«Помогут мир постичь любовь и разум»: конспект психологического часа для учащихся 9 – 11 классов

Цыбулина Татьяна Николаевна

Цель психологического часа для учащихся 9 – 11 классов «Помогут мир постичь любовь и разум» - знакомство с типами социальных характеров по Э.Фромму с целью формирования осознанного подхода к жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психологический час75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Помогут мир постичь любовь и разум»:

конспект психологического часа для учащихся 9 – 11 классов

Автор-разработчик: Цыбулина Татьяна Николаевна, педагог-психолог высшей категории МБОУ Гимназии №14

Оснащение: карточки с заданиями (приложение); мягкий кубик; помещение, где размещаются стулья по кругу.

Занятие проводится в круге.

Цель: знакомство с типами социальных характеров по Э.Фромму с целью формирования осознанного подхода к жизни.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с типами социального характера: рецептивная ориентация; стяжательская ориентация; рыночная ориентация; плодотворная ориентация.
  2. Развивать умение анализировать и сравнивать людей, исходя из их предпочтений.
  3. Формировать позитивный взгляд на жизнь.

Занятие начинается со слов, принадлежащих Эриху Фромму, всемирно известному психологу

… Дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними – все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить. 

Упражнение «Главная черта характера…» (цель: создать настрой на активную работу). Перед упражнением ведущий сообщает: «Характер, в переводе с греческого, означает «твердый отпечаток». Сейчас вы сможете назвать главную черту своего характера». Во время упражнения мягкий кубик передается по кругу и каждый участник говорит: «Главная черта моего характера – это …», например: упорство и т.д.

Первая часть – теоретическая. Её заранее готовят психолог или учитель и 5 учащихся.

В начале классного часа психолог или учитель говорит:

«В начале XX века А.Ф.Лазурский впервые предложил создавать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, т.е. учитывать «социальный аспект». Дальнейшие исследования приводили к обогащению понятия характера. Возникло понятие «социального характера».  «В понятие характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной  группы, которая возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни», - считал Эрих Фромм. «Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры».

Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в основной личностной структуре. Если личность отражает культуру, заключенную в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, заключенное в индивидуальном поведении.

Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но преобладающие черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь, эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому  внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, а также психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также обусловлены особенностями конституции и темперамента.

Эрих Фромм выделяет следующие типы социальных характеров. О них вам расскажут ваши одноклассники. Различают неплодотворные и плодотворные ориентации:

1 ученик: Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера) относится к неплодотворным ориентациям – человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне,  и он считает, что единственный способ обрести желаемое – это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия – все ожидается от внешних людей. При такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не любить самому. В сфере интеллекта они также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль – найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

2 ученик: Эксплуататорская ориентация  люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить хитростью или силой, отнять у других. Даже в области любви они испытывают влечение  только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а крадут их в форме плагиата или парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют  всех и каждого, из кого они могут что-то выжать.

3 ученик: Стяжательская ориентация – люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как будто окружают себя защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность.

4 ученик: Рыночная ориентация  стала доминирующей только в современную эпоху в  условиях рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.е. человек начинает воспринимать себя как товар. Самооценка человека будет зависеть от тех, кто его «покупает», т.е. будет очень шаткой. Он постоянно будет нуждаться в подтверждении собственной ценности со стороны других людей. Эрих Фромм отмечает: «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.  Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет собой жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности».

5 ученик: Эрих Фромм противопоставляет описанным типам ориентаций характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития. Плодотворность проявляется, как способность человека использовать свои силы и реализовывать заложенные в человеке  возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать.

Плодотворность предполагает, что человек обладает здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть вглубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Он способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится развивать свои силы и возможности. «Плодотворные отношения с миром  могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума». Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно означает заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность.

Психолог задает вопросы на понимание: какие социальные типы характера вы запомнили? Какие из них являются плодотворными, а какие неплодотворными?

Упражнение «Море волнуется…» (цель: снять физическое и эмоциональное напряжение).

Вторая часть – групповая работа. Класс делится на 5 групп в соответствии с типами социального характера Эриха Фромма.

Психолог дает инструкцию учащимся: «Используя материал карточки, придумайте девиз, афоризм, можно в стихотворной форме, который бы точно отражал смысл данного типа характера. Во время презентации зачитайте его, не называя типа характера. Остальные должны будут понять, о каком типе характера идет речь и назвать его. После этого вы должны аргументировать, почему этот афоризм подходит к данному типу».

Групповая работа (10 минут).

Третья часть – презентация результатов (по 2 минуты каждой подгруппе).

Представитель группы зачитывает девиз, стихотворение, остальные угадывают, о каком социальном характере идет речь.

1 группа:

1 вариант:

          Лучше взять что-нибудь из мира

И испить глоток эфира,

Чем создать своим трудом

Свое богатство и свой дом. 

2 вариант:

Бери от внешней жизни все и будь любимым.

(Рецептивная ориентация)

2 группа:

1 вариант:

           Я ничего не создаю,

Я все приду и отниму.

2 вариант:

           Отнять у всех, отнять везде,

           до дней последних донца…

И ничего, кроме…

 (Эксплуататорская ориентация)

3 группа:

1 вариант:  

Я люблю свои вещички,

Никому их не отдам,

А в песочнице подружка

Потеряла вдруг игрушку.

Я забрал ее домой

И не поделюсь с тобой.

Я – великий эконом

И тащу всегда все в дом.

2 вариант:

Береги все, что есть.

Экономь, все, что можно.

 (Стяжательская ориентация)

4 группа:

          1 вариант:

Преподношу себя я подороже.

Карьеру строить – жизни моей цель.

И по пути пробиться тот лишь сможет,

Себя продаст, да поценней..

2 вариант:

Ни шагу назад,

Ни шагу на месте,

А только за деньги,

И только не вместе.

(Рыночная ориентация)

5 группа:

  1. Постигай мир при помощи любви и разума.
  2. Любовь – это забота и ответственность.
  3. Уважение – это способность видеть человека таким, каков он есть.
  4. Руководствуйся разумом, если у тебя есть силы, и ты знаешь, куда их направить.
  5. Любви все разумы покорны.

(Плодотворная ориентация)

Четвертая часть – подведение итогов групповой работы и рефлексия по кругу: «Я думаю, что… Я чувствую, что…»

Ведущий: «Итак, что можно сказать в заключение. Очень многое, если не всё, в этом мире зависит от нас самих, от нашего отношения к жизни, к своему здоровью, перефразируя девиз 5 группы: нам «помогут мир постичь любовь и разум». 

Рекомендую вам прочитать книги Эриха Фромма «Бегство от свободы» и  «Искусство любить», которые до сих пор остаются мировыми бестселлерами.

Использованная литература:

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону. -  2004. - С.211 – 215.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009.
  3. Фромм Э. Искусство любить. – М. АСТ; АСТ Москва, 2010.

Приложение

Карточки с заданиями:

Карточка 1.

Используя материал карточки, придумайте девиз, афоризм, можно в стихотворной форме, который бы точно отражал смысл данного типа характера. Во время презентации зачитайте его, не называя типа характера. Остальные должны будут понять, о каком типе характера идет речь и назвать его. После этого вы должны аргументировать, почему этот афоризм подходит к данному типу.

  • Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера)

Человеку  этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне,  и он считает, что единственный способ обрести желаемое – это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия – все ожидается от внешних людей. При такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не любить самому. В сфере интеллекта они также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль – найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

Карточка 2.

Используя материал карточки, придумайте девиз, афоризм, можно в стихотворной форме, который бы точно отражал смысл данного типа характера. Во время презентации зачитайте его, не называя типа характера. Остальные должны будут понять, о каком типе характера идет речь и назвать его. После этого вы должны аргументировать, почему этот афоризм подходит к данному типу.

  • Эксплуататорская ориентация

 Люди  этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить хитростью или силой, отнять у других. Даже в области любви они испытывают влечение  только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а крадут их в форме плагиата или парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют  всех и каждого, из кого они могут что-то выжать.

Карточка 3.

Используя материал карточки, придумайте девиз, афоризм, можно в стихотворной форме, который бы точно отражал смысл данного типа характера. Во время презентации зачитайте его, не называя типа характера. Остальные должны будут понять, о каком типе характера идет речь и назвать его. После этого вы должны аргументировать, почему этот афоризм подходит к данному типу.

  • Стяжательская ориентация

 Люди  этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как будто окружают себя защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность.

Карточка 4.

Используя материал карточки, придумайте девиз, афоризм, можно в стихотворной форме, который бы точно отражал смысл данного типа характера. Во время презентации зачитайте его, не называя типа характера. Остальные должны будут понять, о каком типе характера идет речь и назвать его. После этого вы должны аргументировать, почему этот афоризм подходит к данному типу.

  • Рыночная ориентация

Эта ориентация  стала доминирующей только в современную эпоху в  условиях рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.е. человек начинает воспринимать себя как товар. Самооценка человека будет зависеть от тех, кто его «покупает», т.е. будет очень шаткой. Он постоянно будет нуждаться в подтверждении собственной ценности со стороны других людей. Эрих Фромм отмечает: «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.  Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет собой жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности».

Карточка 5.

Используя материал карточки, придумайте девиз, афоризм, можно в стихотворной форме, который бы точно отражал смысл данного типа характера. Во время презентации зачитайте его, не называя типа характера. Остальные должны будут понять, о каком типе характера идет речь и назвать его. После этого вы должны аргументировать, почему этот афоризм подходит к данному типу.

  • Плодотворность

 предполагает, что человек обладает здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Он способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится развивать свои силы и возможности. «Плодотворные отношения с миром  могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума». Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно означает заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность.