«Кто пишет нам сценарий нашей жизни?»: классный час для учащихся 9 – 11 классов

Цыбулина Татьяна Николаевна

«ККто пишет нам сценарий нашей жизни?»: классный час для учащихся 9 – 11 классов посвящен теме "жизненный сценарий", направлен на формирование установки на позитивное мировосприятие жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_pishet_nam_stsenariy.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

Кто пишет нам сценарий нашей жизни?

Методическая разработка классного часа для учащихся 9 — 11 классов

Автор-разработчик:

Татьяна Николаевна Цыбулина,

педагог-психолог

высшей категории

МБОУ Гимназии №14

Пояснительная записка

От жизнерадостности,

бодрости детей зависит

 их духовная жизнь,

 мировоззрение,

 умственное развитие,

 прочность знаний,

вера в свои силы

В. А. Сухомлинский

Задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:

- во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление ее творческих возможностей, сохранение здоровья. Состояние психологического здоровья детей – важнейшая часть их общего здоровья. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается рост нервно-психических расстройств у современных детей и подростков.

Здоровье как комплексный, многоаспектный феномен, включает в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

Психологическое здоровье предполагает оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности.

Психологически здоровый человек разумен, эмоционально благополучен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

«Эмоциональное благополучие», согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А.А.Рояк, можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

Об эмоциональном благополучии ребенка свидетельствуют:

• физическое здоровье;

• самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

• наличие референтного круга общения, в котором ребенок получает признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;

• адекватно высокая самооценка, обеспечивающая ребенку самоуважение;

Эти показатели внутренне взаимосвязаны и в комплексе указывают на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка и подростка.

На психологическое здоровье ребенка оказывают влияние различные факторы.

Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых выделяют такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей.

Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Различают три уровня психологического здоровья детей

1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья, его высший созидательный уровень). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей около 5 – 7% в детском коллективе.

2. Адаптивный уровень. В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляет около 80% учащихся, представляет средний уровень психологического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем. По данным исследований Н.В. Масловой, занимающейся вопросами формирования у детей ноосферного мышления (целостного), их ежегодно становится в школах на 3 – 5% больше.  

Педагогическими условиями становления психологического здоровья                       (по О.В. Хухлаевой) являются:

  1. Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.

По мнению О.В.Хухлаевой, такие ситуации способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. Следует добавить, однако, что интенсивность психоэмоционального напряжения в таких ситуациях не должна превышать индивидуальный порог адаптации, иначе воздействия трудных ситуаций могут привести к негативным последствиям в личностном развитии.

2. Наличие положительного фона настроения.

Здесь предполагается наличие способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.

3. Обучение детей умению быть счастливыми.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.

Способность человека к управлению своими психическими состояниями (саморегуляция на психологическом уровне) может целенаправленно развиваться. Процесс целенаправленного формирования способности произвольной саморегуляции у детей должен включать в себя следующие компоненты: формирование у детей мотивации к самопознанию, к саморазвитию, к возможности управлять собой; предоставление первичной информации об их психических процессах, о психических возрастных закономерностях, об особенностях протекания психических состояний в разных ситуациях жизни и деятельности; формирование способности распознавать текущие психические состояния, обозначать их; обучение основам саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния.

Эффективность психорегуляции обеспечивается системностью и взаимосвязанностью психического и физического уровней здоровья. Механизмы благотворного влияния психорегуляции на здоровье человека обоснованы работами И.П. Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина. Все вышеизложенное свидетельствует, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у детей. Такое обучение будет служить эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект. Одним из способов профилактики психологического нездоровья может являться обучение детей основам психорегуляции.

В связи с тем, что именно в подростковом возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие различными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психологического состояния здоровых детей. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются интерактивные формы работы с подростками с учетом их возрастающего интереса к себе.

«Кто пишет нам сценарий нашей жизни?»: классный час для учащихся 9 – 11 классов

Цель: формирование установки на позитивное мировосприятие жизни

Оснащение: Методика «Шкала Д. Роттера»; карточки с понятиями «оптимизм», «пессимизм»; компьютерная презентация; памятка каждому участнику «Как достичь оптимизма».

Ход занятия:

  1. Этап  актуализации знаний.

Подросткам задается проблемный вопрос «Кто пишет нам сценарий нашей жизни?»

В ходе общей дискуссии выясняется, понимают ли подростки, что такое «жизненный сценарий», на кого они возлагают ответственность за свои успехи и неудачи в жизни. Для этого следует задать следующие вопросы:

  1. Что такое жизненный сценарий?
  2. От кого зависят наши успехи?
  3. Кто виноват, если мы допускаем просчеты в жизни?
  4. Известно ли вам, кто такие  «интерналы», «экстерналы»? Сейчас мы об этом узнаем после  проведения методики «Шкала Д. Роттера».
  1. Диагностический этап.

Методика «Шкала Д. Роттера» (приложение) проводится с целью определения каждым участником для себя, кто он, интернал или экстернал.  Результаты не собираются.

  1. Теоретический этап

Что такое «локус контроля»? (ответы учащихся). Локус контроля – одна из важнейших характеристик личности – степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Это показатель представления человека о его способности управлять жизненными ситуациями и о степени ответственности человека за их развитием. Люди, по мнению Джулиана Роттера, различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Возможны два варианта локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

  • экстерналы (внешний локус контроля) — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.;
  • интерналы (внутренний локус контроля) — человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий.
  1. Интерналы

Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях.

Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных проблемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя.

Человек с внутренним локусом контроля считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал считает себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей.

Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

  1. Экстерналы

Люди с внешним локусом контроля, экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни.

Человек не воспринимает всерьез свою роль в тех или иных событиях собственной жизни, в том, как выстраиваются его отношения с другими людьми, в конфликтах чаще всего винит партнера.

Даже свои успехи, достижения и радости экстерналы приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе, воле Бога или помощи других людей.

Итогом такой позиции оказывается пассивность, отсутствие стремления к достижению своих целей.

  1. Дискуссионный этап. Кто же все-таки пишет сценарий нашей жизни?   

Дискуссия. В ходе дискуссии сообщается следующая информация.

Каждый человек еще в детстве как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии.  

  Сценарий  это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто не зависимо от его сопротивления или свободного выбора.

    Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: 1) оно дает жизни цель; 2) дает способ организовать (структурировать) время; 3) ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Родители, программируя жизнь ребенка, передают им  свой жизненный опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

     Согласно концепции трансактного анализа Э.Берна, сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

     Возможны четыре жизненных сценария:

  • «Я» - хороший, все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша» - сценарий   победителя
  • «Я» - плохой, ОНИ – плохи, жизнь – плоха – сценарий «побежденного», неудачника
  • «Я» - хороший, но ОНИ – плохие, жизнь плоха – сценарий «озлобленного пессимиста»
  • «Я» - плохой, а ОНИ – хорошие, жизнь плоха – сценарий «комплекса неполноценности»  

     Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Эти позиции могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов:

  1. идеализация действительности,
  2. крушение,
  3. вызов всему (неповиновение),
  4. уход от дел,
  5. осознание,
  6. решительность,
  7. убежденность

     Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить, то жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то мере предопределен генетически, а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне продуманный жизненный план.

    На человеческую судьбу влияют: родительское программирование (поддерживаемое «внутренним голосом»), предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому.

 Основной вывод: но, в конечном счете, судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо и отстаивать их или бороться с планами других.  

Очень многое в нашей жизни зависит от настроя – оптимистического или пессимистического.

  1. Подгрупповая работа «Оптимизм или пессимизм? Выбор за вами».

Класс делится на 2 подгруппы. Одна подгруппа получает карточку с понятием «оптимизм», другая – с понятием «пессимизм».  

Задание: определите за 3 минуты, близка ли вам позиция, предложенная в карточке?

1 карточка. Оптимизм? Близка ли вам эта позиция?

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так трактует оптимизм: «Это философское учение, по которому существующий мир, несмотря на все свои недостатки, есть лучший; то есть наиболее совершенный из всех возможных, и все совершающееся в нем направлено к осуществлению блага».

Толковый словарь русского языка Ушакова:

«Оптимизм – склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего-либо».

2 карточка.

Пессимизм? Близка ли вам эта позиция?

Пессимизм – (от лат. pessimum наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Религиозное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическая форма пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман. Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистический и – проникнутый пессимизмом.

В ходе презентации выясняются позиции подгрупп.  Во время проведения дискуссии, учащимся предлагаются следующие вопросы, ответы сопровождаются слайдами:

  1. 1.В чем же состоит суть оптимизма?

  2. Слайд 2. Оптимизм – это…

  • Оптимизм – это глубокое доверие к жизни и к людям.
  • Оптимизм – это умение в любой ситуации найти положительные моменты и акцентировать свое внимание именно на них.
  • Оптимизм – это сильная воля, уверенность в себе и доброжелательность по отношению к окружающим.
  • Оптимизм – это не попытка закрыть глаза на трудности, но искренняя вера в то, что все они преодолимы.
  • Оптимизм – это внутренняя улыбка, которая вызывает ответную улыбку судьбы.
  • Оптимизм – это умение человека взять верх над внешними обстоятельствами за счет внутренних резервов души.

  1. 2. В чем состоят преимущества оптимизма? Оптимизм помогает или вредит человеку?

Слайд 3. Преимущества оптимизма

  • Оптимизм придаёт силы – для преодоления жизненных трудностей.
  • Оптимизм даёт надежду – на лучшее в любой ситуации.
  • Оптимизм даёт свободу – от уныния, зависти и равнодушия.
  • Оптимизм даёт возможности – в извлечении из любой ситуации бесценного жизненного опыта.
  • Оптимизм даёт радость – искреннюю радость жизни.
  1. 3. Как проявляется оптимизм в повседневной жизни? Как мы можем увидеть, что перед нами оптимист?

  2. Слайд  4. Проявления оптимизма в повседневной жизни

  • Философия. Оптимистичному взгляду на жизнь посвящено целое философское учение — метафизический оптимизм Лейбница.
  • Экстремальные ситуации. Человек, сохраняющий присутствие духа в экстремальной ситуации, и прилагающий усилия для выхода из нее – проявляет оптимизм.
  • Общение. Человек, изначально доброжелательно относящийся к людям, и ожидающий от них только позитива – проявляет оптимизм.
  • Религия. Вера в Бога придает человеческой жизни осмысленность и заряжает оптимизмом.
  • Семейные отношения. Родители, подающие детям пример доброжелательности по отношению к людям, непредвзятости по отношению к событиям и позитивных ожиданий – воспитывают детей оптимистами.
  1. VI. Рефлексивный этап. 

  2. Каждый участник должен ответить на 2 вопроса: «Можно ли стать оптимистом и от кого зависит сценарий вашей жизни»?

  3. Слайд 5. Цитаты об оптимизме

«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможность». Уинстон Черчилль 

«Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай».  Антон Чехов 

«Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля».  Эмиль Огюст 

«Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-нибудь».  Марк Твен

Памятка каждому участнику «Как достичь оптимизма»

  • Улыбайтесь! Улыбка и ожидание от жизни и окружающих людей только хорошего, поистине творят чудеса и помогают достичь намеченных целей. Улыбка – это большой шаг по пути достижения оптимизма.
  • Основа оптимизма – это вера в себя; обрести веру в себя и вместе с ней — оптимизм, помогут профессиональные психологические тренинги.
  • Помощь нуждающимся. Человек, который при неудаче не замыкается в себе, а, напротив, старается помочь тем, кому еще сложнее – воспитывает в себе оптимизм и веру в собственные силы.
  • Общение с позитивными людьми, которые способны вселять в окружающих надежду и веру в себя – лучший способ воспитать в себе оптимизм.
Литература
 

1. Елисеев О.П. Локус контроля // Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2003. – С.413 – 417.

2. Столяренко Л.Д. Понятие жизненного сценария //Столяренко Л.Д. Основы психологии.- М., 2004. – С.334 – 336.

3. Толковый словарь русского языка Ушакова

4. www.xapaktep.net 

Приложение 1.

Шкала Роттера

Вариант «А»

Вариант «Б»

1

Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.

В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

2

Многие неудачи происходят от невезения.

Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.

3

Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.

4

В конце концов, к людям приходит заслуженное признание.

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.

5

Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.

Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

6

Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.

Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

7

Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.

Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

8

Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.

Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

9

Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать».

По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. !

10

Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

11

Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

12

Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения.

Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

13

Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

14

Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.

В каждом человеке есть что-то хорошее.

15

Осуществление моих желаний не связано с везением.

Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

16

Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.

17

Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.

Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

18

Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.

На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

19

Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

20

Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

21

В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

22

Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

23

Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.

Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

24

Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.

Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

25

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

26

Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

27

Характер человека зависит главным образом от его силы воли,

Характер человека формируется в основном в коллективе.

28

То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

29

Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.

Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.

О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

  1. Интерпретация результатов теста

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы чаще всего убеждены в неслучайности своих успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

Они производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы.

Экстерналы эмоционально нестабильны и имеют практическое мышление, интерналы  эмоционально стабильны и склонны к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.