ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ.

Тарабарова Наталья Борисовна

Статья посвящена философии здоровьесбережения в образовательных учреждениях. Приведена технологическая карта тренинга по профилактике психосоматических заболеваний у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologicheskoe_zdorove.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ.

Н.Б. Тарабарова, педагог-психолог,

МБУ ДПО «Учебно-методический центр»,

г. Реутов

В настоящее время исследователями и практиками  очень много внимания уделяется вопросам формирования здорового образа жизни. Научные и популярные журналы педагогического профиля, аттестационные портфолио педагогов, профессиональные сайты заполнены разработками мероприятий, проектов, программ по данному направлению деятельности.

Представлены всевозможные планы, конспекты, рекомендации; увеличено финансирование  сопровождения внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях, также существуют большие возможности для семьи: берите и пользуйтесь! Почему же проблемы детского здоровья продолжают стоять так остро? Почему процентное соотношение детей первой группы здоровья, поступающих в детский сад, с каждым годом все ниже и ниже? Почему за последний год в Подмосковье число  подростков, например, страдающих ожирением, выросло на 6% [9, с.1]?

Не будем останавливаться на социально-экономических, экологических причинах, особенностях семейных традиций – их влияние на здоровье подрастающего поколения бесспорно. Рассмотрим влияние на здоровье ребенка  тех условий, в которых он находится большую часть дня - условий образовательных учреждений.

Что формирует  отношение ребенка к своему телу, своему самочувствию, своему здоровью в итоге, в детском саду и школе? Что является ключевым фактором, мотивирующим ребенка заниматься спортом, правильно питаться, закаляться, вести активный образ жизни? Приведем пример. У Вас есть возможность выбрать врача для лечения. Кого Вы выберете: человека с покрасневшими глазами, подкашляющего, который с трудом встал, чтобы найти карту, или улыбающегося доктора, который ловко прослушивает Вас со всех сторон и задает много уточняющих вопросов? Ответ очевиден. Будет ли успех назначенного лечения зависеть от уровня доверия к врачу, от того, насколько сам врач несет образ здоровья и уверенности? Конечно, будет.

С воспитателями, учителями – также. К тому же, у маленьких детей отличное от взрослых восприятие. Они гораздо лучше запоминают образы, картинки, ощущения (наглядно-образное мышление). То есть говорить детям о полезности, например, детсадовской каши «Дружба», а самим пить кофе  с печеньем  вместо завтрака на глазах у детей не совсем педагогично с той позиции, что  дети усвоят именно эту поведенческую  модель как руководство к действию. Поэтому, чтобы добиваться реальных результатов в формировании здорового образа жизни воспитанников, педагог сам должен обладать этими навыками  и достаточно высоким уровнем здоровья.

К сожалению, в современной системе образования родителям чаще не приходится выбирать педагогов. Тем самым становится еще более важным, каков процент педагогов, несущих собой и своей деятельностью действительно посыл на здоровый образ жизни. Обратимся к результатам исследований Н.Ю. Синягиной и И.В. Кузнецовой, опубликованных в методическом пособии «Как сохранить и укрепить здоровье: психологические установки и упражнения»: «Опрос педагогов образовательных учреждений показал неблагополучие их здоровья: только 8% опрошенных относят себя к категории практически здоровых; 20% указывают на наличие хронических заболеваний. «Часто» и «достаточно часто» болеют соответственно  32% и 29 %  педагогов; считают себя относительно здоровыми  - 11%. Практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. При этом, практически все педагоги отмечают, что не имеют возможности вести здоровый образ жизни и придерживаться полноценного питания. Осознавая значимость указанных факторов для собственного физического благополучия, в реальной деятельности преподаватели используют их не в полной мере. Это способствует появлению профессиональных педагогических заболеваний, среди которых наиболее распространены болезни дыхательной системы, костей, суставов, неврозы» [4, с. 24].

Приведенные выше данные показывают, что, прежде чем заняться деятельностью по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, педагоги должны уделить внимание укреплению собственного здоровья. А прежде чем уделять этому внимание и время, каждому педагогу необходимо пройти такой психологически важный этап как  - принятие ответственности за свое самочувствие, за свое здоровье. Принять постулат о том, что он не сможет научить тому, чем не владеет сам.  Человеку свойственно искать причины своего бездействия вовне: в нехватке времени, денег, уже подорванном здоровье, тяжелых условиях труда и т.д. В ход вступают многочисленные психологические защиты, которые позволяют так и не делать то, что требует большого количества усилий.  Ведь именно работа над собой – самая тяжелая, требующая внутренней дисциплины, силы воли и высокой мотивации. И именно работа педагога над собой  - тот айсберг, лишь на поверхности которого лежат все те самые методические рекомендации, конспекты, проекты и прочая деятельность, направленная на работу с воспитанниками по вопросам  здоровьесбережения. Проблемы педагога в современной социальной действительности – это проблемы мотивации, рефлексии, осознания того факта, что за успешность своей профессиональной деятельности несет ответственность он сам.

Решению этих проблем не учат на классических курсах повышения квалификации. В системе дополнительного образования педагогов не так много специалистов, владеющих, в частности,  техниками коучинга, когда человек в процессе тренинга, занятия учится сам работать над своей мотивацией, находить внутренние резервы для решения своих задач [5, с.7]. Решать своими силами именно свои проблемные вопросы, компенсировать так называемые профессиональные дефициты. Особенно это касается системы дошкольного образования. Данный тезис  подтверждается выступлением   А.А. Майера, доктора педагогических наук, профессора  кафедры педагогики начального и дошкольного образования  Государственного гуманитарно-технологического университета и О.А. Скоролуповой, вице-президента института мобильных образовательных систем на Московском международном салоне образования в апреле 2018 года, где говорится следующее: «Как отмечают представители системы дополнительного профессионального образования, персонифицированное повышение квалификации педагогов, которое учитывало бы профессиональные дефициты, в настоящее время практически отсутствует» [8, с.12].

В работе с педагогическими кадрами актуально  учитывать  именно персонифицированный подход (в отличии от унифицированного - единого для всей аудитории).  Он в разы повышает эффективность усвоения навыка, информации, опыта и т.д., делает умение «своим». Формы лекции,  презентации опыта работа и другие субъект-объектные формы, в свою очередь, малоэффективны для приобретения навыка ведения здорового образа жизни. Навыки формируются только в процессе тренировки.

Необходимость в повышении личностной и профессиональной компетентности по формированию собственного здорового образа жизни педагога для дальнейшей позитивной трансляции данного опыта воспитанникам должна вести :

  • К повышению предложений системы дополнительного профессионального образования различного рода тренингов и семинаров,  программ очного обучения (желательно, на местах) для педагогов по вопросам мотивации, рефлексии,  психологической готовности к работе над собой, своим здоровьем,;
  • к подготовке квалифицированных преподавательских  кадров для работы  в новом формате с педагогами образовательных учреждений;
  • к привлечению  приглашенных специалистов для ведения тренинговых групп, семинаров;
  • к развитию системы оздоровительных мероприятий для педагогов (группы здоровья, практикумы по различным техникам самооздоровления,  саморегуляции, профилактики эмоционального выгорания с помощью методов арт-терапии и так далее).

Осознавая всю значимость данного направления работы с педагогами, «Учебно-методический  центр» города Реутов  разработал ряд мероприятий, направленных на повышения практической компетентности педагогов в области  здоровьесозидающих технологий в инновационном для педагогов формате тренинга (работа пока проводится с сотрудниками дошкольных учреждений города). В перспективе планируется расширение охвата педагогов и подготовка педагогов-психологов для ведения данного направления в общеобразовательных учреждениях. Для наглядности приведем пример технологической карты одного из таких занятий (Таблица 1.)

Таблица 1.

Технологическая карта психологического тренинга «Профилактика психосоматических заболеваний у педагогов образовательных учреждений»

Задачи тренинга: 

  • знакомство с методами регуляции самочувствия и профилактики стрессовых состояний  в различных сложных жизненных и профессиональных ситуациях;
  • практика дыхательной техники, техники визуализации, точечного массажа и суставной гимнастики: различия для разного уровня физической готовности;
  • осознание  ответственности за собственное самочувствие и самочувствие воспитанников.

Этапы работы,  упражнения:

Содержание деятельности:

Планируемые результаты:

«Моя любимая болезнь»

Тематическая игра - разминка

После озвучивания тематики занятия участникам предлагается по кругу назвать «свою любимую болезнь»

Участник проективно называет «свое слабое место»; ощущение что «он не один», снятие психологических барьеров для дальнейшей работы.

«Лимон»

Визуализация

С закрытыми глазами под речь тренера представляют, как режут сочный лимон и кладут дольку в рот (до выделения слюны во рту).

Доказать влияние мозговой деятельности на физические ощущения

«Практическая психосоматика»

Дискуссионно-информационный блок

Рассказ тренера с практическими иллюстрациями из жизни слушателей о профессиональных психосоматических проявлениях и их причинах

Раскрытие понятий «психосоматика», «вторичная выгода», работа над сопротивлением, стереотипом «это не про меня», «я вовсе не использую свою болезнь»

Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений)

Индивидуальная работа, по показу

Выполнение основного комплекса упражнений с комментариями

Донести до участников важность полного «включения» и процесс выполнения простых упражнений. Формальное выполнение неприемлемо, так как неэффективно.

Суставная гимнастика (комплекс упражнений)

Индивидуальная работа, по показу

Выполнение основного комплекса упражнений с комментариями; распределением нагрузки в соответствии с возрастом

Донести значимость каждого упражнения (на что влияет, когда и как правильно использовать)

«Идеальные условия труда»

«Мозговой штурм», групповая работа;

элементы коуч-технологий в процессе дискуссии

  1. По подгруппам составляются и потом объединяются в общий список т.н. идеальные условия труда;
  2. Группа «принимает» или «не принимает» безусловное влияние фактора на свое здоровье (если хотя бы один не согласен  фактор не принимается)
  3. Дискуссия «Дело не в условиях – дело в самом человеке»

Показать слушателям их попытки «свалить вину» за свое самочувствие  на внешние обстоятельства;

показать, что безусловных факторов в работе педагогов практически нет (многое зависит от установок и деятельности самого человека)

Точечный массаж (комплекс упражнений)

Индивидуальная работа, по показу

Выполнение основного комплекса упражнений с комментариями

Познакомить с биологически активными точками,  показать их назначение и порядок использования в различных  ситуациях заболеваний, болезни, стресса.

«Я – высказывание». Рефлексия.

Обратная связь.

По кругу участники  завершают предложение «Я сегодня беру с собой…»,   делают личные для себя выводы

Настрой на использование полученных знаний и умений в повседневной жизни

Список литературы.

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2015.- 144 с.
  2. Норбеков М. Энергетическая клизма, или Триумф тети Нюры из Простодырово. – 2-е изд.,перераб.и доп. – М.: АСТ: Люкс, 2005. -250 с.
  3.  Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.-сост. С.В. Терпигорьева.-Волгоград: Учитель, 2009.-143 с.
  4. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить свое здоровье: психологические установки и упражнения. Серия «Библиотека федеральной программы развития образования» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 145 с.
  5. Тарарина Е. Арт-коучинг. Техника простых решений. Издание второе, перераб. и доп. (Библиотека Арт-терапевта). М.: ООО «Вариант» пр участии ИП Шиманского А.Г., 2018. – 120 с.
  6. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Вып.1. Воспитатель и ребенок. Эффективное взаимодействие. - Волгоград: Учитель, 2016, 168 с.
  7. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития.- Изд.2-е. – Ростов н\Д:Феникс, 2016. – 254 с.

Электронные ресурсы.

  1. Майер А.А., Скоролупова О.А. Личностный и профессиональный рост современного воспитателя. Выступление на ММСО-2018: http://new.groteck.ru/images/catalog/73573/8ea6a39208cb4099d95a20d1d1836a65.pdf 
  2.  Стародубова А. Материал из электронной газеты «Говорит Москва»:  https://www.business-gazeta.ru/news/390286