Куклотерапия в работе педагог – психолога, учителя - логопеда с детьми с ОВЗ

Удовиченко Валерия Николаевна
Специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом) специальной коррекционной школы в работе с детьми, применяется технология арт – терапии с использованием кукольного театра, а именно перчаточных кукол. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_konkyrs_kykloterapia.docx19.8 КБ
Файл 1kykloterapia_presentation.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014/15 учебный год)

Номинация: 

Коррекционная и специальная педагогика

Название работы:

Куклотерапия в работе педагог – психолога, учителя - логопеда с детьми с ОВЗ

Авторы:

Учитель – логопед  II категории Евгения Сергеевна Ралкова

Педагог – психолог высшей категории Валерия Николаевна Удовиченко

Место выполнения работы:

МБС(К)ОУ С(К)ОШ№4 г. Охи  

Использование куклотерапии в работе педагога –психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида).

Проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Вследствие чего, становится актуальной работа специалистов с детьми в преодолении трудностей в эмоционально- личностного развития обучающихся.

Педагоги и психологи, Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., отмечали, что в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чувства им переживаемые, вполне реальны, и таким образом игра заключает в себе большие воспитательные возможности, а роли и правила могут способствовать развитию личностных качеств ее участников.

В качестве основного приема коррекционного воздействия игры может использоваться кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок с радостью "передает" ей свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении и состоит основной принцип куклотерапии. 

Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Специалистами специальной коррекционной школы в работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения развития, применяется технология арт – терапии с использованием кукольного театра, а именно перчаточных кукол. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия. Таким образом, мы достигаем совершенствования и развития эмоций в игре, развитие диалогической речи, появления внутренней саморегуляции в поведении.

Использование куклотерапии в работе учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида).

Так как расстройства речи у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Часто дети стараются избегать общения, вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или наоборот замкнутым и подавлен. Всё это заставляет искать новые методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Куклотерапия является одним из наиболее универсальных, комплексных методов воздействия в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Этот прием отлично подходит для коррекционных логопедических занятий, так как помогает решать следующие задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • автоматизировать и дифференцировать звуки;
  • формировать связную речь;
  • развивать коммуникативный навык;
  • развивать координацию движений;
  • развивать пространственную ориентацию.

В кукольном театре очень важно развитие речи. Перчаточная кукла умело используется на занятиях, помогает вызвать у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабить нервное напряжение. Кукла в руках ребенка ширма, за которой он может спрятаться и раскрыться, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой начинает говорить уверенней, ведь это не он говорит, а его герой. Управляя куклой ребенку легче вступить в разговор, она побуждает быть его к активным речевым действиям, отвлекает внимание от речевых трудностей.

С помощью куклы логопед может варьировать требования к речи и поведению детей на занятии, что способствует воспитанию свободы речевого общения.

Наилучший результат достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ:

  • изготовление кукол;
  • сочинение рассказов от лица кукол;
  • кукольные спектакли.

Ребенок «оживляя» куклу впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия.

Специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом) специальной коррекционной школы в работе с детьми, применяется технология арт – терапии с использованием кукольного театра, а именно перчаточных кукол. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия.

Таким образом, мы достигаем совершенствования и развития эмоций в игре, развитие диалогической речи, появления внутренней саморегуляции в поведении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклотерапия в работе педагога – психолога, учителя – логопеда с детьми с ОВЗ Учитель – логопед, II категории Евгения Сергеевна Ралкова Педагог – психолог, высшей категории Валерия Николаевна Удовиченко Место выполнения работы: МБС(К)ОУ С(К)ОШ№4 г. Охи

Слайд 2

В качестве основного приема коррекционного воздействия игры может использоваться кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого . Значение куклотерапии в работе педагога –психолога с детьми с ОВЗ ( VIII вида).

Слайд 3

Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей .

Слайд 4

Функции, которые выполняет куклотерапия : • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; • релаксационную – снятие эмоционального напряжения; • развивающую – развитие психических процессов; • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Слайд 5

Использование куклотерапии в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ ( VIII вида). Прием куклотерапии , помогает решать следующие задачи: развивать общую и мелкую моторику; автоматизировать и дифференцировать звуки; формировать связную речь; развивать коммуникативный навык; развивать координацию движений; развивать пространственную ориентацию