Преемственность 1 и 2 ступени образования
То, что переход ко второй ступени обучения совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, является благоприятным фактором адаптации школьника к новым учителям, новым условиям обучения и останется ли школа в будущем для пятиклассников опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу? Ответ на этот вопрос – итог всей работы педагогов.
Задача педагогического коллектива и службы сопровождения в том, чтобы способствовать созданию благоприятных условий к новой среде обучения и развития школьника,
С целью обеспечения преемственности между I и II ступенями образования, в школе разработана модель взаимодействия педагогического, социально-психологического и медицинского сопровождения учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_1i_2_stupeni_obrazovaniya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека. Развитие и формирование личности ребенка возможны только в коммуникативном общении, со взрослыми (педагогами, родителями), сверстниками прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе является ведущей (в дошкольном возрасте - игровой, в младшем школьном возрасте – учебной, в среднем школьном – интимно-личностное общение).
Сложным эмоционально-психологическим моментом в жизни каждого ребёнка является переход на следующий этап обучения и развития, с дошкольного детства к начальной школе, а затем в среднее и старшее звено школы. В этот период необходимо правильно организовать учебно-развивающую среду, создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Помочь ребёнку успешно пройти период адаптации и личного самоутверждения. Переход на следующую ступень обучения, как и любой переходный период, сопровождается специфическими проблемами для детей и учителей.
В детском саду и начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, и в основном контактировал с одним педагогом. Учебные занятия и игровая деятельность проходили в одном кабинете (группе) и эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт и положительно сказывались на всех участниках образовательного процесса, при переходе в пятый класс жизнь детей становится более динамичной, количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же! Не только ребёнок оказывается в непривычных для себя условиях, но и другие участники образовательного процесса сталкиваются с новыми, непривычными для себя условиями межличностного взаимодействия. Например, могут возникнуть трудности у классного руководителя в его контактах не только с детьми, но и с родителями. Родители ранее получали информацию в основном у одного учителя (воспитателя), а в пятом классе узнают о своих детях от разных учителей, поэтому имеют возможность сопоставить успехи в учебе ребенка, его поведение на разных уроках, в разных ситуациях школьной жизни. Они сравнивают эти удачи и неудачи в настоящем с теми, которые были ранее, и изменения в худшую сторону, часто объясняют недостаточной квалификацией, неправильным отношением преподавателей-предметников и классного руководителя.
Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию детей, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, к уровню развития способности к саморегуляции и т.п. Поэтому переходный период можно считать периодом преодоления разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их родителей и педагогов, кому то, это удаётся легко и безболезненно, другие испытывают определённые трудности.
То, что переход ко второй ступени обучения совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, является благоприятным фактором адаптации школьника к новым учителям, новым условиям обучения и останется ли школа в будущем для пятиклассников опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу? Ответ на этот вопрос – итог всей работы педагогов.
Задача педагогического коллектива и службы сопровождения в том, чтобы способствовать созданию благоприятных условий к новой среде обучения и развития школьника,
С целью обеспечения преемственности между I и II ступенями образования, в школе разработана модель взаимодействия педагогического, социально-психологического и медицинского сопровождения учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Задачи модели взаимодействия:
1.Объединение усилий всех специалистов учителей начальной школы, будущих классных руководителей, учителей предметников, логопеда, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей физкультуры, медицинских работников для создания оптимальных условий овладения учащимися новыми ЗУНами и изменения его социального статуса.
2. Создание модели дальнейшего развития детей с учетом механизмов проявления индивидуальности каждого ребенка.
3. Создание модели психолого-педагогического сопровождения при переходе к следующей ступени образования.
Модель взаимодействия педагогического сопровождения учащихся при переходе ко второй ступени обучения
Функции и задачи каждого участника взаимодействия.
- Учитель начальных классов, классный руководитель в 5 классе:
- знакомство с классом;
- взаимопосещение уроков, классных часов, внеклассные мероприятия;
- изучение индивидуальных карт развития каждого учащегося, обмен информацией на МО;
- свободное общение с учащимися класса и их родителями.
Учитель начальных классов, учителя предметники:
- взаимопосещение уроков в 4 ( 5 ) классах по предметам;
- присутствие на итоговых контрольных работах, обмен мнениями на МО.
- Педагог-психолог:
- диагностирует развитие личности ребенка, выявление сформированности мотивации учения, мониторинг уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер в переходный период (II полугодие 4 класса,
I полугодие 5 класса);
- адаптационные занятия в 5 классах;
- подготовка, участие и проведение семинаров по преемственности;
- просветительская работа, а так же индивидуальные и групповые консультации для учащихся, учителей и родителей.
- Логопед:
- коррекция развития речевых процессов;
- формирование коммуникативных навыков;
- предупреждение и коррекция трудностей в усвоении учебных навыков по письму и чтению;
- мониторинг уровня развития речевых процессов;
- посещение уроков в 4 (5) классах;
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся, учителей и родителей;
- участие в семинарах и МО.
- Социальный педагог:
- изучение межличностных отношений в социуме;
- систематизирует полученные сведения о социальном окружении ребенка;
- посещение семей, с целью изучения уклада жизни семей и оказания образовательной, психологической и посреднической помощи;
- посещение учебных занятий с целью наблюдения за учащимися на уроках;
- способствовать развитию умения ориентироваться в системе ценностей.
- организация и координация досуга детей.
- Медицинская служба:
- мониторинг физического и соматического здоровья;
- лечебная физкультура, как метод коррекции и профилактики хронических заболеваний;
- повышение функционального состояния организма и двигательной активности методом механотерапии (тренажер фитбол, степ-гимнастика);
- организация и контроль сбалансированного питания в школьных пищеблоках;
- просветительская работа о санитарно-гигиенических требованиях к учащимся.
Осуществление преемственности между I и II ступенями образования во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в старшей школе и взрослой жизни, в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.
У М.М.Пришвина есть очень тонкое высказывание: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.
.