||
Коррекция настроения и эмоционального состояния | Мир эмоций | 2 | Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы |
Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний | 2 | ||
Испуг. Работа со страхами | 1 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к себе | 1 | ||
Позитивное эмоциональное отношение к близким | 1 | ||
Эмоциональное состояние героев сказки | 1 | ||
Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы | Диагностическое занятие | 1 | Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры |
Итого: | 18 |
Групповая работа по развитию познавательных процессов детей всех групп:
Направления работы | Темы | Количество занятий | Формы работы |
Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов | Диагностическое занятие на выявление уровня развития познавательных процессов | 1 | - Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»; - М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста" |
Развитие внимания | Упражнение на развитие объема внимания, концентрации, устойчивости, распределения | 4 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Упражнения на развитие переключаемости и произвольности внимания | 2 | ||
Развитие памяти | Упражнения на развитие различных видов памяти (по возрасту) | 4 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Развитие мышления | Упражнения на развитие различных видов мышления (по возрасту) | 4 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Развитие восприятие | Зрительное восприятие | 1 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Восприятие запаха. Восприятие вкуса | 1 | ||
Восприятие звука. Тактильное восприятие | 1 | ||
Свойства предметов | 2 | ||
Развитие воображения | Репродуктивное воображение с элементами творческого (на основе работы с пластилином, бумагой и др.) | 2 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
«Оживление» эпизодов сказки с помощью рисунка | 1 | ||
Развитие творческого воображения через изменение сюжета, конца сказки | 1 | ||
Сочиняем сказку | 1 | ||
Развитие пространственно-временных представлений | Восприятие пространства | 2 | Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений |
Восприятие времени | 2 | ||
Выявление динамики в развитии познавательных процессов | Диагностическое занятие | 1 | - Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»; - М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» |
Итого: | 30 |
Работа с родителями:
- Индивидуальное консультирование – по запросу;
- Анкетирование родителей;
- Беседы на темы: «Создание эффективной предметно- развивающей среды в домашних условиях», «Советы по развитию у ребенка движений, зрительного восприятия и мышления дома и на улице», «Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи»;
- Оформление наглядно-стендовой информации и информационно-психологических брошюр на темы: «Особенности психического развития детей», «Советы родителям: как воспитывать флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков», «Агрессивные дети», «Гиперактивные дети», «Тревожные дети», «Ребенок со страхами», «Телевизор – друг или враг», «Как провести выходной день с ребенком», «Трудный ребенок: несколько советов для родителей», «Некоторые причины психосоматических заболеваний у детей».
Работа с педагогами:
- Семинар для педагогов «Методы и приёмы развития и коррекции эмоционально- волевой сферы у дошкольников»;
- НОД «Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты»;
- Деловая игра «Сказкотерапия - как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников»;
- Семинар для педагогов по эмоциональному выгоранию «Здоровый педагог – здоровые дети»;
- Семинар-практикум для педагогов-психологов «Как успеть жить и работать»;
- Беседы и информационно-стендовая информация на темы: «Сказкотерапия: искусство создавать сказки», «Эффективные приемы взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях», «Педагога и ребенок: барьеры в общении», «Родительские установки и стили воспитания детей»;
- Анкетирование педагогов.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Кабинет психолога, наличие столов и стульев для занятий.
2. Сенсорная комната, оснащенная интерактивным оборудованием, оборудованием для сенсомоторного развития, мягким инвентарем.
3. Наличие методического, дидактического и раздаточного материала.
4. Наличие материалов для занятий: альбомы, пластилин, краски, кисти, фломастеры, карандаши и пр.
5. Флешка с разнохарактерной музыкой.
6. Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.
Литература:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? – СПб, 2008
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М, 2002
- Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2006
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М, 2011
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М, 2008
- Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М, 1998
- Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М, 2005
- Бердникова Ю. Мир ребенка. – СПб, 2007
- Ватажук Е.Н. Полный курс подготовке к школе. – М, 2016
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб, 2005
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М, 2005
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М¸2012
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М, 2012
- Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб, 2002
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб,2006
- Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе. – М, 2003
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб, 2004
- Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников.
- Дилео Д. детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М, 2002
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М,1998
- Елисеева М.Б. Книга о восприятии ребенка от рождения до 7 лет. Методическое пособие. – М, 2008
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. – М, 2003
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 2006
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб, 2003
- Иванова Ф.А. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика. Занятия. Рекомендации. – Волгоград, 2009
- Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М, 2000
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб, 2003
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М, 2004
- Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. – СПб, 2007
- Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография. – М, 2016
- Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб, 2007
- Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996
- Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-Семицветик. – СПб, 2005
- Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь дошкольника.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными тревожными, аутичными детьми.
- Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб, 2008
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М, 2007
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М, 1999
- Немов Р.С. Психология (3кн). – М, 2001
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М, 2001
- Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград, 2007
- Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. – М,2004
- Останкова
- Пазухина И.А. Программа «Давай познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб, 2008
- Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. – СПб, 2005
- Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. – М, 2008
- Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Иркутск, 2006
- Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. – М, 2004
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1995
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. - М, 2004
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М,2000
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заменяющего онтогенеза. – М,2007
- Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М, 2005.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М, 2005
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М, 2001
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память. Игры. Упражнения. Советы специалиста. – М, 2010
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М, 2008
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Художники Долбишева А.Ю., Душин М.В., Соколов Г.В. – Ярославль, 2002
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 самых частых вопросов при поступлении в школу. – М, 2004
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М, 1998
- Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей. Сборник упражнений и игр. – М, 2008
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005
- Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М, 2010
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М, 2015
- Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. – М, 2015
- Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. – М, 2009
- Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты. – М, 2014
- Шипицына Л.М., Хилько А.А, Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб, 2003
- Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. – Ростов-на-Дону, 2012
- Шишова Т. Л. Страхи это серьезно. Как помочь ребенку избавится от страхов. – М, 1997
- Шишова Т.Л. Страх мой – враг мой: Как помочь ребенку избавится от страхов. – М, 2011
- Шмаков С.А., Безбородая Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. –М, 1995
- Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. – М, 2009
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб,2002
6. Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 8 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018 № 169), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143).
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование и организационно-методическая работа.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет с ТНР.
Программа рассчитана 60 часов.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой образовательного учреждения.
Целью программы считается создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.
Достижение цели предполагается через реализацию задач:
- определение индивидуальных особенностей психического развития каждого ребёнка;
- предупреждение возникновения проблем развития у детей с ТНР;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- профилактика социальной дезадаптации;
- развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
- оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.
В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.