Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ТНР средней группы (4-5 лет), подготовительной группы (6-7 лет)

Левина Жанна Викторовна

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 8 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018 № 169), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018 № 143), а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации. Программа рассчитана на детей 4-7 лет с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_deti_s_tnr.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по ВВВР

___________________В.А. Гулина

«__» ______________ 2018г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом КОУ «Сургутская школа –

детский сад»

Приказ от «__» __________2018г. №_____

Директор ______________Л.Х.Хайруллина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ТНР

средней группы (4-5 лет),

подготовительной группы (6-7 лет)

срок реализации 1 год

Левиной Ж.В.

педагога-психолога

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол от «__»________20__г. № ____

Председатель МО __________ (_________________________)

                              подпись                       расшифровка

Сургут, 2018


1. Пояснительная записка

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 8 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018  № 169), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143), а также с учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации.

Программа рассчитана на детей 4-7 лет с ТНР.

        Дети с ТНР: дети с общим недоразвитием речи (1 и 2 уровень), с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием, имеющие нарушения чтения и письма.

Цель программы: создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.

Задачи программы:

  • определение индивидуальных особенностей психического развития каждого ребёнка;
  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с ТНР;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • профилактика социальной дезадаптации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
  •  оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.

Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

2. Содержание программы

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

  • Психологическая диагностика,
  • Коррекционно – развивающая работа,
  • Психологическое просвещение и профилактика,
  • Психологическое консультирование,
  • Организационно-методическая работа.

Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика.

Включает в себя использование диагностических методик, предназначенных для выявления особенностей психического и эмоционального развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях развития детей.

Выделяются три основных направления диагностической работы:

  • Первичная диагностика – углубленная психологическая диагностика по изучению познавательных, личностных, эмоциональных особенностей, предваряет коррекционную работу (сентябрь - октябрь).
  • Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы.
  • Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка на «выходе» (апрель – май).

По запросам родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллектива с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.

С детьми с ТНР проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности.

В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  1. В эмоционально-личностной сфере:
  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением, интересом;
  • научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
  • преодолевать психоэмоциональное напряжение, научить приемам расслабления;
  • формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин, особенностей проявления
  1. В личностно-поведенческой сфере:
  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознать свои характерные особенности и предпочтения, потребности, интересы, мотивы;
  • формировать адекватную самооценку;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в общении, корректировать нежелательные черты характера и поведения;
  • учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами;
  • создавать условия для проявления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  1. В коммуникативно-личностной сфере:
  • содействовать осознанию норм, ценностей и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении;
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • учить приемам передачи информации в общении;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
  1. В интеллектуально-личностной сфере:
  • развивать познавательные интересы, способность к интеллектуальному экспериментированию и творчеству;
  • совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение, учить рассуждать, делать умозаключения.

Психологическое просвещение и профилактика.

Включает в себя создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам, повышение уровня психологических знаний и включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Состоит из трех направлений:

- работа с детьми - формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения, формирования мотивации на здоровый образ жизни и позитивную жизненную позицию; предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении;

- работа с родителями – проведение родительских собраний в форме круглых столов, деловых игр, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем; оказание помощи в вопросах обучения, воспитания и развития; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках психолога;

- работа с педагогами – проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов, лекций-бесед и пр., выступления на МО и педсоветах; профилактику профессионального выгорания; оформление наглядно-информационного материала на стендах и в уголках психолога.

Психологическое консультирование.

Оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация образовательного учреждения. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога. Включает в себя групповые и индивидуальные консультации, а так же иные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Консультации проводятся в течение учебного года по запросам участников образовательного процесса для решения вопросов:

  • консультирование по проблемам трудностей в обучении;
  • консультирование по вопросам поведения и развития ребенка;
  • консультирование по вопросам особенностей детско-родительских взаимоотношений;
  • консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;
  • консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;
  • консультирование по вопросам психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Организационно-методическая работа.

Включает в себя организацию, планирование и методическое обеспечение деятельности педагога-психолога.

На непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18 часов) рабочего времени, остальное время (18 часов), приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к консультативной работе с педагогами и родителями, организационно-методическую и аналитическую деятельность.

1. Оформление документации:

  • анализ научной и практической литературы;
  • обновление и пополнение базы диагностического инструментария;
  • обновление и пополнение картотеки деловых игр, тренингов по работе с педагогами, родителями;
  • разработка и подготовка к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям;
  • разработка и подготовка к психологической диагностики, обработка полученных данных;
  • составление рекомендаций, характеристик;
  • работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала;
  • оформление уголков психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, проведение открытых занятий, участие в ПМПк.

3. Планируемые результаты

Диагностическая и коррекционно-развивающая работа:

  • осуществление диагностических процедур;
  • составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка;
  • снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
  • стабилизация психоэмоционального состояния;
  • снижение риска дезадаптации;
  • коррекция нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;
  • развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;
  • повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности, положительной мотивации;
  • обеспечение психологической готовности детей к школьному обучению.

Консультирование:

  • информирование педагогов и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
  •  гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;
  • ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения, воспитания и развития ребенка.

Просвещение:

  • повышение психологической культуры педагогов, родителей;
  • профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников;
  • профилактика профессионального выгорания педагогов;
  • улучшение психологического климата в педагогическом коллективе, повышение стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом;

Методическая и аналитическая работа:

  • методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

4. Тематическое планирование

Программа реализуется посредством индивидуальной и групповой работы с детьми с ТНР возраста 4-7 лет, а также включает работу с родителями и педагогами.

Индивидуальная работа: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с маршрутом индивидуального сопровождения, 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Групповая работа:

Группа

Количество детей

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

средняя (4-5 лет)

10 человек

20 минут

1

подготовительная (6-7 лет)

10 человек

30 минут

1

Каждое занятие имеет следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), на развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Групповая работа с детьми подготовительно группы «Радуга» - «Играем в школу!»:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Входная психологическая диагностика готовности к обучению в школе детей подготовительной группы

Диагностическое занятие на определение готовности к школьному обучению

1

- Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);

- Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы - на начало года (Горбунова Е.А.)

Развитие мотивационной, интеллектуальной, личностной готовности к школе

Что я знаю о школе?

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Зачем надо учится?

1

Школьные правила

1

Дорога в школу

1

Школьные страхи

1

Учитель – наш друг

1

Дружный класс

1

Я - будущий первоклассник!

1

Контрольная диагностика готовности к школьному обучению

Диагностическое занятие

1

- Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);

- Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы - на конец года (Горбунова Е.А.)

Итого:

                 10

Групповая работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков у детей подготовительной группы «Радуга»:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-волевого развития

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, методика «Лесенка», методика «Паровозик» и др.

Коррекция самооценки

Назови меня по имени

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Страна «Я». Моё тело

1

Мой характер

1

Знаю ли я себя? Автопортрет

1

Коррекция поведения

Учимся общаться (вербальное общение)

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Пойми меня (невербальное общение)

1

Коррекция поведенческих реакций (тревожность, агрессивность, гиперактивность)

2

Формирование представлений о культуре общения и нравственных нормах отношений

2

Учимся дружить

1

Коррекция настроения и эмоционального состояния

Мое настроение

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Мои эмоции

1

Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний

1

Работа со страхами

1

Позитивное эмоциональное отношение к себе

1

Позитивное эмоциональное отношение к близким

1

Позитивное эмоциональное отношение к друзьям, и другим людям

1

Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры

Итого:

                  20

Групповая работа по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков у детей средней группы «Солнышко»:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие на определение уровня эмоционально-личностного развития обучающихся

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы

Коррекция самооценки

Мое имя

1

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Мир и Я. Личное пространство

1

Коррекция поведения

Формирование чувства принадлежности к группе

2

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Формирование позитивной мотивации общения

2

Регулирование поведения и характера

2

Коррекция настроения и эмоционального состояния

Мир эмоций

2

Психологические игры, арт-терапевтические техники, релаксационные упражнения, беседы, чтение художественной литературы

Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний

2

Испуг. Работа со страхами

1

Позитивное эмоциональное отношение к себе

1

Позитивное эмоциональное отношение к близким

1

Эмоциональное состояние героев сказки

1

Выявление динамики в развитии эмоционально-личностной сферы

Диагностическое занятие

1

Проективные методы диагностики эмоциональной сферы, психологические игры

Итого:

                 18

Групповая работа по развитию познавательных процессов детей всех групп:

Направления работы

Темы

Количество занятий

Формы работы

Диагностика уровня актуального развития познавательных процессов

Диагностическое занятие на выявление уровня развития познавательных процессов

1

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»;

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Развитие внимания

Упражнение на развитие объема внимания, концентрации, устойчивости, распределения

4

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Упражнения на развитие переключаемости и произвольности внимания

2

Развитие памяти

Упражнения на развитие различных видов памяти (по возрасту)

4

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Развитие мышления

Упражнения на развитие различных видов мышления (по возрасту)

4

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Развитие восприятие

Зрительное восприятие

1

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Восприятие запаха.

Восприятие вкуса

1

Восприятие звука.

Тактильное восприятие

1

Свойства предметов

2

Развитие воображения

Репродуктивное воображение с элементами творческого (на основе работы с пластилином, бумагой и др.)

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

«Оживление» эпизодов сказки с помощью рисунка

1

Развитие творческого воображения через изменение сюжета, конца сказки

1

Сочиняем сказку

1

Развитие пространственно-временных представлений

Восприятие пространства

2

Подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений

Восприятие времени

2

Выявление динамики в развитии познавательных процессов

Диагностическое занятие

1

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»;

- М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Итого:

                  30

Работа с родителями:

- Индивидуальное консультирование – по запросу;

- Анкетирование родителей;

- Беседы на темы: «Создание эффективной предметно- развивающей среды в домашних условиях», «Советы по развитию у ребенка движений, зрительного восприятия и мышления дома и на улице», «Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи»;

- Оформление наглядно-стендовой информации и информационно-психологических брошюр на темы: «Особенности психического развития детей», «Советы родителям: как воспитывать флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков», «Агрессивные дети», «Гиперактивные дети», «Тревожные дети», «Ребенок со страхами», «Телевизор – друг или враг», «Как провести выходной день с ребенком», «Трудный ребенок: несколько советов для родителей», «Некоторые причины психосоматических заболеваний у детей».

Работа с педагогами:

- Семинар для педагогов «Методы и приёмы развития и коррекции эмоционально- волевой сферы у дошкольников»;

- НОД «Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты»;

- Деловая игра «Сказкотерапия - как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников»;

- Семинар для педагогов по эмоциональному выгоранию «Здоровый педагог – здоровые дети»;

- Семинар-практикум для педагогов-психологов «Как успеть жить и работать»;

- Беседы и информационно-стендовая информация на темы: «Сказкотерапия: искусство создавать сказки», «Эффективные приемы взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях», «Педагога и ребенок: барьеры в общении», «Родительские установки и стили воспитания детей»;

- Анкетирование педагогов.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Кабинет психолога, наличие столов и стульев для занятий.

2. Сенсорная комната, оснащенная интерактивным оборудованием, оборудованием для сенсомоторного развития, мягким инвентарем.

3. Наличие методического, дидактического и раздаточного материала.

4. Наличие материалов для занятий: альбомы, пластилин, краски, кисти, фломастеры, карандаши и пр.

5. Флешка с разнохарактерной музыкой.

6. Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.

Литература:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? – СПб, 2008
  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М, 2002
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2006
  3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М, 2011
  4. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М, 2008
  5. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М, 1998
  6. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М, 2005
  7. Бердникова Ю. Мир ребенка. – СПб, 2007
  8. Ватажук Е.Н. Полный курс подготовке к школе. – М, 2016
  9. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб, 2005
  10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М, 2005
  11. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М¸2012
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М, 2012
  13. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб, 2002
  14. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб,2006
  15. Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе. – М, 2003
  16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб, 2004
  17. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников.
  18. Дилео Д. детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М, 2002
  19. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М,1998
  20. Елисеева М.Б. Книга о восприятии ребенка от рождения до 7 лет. Методическое пособие. – М, 2008
  21. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. – М, 2003
  22. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 2006
  23. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб, 2003
  24. Иванова Ф.А. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика. Занятия. Рекомендации. – Волгоград, 2009
  25. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М, 2000
  26. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб, 2003
  27. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М, 2004
  28. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. – СПб, 2007
  29. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография. – М, 2016
  30. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб, 2007
  31. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников.
  32. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996
  33. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.  
  34. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-Семицветик. – СПб, 2005
  35. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь дошкольника.
  36. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными тревожными, аутичными детьми.
  37. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб, 2008
  38. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М, 2007
  39. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М, 1999
  40. Немов Р.С. Психология (3кн). – М, 2001
  41. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М, 2001
  42. Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград, 2007
  43. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. – М,2004
  44.  Останкова
  45. Пазухина И.А. Программа «Давай познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. –  СПб, 2008
  46. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. – СПб, 2005
  47. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. – М, 2008
  48. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Иркутск, 2006
  49. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. – М, 2004
  50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1995
  51. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. - М, 2004
  52. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М,2000
  53. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заменяющего онтогенеза. – М,2007
  54. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М, 2005.
  55. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М, 2005
  56. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М, 2001
  57. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память. Игры. Упражнения. Советы специалиста. – М, 2010
  58. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М, 2008
  59. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Художники Долбишева А.Ю., Душин М.В., Соколов Г.В. – Ярославль, 2002
  60. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 самых частых вопросов при поступлении в школу. – М, 2004
  61. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М, 1998
  62. Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей. Сборник упражнений и игр. – М, 2008
  63. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996
  64. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005
  65. Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М, 2010
  66. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М, 2015
  67. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. – М, 2015
  68. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. – М, 2009
  69. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты. – М, 2014
  70. Шипицына Л.М., Хилько А.А, Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб, 2003
  71. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. – Ростов-на-Дону, 2012
  72. Шишова Т. Л. Страхи это серьезно. Как помочь ребенку избавится от страхов. – М, 1997
  73. Шишова Т.Л. Страх мой – враг мой: Как помочь ребенку избавится от страхов. – М, 2011
  74. Шмаков С.А., Безбородая Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. –М, 1995
  75. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. – М, 2009
  76. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб,2002

6. Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 8 лет (утвержденной приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 30.08.2018  № 169), Положения о рабочей программе (утвержденного приказом КОУ «Сургутская школа – детский сад» от 05.06.2018  № 143).

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование и организационно-методическая работа.

Программа рассчитана на детей 4-7 лет с ТНР.

Программа рассчитана 60 часов.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой образовательного учреждения.

Целью программы считается создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.

Достижение цели предполагается через реализацию задач:

  • определение индивидуальных особенностей психического развития каждого ребёнка;
  • предупреждение возникновения проблем развития у детей с ТНР;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • профилактика социальной дезадаптации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
  •  оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.

В программе анализируются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, содержится комплексно-тематическое планирование, описываются планируемые результаты, определяется информационное, материально-техническое и методическое сопровождение.