«Семейные конфликты: причины и профилактика».
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Занятие с элементами тренинга в 9 классе «Семейные конфликты: причины и профилактика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_konflikty_prichiny_i_profilaktika.pptx | 1.85 МБ |
blank.docx | 14.6 КБ |
zanyatie.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт – это противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
Причины конфликтов в семейных отношениях Ранние браки Жилищные вопросы и финансовые трудности Вмешательство в семейную жизнь родителей одного из супругов Конфликты между детьми и родителями
Инструкция к тесту По 5-ти бальной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении. 5 баллов – типично для поведения 4 балла – часто 3 балла – иногда 2 балла – редко 1 балл – совсем нетипично 0 баллов – не понял смысл пословицы
Тип I Черепаха уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание)
Тип II Акула силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование )
Тип III Медвежонок сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость )
Тип IV Лиса стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс)
Тип V Сова мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество )
Модель « 6 шагов к решению конфликта» Первый шаг: необходимо признать, что в семье есть конфликт. Второй шаг: генерирование возможных решений. Третий шаг: оценивание предложенных решений. Четвертый шаг: выбор оптимального решения. Пятый шаг:родведение итогов переговоров и фиксирование, каким образом решение будет выполняться. Шестой шаг: оценивание, насколько правильным было принятое решение.
Конфликт + выход
Предварительный просмотр:
Бланк ответов
№ пословицы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Оценка в баллах | |||||
Сумма балов | |||||
Тип поведения | I | II | III | IV | V |
Бланк ответов
№ пословицы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Оценка в баллах | |||||
№ пословицы | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Оценка в баллах | |||||
Сумма балов | |||||
Тип поведения | I | II | III | IV | V |
Предварительный просмотр:
- Введение.
Приветствие упражнение «Здравствуйте!»
Желаю (соприкасаются большие пальцы)
Успеха (соприкасаются указательные пальцы)
Большого (соприкасаются средние пальцы)
Во всем (соприкасаются указательные пальцы)
И везде (соприкасаются мизинцы)
Здравствуйте! (соприкасаются всей ладонью)
В детстве мы все любили слушать сказки, которые всегда заканчивались одинаково «... и жили они долго и счастливо...» Как вы думаете, всегда ли так происходит в реальной жизни? (ответы ребят).
Действительно, в каждой семье на разных этапах жизни, могут возникать конфликты. Для того чтобы разобраться, что же такое конфликт, давайте выполним упражнение.
Упражнение «Комната»
Приглашаются два участника. Один из них выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (5 прилагательных применительно к помещению, в котором находится группа). Описание записывается на листе ватмана. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на листе ватмана. Затем оба описания сравниваются.
Как видите у разных людей разные взгляды на одну и ту же вещь. Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
- Основная часть.
- Мини-лекция.
Наиболее распространенными причинами конфликтов в семейных отношениях являются:
- Ранние браки: это связано с тем, что создавая семью слишком рано или поспешно, молодые люди не успевают рассмотреть особенности характера, привычки друг друга, поэтому через некоторое время в семье начинаются споры и разногласия.
- Очень часто конфликты в семье возникают из-за жилищного вопроса или других финансовых трудностей. Такие проблемы не только не объединяют, а являются деструктивным фактором для семьи. Постоянные трудности вводят каждого члена семьи в состояние депрессии, что также приводят к развитию конфликтных ситуаций.
- Еще одним негативным фактором для молодой семьи могут стать отношения с родителями. Ведь мама и папа остаются самыми близкими людьми для каждого человека не зависимо от возраста. И если они не одобряют выбор своего ребенка, вмешиваются в его семейную жизнь, это вводит второго супруга в подавленное состояние и, в конце концов, заканчивается конфликтами между супругами.
- Так же часто в семье возникают конфликты между детьми и родителями. Основные причины конфликтов родителей и детей – это взаимное непонимание и обиды.
Давайте представим ситуацию: ваши друзья приглашают вас отметить Новый год компанией в Туле. Вам очень хочется отметить праздник с друзьями, но ваши родители категорически против. Представили? Запишите свои мысли и чувства, поэтому поводу. Среди нас присутствуют взрослые, я предлагаю и вам, как родителям, также записать свои мысли, чувства, которые у вас возникли, если бы к вам обратился ребенок с такой просьбой.
(после выполнения участники зачитывают свои записи, и делается вывод о возможности возникновения конфликта)
Выход из любой конфликтной ситуации зависит от способа поведения в конфликте. Давайте проведем самодиагностику и определим ваш способ поведения в конфликте.
- Диагностика.
Тест "Понимание пословиц"
Цель: определение способа поведения в конфликте.
Каждому старшекласснику раздаётся бланк ответов с текстом пословиц.
Ведущий зачитывает каждую пословицу, а обучающиеся в бланк ответов заносят соответствующий балл.
Инструкция: внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:
5 баллов - типично для поведения;
4 балла - часто;
3 балла - иногда;
2 балла - редко;
1 балл - совсем нетипично;
0 баллов - не понял смысл пословицы.
Список пословиц:
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет.
Один ум хорошо, а два - лучше.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
Кто сильнее, тот и прав.
Не подмажешь - не поедешь.
С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Ты мне - я тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
Кто спорит - гроша не стоит.
Кто не отступает - тот обращает в бегство.
Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - не одной.
Кто дарит, друзей наживает.
Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решать конфликты - избегать их.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кротость торжествует над гневом.
Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.
Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.
Обработка теста:
Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения.
Как вы считаете, какой способ является оптимальным для решения семейных конфликтов. (сотрудничество, компромисс)
- Отработка навыков решения конфликтных ситуаций в семье.
Попробуйте решить конфликт с помощью компромисса, используя модель «6 шагов к решению конфликта.
Первый шаг метода разрешения конфликтов: необходимо признать, что в семье есть конфликт.
Как говорят – формулировка проблемы – это уже половина пути к ее решению. Предложите домашним поговорить на волнующую тему.
Второй шаг метода разрешения конфликтов: генерирование возможных решений.
На этом шаге: попросите членов семьи высказать все свои предложения, выслушайте их внимательно.
На третьем шаге метода разрешения конфликтов нужно оценить предложенные решения.
Критерии для оценки предложений могут быть самые разные.
На четвертом шаге метода разрешения конфликтов выбираем оптимальное решение.
Этот этап, наверное, самый трудный, поскольку здесь необходимо прийти к определенному согласию. Всем участникам обсуждения придется пойти на компромисс, потому что идеального для всех решения не существует.
На пятом шаге метода разрешения конфликтов подводим итоги переговоров и окончательно фиксируем, каким образом решение будет выполняться.
На шестом шаге метода разрешения конфликтов оцениваем, насколько правильным было принятое решение.
Конечно, способ решения семейных конфликтов при помощи компромисса, сотрудничества является оптимальным, но когда возникает конфликт, когда только начинает набирать обороты, какие эмоции вы испытываете? (злость, раздражение). В таком состоянии идти на компромисс с кем бы то ни было очень сложно, поэтому необходимо уметь освобождать свои негативные эмоции.
- Обучение способу выражения гнева.
Каким образом это сделать? Наверное, многие из вас видели, как злятся маленькие дети, они стучат ногами, руками, кидают игрушки – это один из способов выражения гнева и его вполне можно использовать, но лучше, если вы будете в это время одни.
Предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Бумажный салют».
Вспомните ситуацию, когда вы испытывали чувство злости. Имитируя чувство злости, рвите бумагу на мелкие кусочки, по моему хлопку бросайте кусочки бумаги вверх.
Какие чувства вы испытали, выполняя это упражнение? (обсуждение)
- Заключение.
В заключение нашего занятия я предлагаю вам посмотреть мультфильм.