Занятие для учащихся и родителей классов для детей с ОВЗ на тему: «Мы вместе»
Занятие разработано для педагогов-психологов и классных руководителей для работы с родителями и учащимися классов для детей с ОВЗ в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие для учащихся и родителей классов для детей с ОВЗ на тему: «Мы вместе» | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
для учащихся и родителей 4 класса
для детей с ОВЗ (слабовидение)
на тему: «Мы вместе»
Колдаева Ольга Васильевна, педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Железногорска Курской области
Цели:
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ
- Гармонизация детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
- Выработка у родителей педагогических умений позитивного взаимодействия с ребенком с ОВЗ
- Развитие способности учащихся и их родителей к рефлексии
- Оптимизация форм детско-родительского взаимодействия
Задачи:
- Создание позитивного психологического климата в группе
- Развитие форм и навыков личностного общения в системе «родитель – ребенок», способов взаимодействия
- Определение условий эффективного взаимодействия
- Развитие интереса к себе, первичных навыков самоанализа
- Развитие способности принимать собственные проблемы, преобразовывать их в положительное и позитивное
- Развитие навыков конструктивного общения
- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей с ОВЗ
Материалы и оборудование: мольберты; стулья, цветные карандаши и листы для рисования; карточки с буквами слов пословицы
План занятия:
- Приветствие. Упражнение «Знакомство». Упражнение «Пишущая машинка».
- Основное содержание занятия. Упражнение «Семейный щит»
- Подведение итогов занятия.
- Заключительная часть. Упражнение «Мы тебя любим», «Подарок».
Ход занятия
- Вводная часть.
- Приветствие.
Упражнение «Плечо к плечу»
Психолог: «Уважаемые родители, дорогие ребята, я очень рада, что мы сегодня имеем возможность пообщаться в несколько необычной для вас обстановке. Я уверена, что наше общение сегодня будет радостным, потому что мы сегодня все будем делать для того, чтобы вы, родители, пообщались со своими детьми, а дети с вами. Мы сможем узнать что-то новое о вас, вы о своих детях и, конечно, дети о своих родителях. Первое упражнение, которое я хочу вам предложить называется «Знакомство».
Упражнение в кругу «Знакомство».
Психолог предлагает родителям и детям встать в общий круг так, чтобы каждый ребенок стоял рядом со своими родителями.
Психолог: «Уважаемые родители, прошу вас по часовой стрелке называть имя своего ребенка (то, каким вы обычно называете его дома, в повседневном общении и которое вашему ребенку нравится больше всего). После этого дайте ребенку краткую характеристику – что ребенок больше всего любит и что он больше всего не любит».
После каждого представления психолог спрашивает ребенка насколько верно он был представлен и просит ребенка подтвердить или опровергнуть слова родителя. Во второй части упражнения психолог меняет задание – просит детей по очереди, против часовой стрелки, представить своих родителей –как их зовут, какой характер, что они больше всего любят и не любят.
Психолог: «большое спасибо все за откровенность. Давайте похлопаем друг другу за откровенность!»
- Введение в тему.
Психолог предлагает родителям и детям пройти и сесть на стулья.
Упражнение «Пишущая машинка».
Психолог: «Сегодня на наше занятие я приготовила пословицу, которая звучит следующим образом: «Семья крепка ладом». Мы, взрослыми хорошо понимаем смысл данной пословицы, а как понимают его наши дети?».
Психолог просит детей объяснить смысл данной пословицы.
Идёт обсуждение.
Психолог: (итог) –« Верно, только в крепкой семье царит взаимопонимание, мир. В такой семье все прислушиваются к мнению других членов семьи, нет повода для ссор и конфликтов, все проблемы решаются быстро и сообща. Сейчас мы посмотрим насколько в нашей классной семье мы умеем слушать и слышать другого, действовать сообща».
Психолог раздает буквы пословицы и просит родителей и детей как можно быстрее собрать пословицу.
Психолог: «Молодцы. А теперь я попрошу вас встать в круг. Ваши семьи крепки ладом – это видно по тому, с какой любовью вы рассказываете о своих детях и дети рассказывают о вас. Но есть и еще одна семья – школьная. Мы не просто посторонние люди – ученики, родители и учителя. У нас – большая дружная семья класса. Мы с вами встали в круг. Круг – геометрическая фигура, у которой нет начала и конца. Мы сейчас замкнули наш круг пословицей. Пусть ваши семьи и наша школьная семья всегда будут без начала и конца, без разрывов, чтобы ничто не могло разорвать этот круг взаимопонимания, дружбы и доверия».
Психолог: «Большое спасибо ! Давайте дружными аплодисментами скрепим наш договор!».
Основная часть.
Упражнение «Семейный щит».
Психолог: «Следующее наше упражнение называется «Семейный щит». Для его выполнения я приготовила для вас мольберты и листы бумаги, разделенные на 4 части.
Уважаемые родители, я прошу вас в течении определенного времени вместе с детьми нарисовать четыре рисунка:
-наш ребенок в настоящем;
-наш ребенок в будущем;
-наше хобби – семейное. Если же его нет, то тогда нужно нарисовать хобби вашего ребенка;
-наша мечта».
Психолог уточняет, что ребенка нужно нарисовать необычным образом – с чем или кем он у родителей ассоциируется (цветок, животное и т.д.). Главное – передать особенности каждого ребенка.
Обращается внимание родителей и детей на то, что рисование должно быть совместным, принятие решения о том, что и как рисовать – тоже совместное.
Идет рисование. После рисования все рисунки выставляются на общее обозрение. Проводится самопрезентация своих «семейных щитов» в ходе которой дети совместно с родителями представляют свои семейные рисунки, объясняют их.
Общее обсуждение.
- Заключительная часть.
Психолог: «Наше занятие подходит к концу. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и капельку своего душевного тепла. Для этого я предлагаю снова вам встать в круг. Следующее упражнение называется «Мы тебя любим» и посвятим мы его нашим детям, которых с искренней любовью только что рисовали и представляли. Каждый ребенок по очереди выходит в круг. Его мама (папа) три раза называет имя ребенка и все громко говорят «Мы тебя любим!». Таким образом каждому ребенку мы сможем подарить нашу общую любовь. Итак, начинаем!».
Упражнение «Подарок».
-Психолог: «А в заключение я предлагаю вам поучавствовать в небольшой, но приятной церемонии, которая поможет нам выразить теплые чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из родителей дарит своему ребенку подарок без слов, а он, в свою очередь, должен угадать – что же ему подарили. После этого ребенок дарит подарок родителю».
После того, как все обменялись подарками, психолог завершает занятие и дарит всем большое сердце и предлагает поблагодарить друг друга за занятие.
Литература
- Азбука для родителей.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми– М., 2004.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3 – М.: издательство «Генезис», 1998 г.