Родительское влияние на личность ребенка

Борчанова Людмила Владимировна

Родительское влияние на личность ребенка

 

Изучая родительское влияния на личность ребенка, мы можем отследить процесс изменения поведения, чувств ребенка, его эмоций. Семья является главным источником воспитания и именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья и окружение дает возможность личностного роста ребенка и без адекватного окружения его не может быть, или это рост будет извращенным. Нет детей, даже в одной семье, похожих друг на друга и задача взрослых в приспособлении к индивидуальным особенностям каждого малыша. Обеспечение надежной родительской, семейной стабильности дает ребенку чувство защищенности и безопасности. Малыш окружен человеческой заботой близких ему людей от нежелательных вмешательств неизвестного окружающего мира и с другой стороны собственных импульсов и последствий.

На ранней стадии развития мать постоянно находится с малышом и почти целиком связывает себя с потребностями ребенка. Получая достаточное материнское внимание  и находясь в благополучных условиях,   младенчик начинает свою жизнь как индивидуальная личность (2).

Английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Винникотт в своей работе касается рассуждения доктора Фишера: «Когда же зарождается человеческая личность?» и формулирует систему понятий всех физических и психологических феноменов, дополняя своими умозаключениями.

  • Замысел. Начало для ребенка является замысел завести ребенка.
  • Зачатие. Это физический акт.
  • Мозг как орган. Развитие плода. В период между двумя и тремя месяцами начинается быстрый рост и происходят преобразования , ведущие к появлению мозга.
  • Шевеление плода. «Плод жив и толкается».
  • Жизнеспособность. Ребенка можно считать жизнеспособным – на той или иной стадии он имеет шанс выжить.
  • Психика становится значимой. Теоретические рассуждения дают возможность допущения факта существования человеческой личности до рождения. Заключение психоаналитика, с точки зрения психологии, верное время рождения – это рождение доношенного ребенка (в подходящий для ребенка момент покинуть утробу матери).
  • Рождение. Настоящий сдвиг в жизни семейной пары – родителей.
  • Я и не – Я. Развитие индивидуума за счет действия генетических факторов. Эмоциональные факторы формирования личности от полной зависимости – через относительную зависимость – к независимости. Очень многое определяет окружающая среда с ухаживающими за ребенком людьми.
  • Объективная реальность. Формирование осознания, как внутренней реальности психики являющейся личной реальностью и существующего окружения.
  • Принципы морали. Развитие моральных принципов личности и другая позиция - выработки своего личного морального кодекса.
  • Игра и приобщение к культурному опыту. Жизненно важная составляющая человеческой личности, это построение соединения врожденных процессов развития с окружающей средой.
  • Личная психическая реальность. Умение накапливать опыт, способность доверять. Вопросы в определении начала развития личности, вызывающие интерес о доступных вершинах развития личности (1).

 

Обратимся к исследованию психолога Харлоу, который провел необычный эксперимент, заключавшийся в наблюдении за обезьяньим потомством  в искусственно созданных условиях жизни животных. В разных клетках находились обезьяньи детеныши – со своей матерью, одни в клетке, с проволочной имитацией самки-матери с сосцами, похожими на настоящие, от куда малыши получали молоко и четвертая клетка была оборудована железным каркасом обтянутым мехом.

Детеныши с настоящей мамой-самкой развивались нормально, были смелы и активны, убегая и опять возвращаясь, прилипая к матери. Детеныши, помещенные без матерей, оказались вялыми и заторможенными, как выяснил Харлоу. Не было способности играть, обследовать пространство, а лишь подолгу сидели,  забившись в угол. В процессе взросления оказались не способными к общению с себе подобными. Процесса спаривания не происходило, а если и появлялось потомство, то интерес к нему полностью отсутствовал.

На каркас с мехом малыши реагировали – жались, периодами играли, отбегая и возвращаясь. И будучи взрослыми, увереннее вступали в общение со своими сородичами. Группа же с проволочной матерью осталась «сиротами».

Мы можем наблюдать параллель между ранее описываемым исследованием Харлоу и размышлением Винникотта о том, насколько нужна материнская постоянная забота и как она влияет на дальнейшее полноценное развитие личности ребенка.  «На позднейших стадиях развития индивидуальности мы полагаем, что дети уже накопили разнообразнейший опыт хорошей заботы о себе, и они движутся дальше с определенной верой в людей и мир вокруг, и не так-то просто столкнуть их с этой дороги. Однако в более молодом возрасте вера в вещи и доверие к людям находятся в процессе построения».

Забота, направленная на взращивание здорового поколения способствует постоянному внутреннему росту, проявлению лучших человеческих качеств,родительской личности. Стараясь разрешить тот, или иной вопрос ухода, воспитания, родители начинают изучать литературу, слушают лекции, получают консультации  специалистов, обращаются к вопросам своего рода, одним словом прилагают множество усилий на повышение более качественного общения с детьми (3).

Демонстрируя в своей работе необходимость материнской заботы, Робин Скиннер выделяет как следствие, умение заботится о других. Мать, не способная наполнить своего ребенка добротой и нежностью, получит неспособного ребенка. Наука же, усваивается на неосознанном уровне. Ребенок растет и развивается за счет подражания, копирования взрослого. Не находя перед собой примера, ребенку сложнее будет вступать в отношения с окружающими его людьми, давать оценку себе и своим действиям.

Автор рассматривает роль отца, как контролирующего родителя. Благодаря качествам отца, ребенок учится самодисциплине, умению выдерживать извне и самостоятельно проявлять власть (4).

 

О здоровой семье говорит Карл Витакер, как о системе в движении. И для того, чтобы познакомиться с чем-то важным в определенной семье, нужно ощутить это семейное движение. Все они не случайны, а четко выполняют свою роль, свою функцию, как в любых социальных структурах, со своими правилами, играми и ориентирами. Правила семьи завуалированы, скрыты. Они не выносятся на обсуждение и практически неосознаваемые. В крепких и здоровых семьях они являются ориентирами на позитивное развитие и благоприятный рост. В семьях же патологического характера такие правила применяются для сдерживания изменений и сохранения своей автономии.

Он также говорит о значимой ведущей роли родителей и поддержания дистанции между поколениями. В здоровой семье наблюдается не доминирование родителей над своими детьми, а предоставление безопасности своим детям и эта тенденция  не всегда выражается в открытой форме. В здоровой и крепкой семье родителям нет необходимости демонстрировать свою силу явно.

Здоровая семья так же,  как и индивид проходит стадии циклов развития, адаптации и роста. Новые условия открывают семье преимущественно новые ресурсы, а не наполняют ее страхами катастроф. Актуальные появляющиеся конфликты и проблемные вопросы разрешаются без потери любви, заботы и уважения к друг-другу.

Очень интересную мысль высказывает автор-психиатр  по отношению к «козлам отпущения». Что иметь «козла отпущения» и быть им периодически! - гораздо здоровое восприятие реального мира, нежели отрицание с оценкой «плохо», «такого не может быть»... Тем самым автор дает возможность примерять самые различные роли «семейной пьесы» всем членам семьи, находящейся в условиях глубокого взаимопонимания и индивидуального осознания  своей ценности в рамках семьи (5).

Еще одним ценностным фактором здоровой семьи, как любовь, является наличие ссор и ненависти. В семье постоянно находится вопросы вызывающие споры, словесные нападки , такие как тема религии, сексуальности, воспитания и др. Так вот, автор дает здоровую основу таким отношениям и подводит не к избеганию такого рода взаимодействия, а возможного роста благодаря им. Эмоции и чувства во взаимоотношениях между папой и мамой, транслируют об межличностных, успешно выполненных ролях и являются для ребенка наиболее привлекательными.

Отмечая то, что в семье все сконцентрировано на взращивании ребенка и все только для ребенка, Франсуаза Дольто касалась интересов, как ребенка, так и взрослого, что это два субъекта и для ребенка является вредным, если нет со стороны взрослого выстроенных границ желаниям малыша. Отсутствие же их мешает свободному развитию и росту здоровой личности. Что взрослые также обладают и испытывают абвивалентность своих эмоций, переживания разнородны и противоположны – любовь и ненависть, доброта и злость…

«Чтобы нормально развиваться, ребенок должен находиться на периферии группы, состоящей из его родителей, но ни в коем случае не быть ее центром», – заявляет Франсуаза (6).

Психоаналитик  Януш Корчак в главе под названием «Досада» и проводил анализ огорчения родителей, рождающегося  само собой, параллельно любви к ребенку: «Ребенок – это «обуза», «дополнительное препятствие». Но он становится таковым, когда родителям не удается его понять» (7).

 

Подводя итоги проведенному теоретическому исследованию ряда работ, явно отслеживается глобальность родительского влияния на развитие здоровой личности ребенка в рамках семейной здоровой! структуры, обладающей своими незримыми правилами и устоями. Отмечается глубинная связь матери  и собственно семейной пары в целом, со своим ребенком. Главные роли на «семейной  сцене» распределяются как матери, как отцу, так и ребенку, соблюдая процессы иерархической структуры выстроенной на взаимной заботе и любви.