Тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания с использованием МАК карт.
Тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе.
Задачи:
1.Создать благоприятные условия для работы группы, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;
2.Поделиться психологическими знаниями о синдроме эмоционального выгорания и способах его преодоления педагогами ДОУ;
3.Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу педагогов;
4.Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения к своей работе.
Оборудование: Магнитофон, флешкарта, наборы метафорических ассоциативных карт, проектор, карточки с вопросами и неоконченными предложениями, массажные коврики.
1.Педагог-психолог: Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» Игра-разминка для тренинга.
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг. Ведущий дает инструкцию:
"Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас мы все вместе будем передавать движения.
1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).
3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями).
4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
10. Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
2.Педагог-психолог: Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания (ядовитый цветок):
ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел.
СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку).
ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! «Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!» - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться. «Жертвующий» нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал «спасибо» за сделанное).
СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут).
Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности. Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания, чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.
Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция не вызывает появление этого синдрома.
Обсуждение в группе.
3.Педагог-психолог: А сейчас давайте перенесемся назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Представьте, что у вас скопилось много грязной одежды и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?
1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать
до завтра? Что же мне надеть?
2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.
3. Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.
4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.
Если педагог выбрал в качестве ответа первое утверждение, то уровень стресса в настоящее время — 80 б. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистичного, уверенного, организованного.
Если педагог выбрал в качестве ответа второе высказывание, то уровень стресса в настоящее время — 50 б. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способны помочь справиться с ним коллегам.
Если педагог выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0 б. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.
Если педагог остановил свой выбор на четвертом утверждении, то уровень стресса в настоящее время — 100 б. Возможно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться.
4.Педагог-психолог:
А теперь я предлагаю вам выполнить проекционные техники.
Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все».
Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом, на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.
1. Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня хорошо получается делать?
2. Что вы видите?
3. Какие чувства вызывает у вас эта карта?
4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?
5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует.
Обсуждение в группе.
5.Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив».
Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального развития.
Работа с колодой МАК «Я и все-все-все».
Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их родителями.
Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.
Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в сложившейся ситуации.
6.Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на консультацию приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методист…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
7.Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю пойти и прогуляться по лесу…..
Но не успели мы зайти в лес, как на нашем пути уже возникла опасность – топкое болото.
Перейти его можно только по следам, держась друг за друга. Становитесь в колонну, возьмите друг друга за руки. Нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться со следа на след. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.
Итак, начнем движение!
8.Педагог-психолог:
Работа с колодой МАК «Эмоции судьбы».
Технология:
Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту, подробно ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта? Какие эмоции? Что изображено? Какие объекты привлекли внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?
Обсуждение и анализ в группе.
9.Педагог-психолог: Упражнение "Работа с вопросами".
Цель - посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.
Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами.
Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить. Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?
Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами. Возможно работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться в своём запросе.
Технология простая:
1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.
2. Тяните наугад карточку с вопросом.
3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас работаете.
4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое предложил вам вопрос на карточке?
Например, меня беспокоит вопрос "В каком направлении мне двигаться в своей работе?". Я вытягиваю вопрос "О каких фантастических способах разрешения этой ситуации я ещё не думала?" Ого!))) А действительно, почему бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через 15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи, которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть направление движения!
Обсуждение и анализ в группе.
10.Педагог-психолог: техника «Взаимообмен (беру и отдаю)» Автор: Буравцова Н.В.
Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» «Ресурсы и силы».
Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.
Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя ВЗ, или осознанно ВО выбрать 2 карты:
1-ю - отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т.п.
2-ю - отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов поделиться.
Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т.д.), а на внутренних (психологических) ресурсах.
Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.
11.Педагог-психолог: упражнение с метафорическими картами «Мудрость шута»
Работа с МАК картами «Мудрость шута»
Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.
Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.
Инструкция клиенту
1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу…?», но НЕ «Что сделать, чтобы он…?» и т.п.).
2. Подготовка колоды. Возьмите колоду метафорических карт и разверните ее рубашкой вверх. Еще раз задайте свой вопрос.
3. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.
4. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?
12.Педагог-психолог: Рефлексия занятия:
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что получили нового?
Что принес вам сегодняшний день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?
Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_emots.vygoranie.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе.
Задачи:
1.Создать благоприятные условия для работы группы, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;
2.Поделиться психологическими знаниями о синдроме эмоционального выгорания и способах его преодоления педагогами ДОУ;
3.Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу педагогов;
4.Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения к своей работе.
Оборудование: Магнитофон, флешкарта, наборы метафорических ассоциативных карт, проектор, карточки с вопросами и неоконченными предложениями, массажные коврики.
1.Педагог-психолог: Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» Игра-разминка для тренинга.
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг. Ведущий дает инструкцию:
"Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас мы все вместе будем передавать движения.
1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).
3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями).
4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
10. Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
2.Педагог-психолог: Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания (ядовитый цветок):
ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел.
СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку).
ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! «Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!» - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться. «Жертвующий» нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал «спасибо» за сделанное).
СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут).
Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности. Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания, чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.
Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция не вызывает появление этого синдрома.
Обсуждение в группе.
3.Педагог-психолог: А сейчас давайте перенесемся назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Представьте, что у вас скопилось много грязной одежды и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?
1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать
до завтра? Что же мне надеть?
2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.
3. Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.
4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.
Если педагог выбрал в качестве ответа первое утверждение, то уровень стресса в настоящее время — 80 б. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистичного, уверенного, организованного.
Если педагог выбрал в качестве ответа второе высказывание, то уровень стресса в настоящее время — 50 б. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способны помочь справиться с ним коллегам.
Если педагог выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0 б. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.
Если педагог остановил свой выбор на четвертом утверждении, то уровень стресса в настоящее время — 100 б. Возможно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться.
4.Педагог-психолог:
А теперь я предлагаю вам выполнить проекционные техники.
Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все».
Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом, на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.
1. Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня хорошо получается делать?
2. Что вы видите?
3. Какие чувства вызывает у вас эта карта?
4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?
5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует.
Обсуждение в группе.
5.Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив».
Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального развития.
Работа с колодой МАК «Я и все-все-все».
Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их родителями.
Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.
Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в сложившейся ситуации.
6.Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на консультацию приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методист…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
7.Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю пойти и прогуляться по лесу…..
Но не успели мы зайти в лес, как на нашем пути уже возникла опасность – топкое болото.
Перейти его можно только по следам, держась друг за друга. Становитесь в колонну, возьмите друг друга за руки. Нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться со следа на след. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.
Итак, начнем движение!
8.Педагог-психолог:
Работа с колодой МАК «Эмоции судьбы».
Технология:
Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту, подробно ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта? Какие эмоции? Что изображено? Какие объекты привлекли внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?
Обсуждение и анализ в группе.
9.Педагог-психолог: Упражнение "Работа с вопросами".
Цель - посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.
Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами.
Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить. Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?
Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами. Возможно работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться в своём запросе.
Технология простая:
1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.
2. Тяните наугад карточку с вопросом.
3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас работаете.
4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое предложил вам вопрос на карточке?
Например, меня беспокоит вопрос "В каком направлении мне двигаться в своей работе?". Я вытягиваю вопрос "О каких фантастических способах разрешения этой ситуации я ещё не думала?" Ого!))) А действительно, почему бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через 15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи, которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть направление движения!
Обсуждение и анализ в группе.
10.Педагог-психолог: техника «Взаимообмен (беру и отдаю)» Автор: Буравцова Н.В.
Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» «Ресурсы и силы».
Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.
Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя ВЗ, или осознанно ВО выбрать 2 карты:
1-ю - отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т.п.
2-ю - отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов поделиться.
Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т.д.), а на внутренних (психологических) ресурсах.
Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.
11.Педагог-психолог: упражнение с метафорическими картами «Мудрость шута»
Работа с МАК картами «Мудрость шута»
Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.
Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.
Инструкция клиенту
1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу…?», но НЕ «Что сделать, чтобы он…?» и т.п.).
2. Подготовка колоды. Возьмите колоду метафорических карт и разверните ее рубашкой вверх. Еще раз задайте свой вопрос.
3. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.
4. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?
12.Педагог-психолог:
Показ видеоролика « ».
13.Педагог-психолог: Рефлексия занятия:
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что получили нового?
Что принес вам сегодняшний день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?
Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия.
14. Далее педагогам раздаются памятки, рекомендации и техники.
Тренинг по профилактике
и коррекции эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проективных методов.
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ.
Подготовили:
Педагог-психолог МБДОУ №1 «Русалочка» - Ливадняя И.В.
Педагог-психолог МБДОУ №6 «Колосок» - Ковалькова А.Г.
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на консультацию приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методист…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
10 секретов счастья
Как мы поступаем с неприятностями, которые неизбежно встречаются в нашей жизни? Можно поступать по-разному. Можно полностью сконцентрироваться на ошибках и неудачах, обидных словах, несправедливости и зле, которые, безусловно, есть в современном мире. Но опыт показывает, что в любом негативном событии или явлении всегда есть нечто позитивное. Столкнувшись с неприятными событиями или предполагая, что они могут произойти, подумайте о том, что в этих событиях может быть хорошего, приятного, позитивного. Что же можно сделать, чтобы воспринимать жизнь позитивно? Вот 10 секретов счастья:
1. Сила отношения. Мы настолько счастливы, насколько настроен на это наш разум.
2. Сила тела. Физические упражнения облегчают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствуем себя хорошо.
3. Сила жизни в мгновении. Воспоминания состоят из особых моментов
накапливайте как можно больше таких счастливых мгновений.
4. Сила представлений о себе. Человек является тем, что он о себе думает.
5. Сила цели. Цель придает нашей жизни смысл и содержание.
6. Сила смеха. Чувство юмора облегчает стресс и вызывает ощущение
счастья.
7. Сила прощения. Умение прощать является ключом, открывающим дверь истинного счастья. Невозможно быть счастливым, если в вас остались ненависть и обида.
8. Сила умения давать. Счастье нельзя найти в обладании и приобретении чего-то для самого себя. Оно кроется в умении давать и помогать другим.
9. Сила взаимоотношений. Близкие взаимоотношения делают хорошие времена еще более приятными, а трудные периоды — более легкими.
10. Сила веры. Вера вызывает доверие к людям, успокаивает разум и
освобождает душу от сомнений, тревог, беспокойств и страха.
Анкета "Обратная связь"
Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вам понравилось на занятии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета "Обратная связь"
Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вам понравилось на занятии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Техника "НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО"
Автор статьи: Кочеврягина Полина Андреевна
Всем нам знакомы ситуации, когда в жизни приходится справляться с эмоциями после каких либо эмоциональных потрясений. В основном тяжело удается справиться с негативными эмоциями. К примеру, после расставания с любимым человеком, появляется грусть, обида, печаль, упадок сил и настроения, человек наполнен всяческими переживаниями, что объекта обожания больше нет рядом. Могу сказать, что не каждый способен самостоятельно и успешно справиться со своими переживаниями, просто взяв себя в руки. Кто-то обращается за помощью к психологу, кто-то ищет спасение в других аспектах... Я хочу предложить Вам в практику использование методики: "Неотправленное письмо". Ее цель заключается в том, чтобы человек сам смог справиться со своими переживаниями.
ВЫПОЛНЕНИЕ техники "Не отправленное письмо":
Для этого понадобится:
- Ручка и бумага;
- Остаться одному, чтобы полностью сосредоточиться на себе;
- Отключить телефон, что бы ограничить себя от внешних воздействий,
которые могут Вас отвлечь;
- Создать для своей работы комфортабельные условия, что бы Вас ничего не
тревожило и не раздражало.
После того, как Вами были созданы комфортные условия для работы, необходимо досконально вспомнить ту ситуацию, в которой вы испытали эмоции, которые вынуждены были сдерживать, но они беспокоят Вас до сих пор.
Отметьте адресатом того человека, с которым связаны Ваши эмоции, писать свое письмо вы будете ему, при этом не забывайте, что это именно психологическая методика, а не деловая переписка. Адресат не увидит Вашего творения. В письме следует описывать те чувства, которые вызвала у Вас данная ситуация, что конкретно тогда происходило. Вы должны подробно вспомнить все то, что тогда было у Вас на душе и прочувствовать всю эту гамму эмоций вновь.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА написания письма:
Описывайте ситуацию максимально красочно, насколько позволитВаш литературный талант.
Не бойтесь и не стесняйтесь тех чувств, которые у Вас возникнут во время написания письма, в этом и заключается данная техника, если Вас начнут терзать эмоции, то Вы идете по правильному пути и делаете все верно.
Выплескивайте эмоции так, как захотите. Отличной помощью будут телесные реакции: Вы можете позволить себе разбить кружку, кричать, бить подушку или, наоборот, обнимите ее, в зависимости от тех эмоций, которые у Вас появятся.
В тот момент, когда эмоции начнут овладевать Вами и активно выплескиваться, пишите все то, о чем будете думать, даже если это не совсем связано с тем, что Вы писали до этого. Пишите именно то, о чем думаете в этот момент, причем абсолютно все фразы, которые приходят на ум, даже если это ругательные или очень обидные выражения, пишите абсолютно все, это письмо кроме Вас никто не увидит. Письмо следует заканчивать писать только тогда, когда постепенно начнет приходить облегчение и расслабление. Вы сами почувствуете этот момент, когда эмоции начнут резко идти на спад. Далее вы можете просто уничтожить это письмо. Как Вы будете избавляться от письма, решать только Вам (например: сжечь, порвать, или просто выкинуть). Не рекомендуется его куда-либо убирать, даже в самый дальний ящик, лучше все-таки уничтожить безвозвратно.
ЧТО ДЕЛАЕМ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА:
После напишите письмо благодарности, если Вы не можете переступить через себя, чтобы поблагодарить этого человека, то значит, Вы не выплеснули все эмоции, тогда стоит повторить процедуру еще раз. Если Вы испытали очень тяжелые и ранящие Вас эмоции, то придется повторить процедуру через несколько дней, когда Ваше эмоциональное состояние восстановится. Всегда, когда будите повторно писать письмо, старайтесь доводить до того момента, когда Вы сможете написать письмо благодарности.
В ПИСЬМЕ БЛАГОДАРНОСТИ описываете:
Эту ситуацию и говорите этому человеку спасибо за то, что она произошла. Расскажите о том, что Вы для себя вынесли из этой ситуации и, насколько важный опыт был приобретен благодаря этому.
ПИШЕМ ВЫВОД.
Он пишется следующим образом: В нем описывается, как вы должны себя вести, чтобы не попадать в такую ситуацию или, быть может, как по-другому себя вести в подобной ситуации, чтобы не получать вред себе.
Письмо благодарности уже можно оставить и отложить куда-нибудь подальше. Однако уничтожить его, также будет хорошим вариантом, ведь все выводы, которые Вы там опишите, Вы запомните надолго.
Практическая ценность методики:
К сожалению, большинство психологических техник нуждаются в наработке, чтобы их использовать, необходимы специальные навыки, хотя бы минимального уровня. Исключений из этого правила немного, в частности, техника “не отправленного письма”. Ведь фактически, данная методика просто позволяет Вам достать эмоции, которые Вы таили в глубине себя. А с помощью описания события из прошлого, выплеснуть все те эмоции, которые переполняли Вас, но, в наиболее комфортной обстановке.
Главная ценность методики – помочь любому.
Важная особенность данного метода – его НЕЛЬЗЯ применять часто! Применять его стоит только в действительно тяжелых ситуациях, которые впились в Вашу голову и Вы никак не можете от них избавиться, ситуации, которые "отравляют" Вашу жизнь. В противном случае, Вы будете вспоминать негативные эмоции, уже благополучно забытые Вами, которые, лучше не ворошить.
ДЕРЖИ УДАР: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Несколько приемов психологической защиты.
Прием "Вентилятор". Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.
Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете "заводиться". Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?
Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве "отомстить" обидчику.
Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.
Прием "Аквариум". Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием "Диснейленд". Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку...
Прием "Лиса и виноград". Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных "якорей". Вспомните басню "Лиса и виноград": не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
Прием "Океан спокойствия". Представьте себя главным героем притчи: "Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое".
Прием "Театр абсурда". Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.
Прием "Театр кукол". Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи "Куклы". И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.