«Золотая рыбка»: классный час для подростков и юношей 14 – 17 лет

Цыбулина Татьяна Николаевна

«Золотая рыбка»: классный час для подростков и юношей 14 – 17 лет проводится с целью ознакомления с понятиями «самоактуализаторы», «манипуляторы»; формирования ответственности за себя и свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час82.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Золотая рыбка»: классный час для подростков и юношей 14 – 17 лет

Автор-разработчик:  Цыбулина Татьяна Николаевна, педагог-психолог высшей категории МБОУ Гимназии №14

Цель занятия: ознакомление с понятиями «самоактуализаторы», «манипуляторы»; формирование ответственности за себя, свои действия

Задачи:

  1. Учиться распознавать манипуляции
  2. Содействовать становлению самосознания
  3. Развивать коммуникативные умения

Занятие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов, может проводиться в качестве классного часа школьным психологом или классным руководителем.

Оборудование:

Классная комната, стулья, расставленные по кругу по числу учащихся; карандаши, ручки и листочки для каждого участника, колокольчик, картинка с изображением золотой рыбки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Участники располагаются на стульях, образующих замкнутый круг.

Занятие начинается с вопроса ведущего: «Ребята, как вы считаете,  что значит, принять решение самостоятельно?» (ответы детей).

Действительно, принять решение самостоятельно означает понять необходимость того или иного действия, осознать собственную ответственность за результат этого действия.

Упражнение «Паровозики» 

Участники разбиваются на несколько подгрупп по 3 – 4 человека, встают паровозиком, т.е. друг за другом. Человек, стоящий первым, закрывает глаза, тот, кто стоит сзади, будет управлять первым. По звонку колокольчика начинается движение. Следующий сигнал колокольчика будет означать, что следует остановиться. Меняемся местами. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в роли стоящего впереди.

На этапе рефлексии ведущий спрашивает: «Что вы чувствовали?»

Если человек, стоящий впереди, испытывал физический или эмоциональный дискомфорт, его спрашивают: «А почему ты не открыл глаза, не вышел из упражнения, если тебе было неприятно? Или некомфортно?»

Выводы из упражнения: действительно, когда от нас требуют соблюдения правил, мы стремимся им следовать, но если нам некомфортно, больно, никто не вправе заставить нас испытывать неприятные чувства.

Теоретический этап (первая часть). 

В настоящее время мы живем в ситуации, когда нашим сознанием пытаются манипулировать. Это, прежде всего, влияние средств массовой информации. В этих условиях некоторые люди утрачивают способность принимать самостоятельные решения, теряются в ситуации выбора.

Попробуйте привести примеры такого манипулирования (участники занятия приводят примеры: реклама очень часто навязывает нам товары, которые мы не планировали покупать; влияние телевидения: смотрим фильмы, которые на слуху и т.п.).

Упражнение «Золотая рыбка» (на доску вывешивается картинка с изображением золотой рыбки).

F:\Конкурс\logo_zolotaya_ribka.jpg

Инструкция:

Ведущий говорит: «Как известно, Золотая Рыбка исполняет три желания своего избавителя. Если бы она выполнила твою просьбу, то, какое лучшее качество личности ты бы пожелал:

  • для себя
  • для своих одноклассников?
  • третье желание – что-то важное для себя приберегите на потом (на конец урока)».

Эти качества участники записывают анонимно на листочках, а помощники записывают их на доске в два столбика за доской.

Качества для себя

Качества для одноклассников

Информация будет открыта только в конце занятия.

Теоретический этап (вторая часть). 

Вопрос участникам: «Что же такое манипуляция?» (ответы детей).

Обратимся к «Психологическому словарю» [2]: манипуляция – это такой вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Вопрос ведущего «Что такое самоактуализация?» (ответы детей) – в словаре читаем: «это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей».

Вопрос ведущего: «Кого бы вы назвали самоактуализирующимися людьми?» (ответы детей) – это люди, которые удовлетворили свои потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Эверетт Шостром посвятил проблеме манипулирования свои книги «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» и «Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от  манипуляции к актуализации» [4,5]. Рекомендую вам их прочитать. В этих книгах описываются причины возникновения манипулирования людьми. По мнению Э. Шострома, манипулятивность заложена в системе воспитания современного общества, которая низводит людей до уровня «озабоченных автоматов», неспособных открыто и спонтанно выражать свои чувства.

В качестве альтернативы манипулятивному поведению предлагается поведение человека-актуализатора. Он себя и других воспринимает личностями, открыто и свободно выражает свои чувства. Актуализатор может ошибаться, но он способен исправлять свои ошибки, готов оказать помощь, когда нужно, способен к совместной творческой работе.

Э.Шостром сравнивает основные характеристики манипулятора и актуализатора и противопоставляет их.

На доску вывешиваются листы с информацией (приложение).

Манипулятору присущи:

 ложь (фальшь, мошенничество)

 неосознанность (апатия, скука)

 контроль (закрытость, намеренность)

 цинизм (безверие)

Актуализатору присущи:

 честность (прозрачность, искренность)

 осознанность (отклик, полнота жизни, интерес)

 свобода (спонтанность, открытость)

 доверие (вера, убежденность)

Человек не рождается манипулятором, это результат взаимодействия с общественной средой.

По Эверетту Шострому, человек – это манипулятор, т.е. неблагополучная личность, которая стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость и нежизненность.

Поскольку каждый человек до некоторой степени является манипулятором, современная гуманистическая психология предполагает, что из всех манипуляций мы можем развить положительный потенциал, который Абрахам Маслоу и Курт Гольдштейн называют «самоактуализирование».

Актуализатор – это противоположность манипулятору. Актуализаторов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу.

Манипулятор – это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. Он – озабоченный автомат, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и свои ошибки и будет, поэтому, бесконечно обвинять всех и каждого.

В современном невротическом обществе удобнее жить манипулятору, нежели актуализатору. Но удобнее – не значит лучше.

В каждом из нас сидит несколько манипуляторов, но в каждом человеке преобладает один, характерный для нас тип манипулятора.

Основные манипулятивные типы

  1. Диктатор – доминирует
  2. Тряпка – обычно жертва Диктатора
  3. Калькулятор – преувеличивает необходимость все и всех контролировать
  4. Прилипала – изо всех сил преувеличивает свою зависимость

Разновидности Прилипалы:

  • Паразит
  • Нытик
  • Вечный Ребенок
  • Ипохондрик
  • Иждивенец
  • Беспомощный
  1. Хулиган – преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Женская вариация – Сварливая женщина («Пила»)
  2. Славный парень – преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность, он убивает добротой.

Разновидности Славного парня:

  • Угодливый
  • Добродетельный
  • Моралист
  • Человек организации
  1. Судья – преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодований, с трудом прощает.
  2. Защитник – противоположность Судье. Он чрезвычайно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке.

Разновидности:

  • Наседка с цыплятами
  • Утешитель
  • Покровитель
  • Мученик
  • Помощник
  • Самоотверженный

Мы обычно являем собой какой-то один из этих типов в наиболее выраженной форме, но время от времени в нас могут просыпаться и остальные.

Эрих Фромм считает, что нормальные отношения между людьми – это любовь. Любовь предполагает принятие человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.

Манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других.

Абрахам Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью; более полной, чем средний индивид. Речь идет не о судьбе, не о везении, а об умении использовать свой внутренний потенциал.

Актуализатор находится в большей безопасности, чем манипулятор, поскольку понимает, во-первых, что он уникален; а во-вторых, то, что его уникальность – это ценность.

Мартин Бубер писал: «Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый, поэтому, призван осуществить свою особую миссию в этом мире…»

Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор, наоборот, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели. Он старается, пыхтит, карабкается вверх, но по уже освоенным горам.

У актуализаторов отношения тесные; у манипуляторов – дистантные. Одной из причин неспособности манипулятора установить общение с другим человеком – это страх уязвимости, разоблачения и осуждения. Он боится, что стоит ему поддержать контакт, как тут же будет вскрыта его сущность, его внутреннее ядро. 

Следует помнить, что, не имея 1 – 2 глубоких контактов, человек сильно рискует своим психическим здоровьем.

Актуализатор всегда живет настоящим, а прошлое и будущее по праву занимают задний план. Актуализатор позволяет руководить собою там, где он должен быть чувствительным к человеческому одобрению, расположению и доброй воле, но источник его действий – всегда внутреннее руководство.  Актуализатор – это деятель, «делатель», это тот, кто есть. Он выражает не мнимые возможности, а реальные, и старается с помощью своих трудов и талантов справиться с трудностями жизни. Он чувствует себя благополучным потому, что его существование наполнено непрерывной деятельностью. Многие психологи уверены, что актуализатор способен самую рутинную деятельность превратить в увлекательнейший праздник. Манипулятор видит жизнь как крысиные бега, и воспринимает ее настолько серьезно, что не может не быть неврастеником.

Мастерство, такт, способность быть честным можно нарабатывать с усилием, со старанием.

Но только глупец заявляет о своей мудрости, гордец – о своем смирении, а трус – о своем мужестве. Любой, кто заявляет об обладании этими добродетелями, – лжец.

Вопрос ведущего: «Как нас пытаются заставить что-либо сделать? Какими способами?» (ответы подростков).

Ведущий:

Основные манипулятивные способы:

  • Плач
  • Угроза
  • Сравнение
  • Настраивание
  • Ложь
  • Подавленное состояние
  • Манящие яблоки
  • Угрозы
  • Неискренние обещания
  • Шантаж
  • Болезнь
  • Любовь

Подведение итогов: мои желания «золотой рыбке». 

Давайте посмотрим, какие качества вы хотели бы иметь для себя и для своих одноклассников? (Открывается доска с таблицей).

Качества для себя

Качества для одноклассников

Доброта – 6

Доброта – 10

Честность – 7

Честность – 3

Трудолюбие, усердие – 3

Преданность, верность – 4

Преданность, верность – 2

Трудолюбие, усердие – 1

Рассудительность – 2

Щедрость – 2

Сдержанность

Скромность

Уверенность в себе

Ответственность

Чистосердечие

Сопереживание

Забота о других людях

Не быть эгоистами

Уважение к другим

Понимание

Смелость

Дружелюбие

Отзывчивость

Активность

Давайте соотнесем это с теми качествами, которые присущи  актуализатору (на доске висит лист):

 честность (прозрачность, искренность)

 осознанность (отклик, полнота жизни, интерес)

 свобода (спонтанность, открытость)

 доверие (вера, убежденность) - (делается минутная пауза).

Согласитесь, что каждый из нас испытывает большую потребность в реализации себя, т.е. в актуализации.

Хорошо, если у вас (подростков) будут развиты такие важные способности как творчество, межперсональная чувствительность и осознание. Что же это такое?

  1. Творчество. Актуализирующийся подросток – это творческий бунтарь. Он находит в себе мужество бунтовать здоровыми способами. Его протест выражается не внешними символами (длинные волосы, узкие брюки, броский макияж), а целью, направлением, смыслом.
  2. Межперсональная чувствительность. Подросток, обладающий межперсональной чувствительностью, не только понимает чувства своих сверстников, но и с пониманием относится к своим родителям и учителям. Он старается не шокировать их своей одеждой и жаргоном.
  3. Осознание. Он хочет испытать полную радость сегодня и испытать переживание целиком. У него есть чувство истории и целевой ориентации, однако, жизнь его проходит здесь и теперь.

Упражнение «Третье желание» (в конце урока).

Все стоят в круге. В руках у ведущего колокольчик. Сейчас у нас будет возможность загадать Золотой Рыбке свои желания. Одно пожелание вы можете высказать вслух, для тех, кто присутствует здесь, а другое «заветное желание» для себя не нужно произносить вслух; чтобы оно сбылось, нужно обязательно позвенеть колокольчик возле правого уха. Я начну первая. «Я желаю всем нам мирного неба над головой!», а себе… звонок колокольчиком.

Когда все дети высказали свои пожелания, ведущий говорит: «Вспомним Евангелие от Матфея: «Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но потеряет собственную душу?», поэтому самое главное в борьбе за жизненное пространство и успех – не потерять душу.

Литература:

  1. Евангелие от Матфея.
  2. Психологический словарь. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 229, 402.
  3. Фромм, Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2007. – 136 с.
  4. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М.,1994. – 127 с.
  5. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от

манипуляции к актуализации. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. — 192 с.

Приложения:

Манипулятору присущи:

  • ложь (фальшь, мошенничество)
  • неосознанность (апатия, скука)
  • контроль (закрытость, намеренность)
  • цинизм (безверие)

Актуализатору присущи:

  • честность (прозрачность, искренность)
  • осознанность (отклик, полнота жизни, интерес)
  • свобода (спонтанность, открытость)
  • доверие (вера, убежденность)

F:\Конкурс\logo_zolotaya_ribka.jpg