Куклотерапия в работе педагог – психолога, учителя - логопеда с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_konkyrs_kykloterapia.docx | 19.8 КБ |
1kykloterapia_presentation.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация:
Коррекционная и специальная педагогика
Название работы:
Куклотерапия в работе педагог – психолога, учителя - логопеда с детьми с ОВЗ
Авторы:
Учитель – логопед II категории Евгения Сергеевна Ралкова
Педагог – психолог высшей категории Валерия Николаевна Удовиченко
Место выполнения работы:
МБС(К)ОУ С(К)ОШ№4 г. Охи
Использование куклотерапии в работе педагога –психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида).
Проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Вследствие чего, становится актуальной работа специалистов с детьми в преодолении трудностей в эмоционально- личностного развития обучающихся. Педагоги и психологи, Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., отмечали, что в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чувства им переживаемые, вполне реальны, и таким образом игра заключает в себе большие воспитательные возможности, а роли и правила могут способствовать развитию личностных качеств ее участников. В качестве основного приема коррекционного воздействия игры может использоваться кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок с радостью "передает" ей свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении и состоит основной принцип куклотерапии. Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей. Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия: • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; • релаксационную – снятие эмоционального напряжения; • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.); • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире. Специалистами специальной коррекционной школы в работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения развития, применяется технология арт – терапии с использованием кукольного театра, а именно перчаточных кукол. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия. Таким образом, мы достигаем совершенствования и развития эмоций в игре, развитие диалогической речи, появления внутренней саморегуляции в поведении. |
Использование куклотерапии в работе учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида).
Так как расстройства речи у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Часто дети стараются избегать общения, вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или наоборот замкнутым и подавлен. Всё это заставляет искать новые методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Куклотерапия является одним из наиболее универсальных, комплексных методов воздействия в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Этот прием отлично подходит для коррекционных логопедических занятий, так как помогает решать следующие задачи:
- развивать общую и мелкую моторику;
- автоматизировать и дифференцировать звуки;
- формировать связную речь;
- развивать коммуникативный навык;
- развивать координацию движений;
- развивать пространственную ориентацию.
В кукольном театре очень важно развитие речи. Перчаточная кукла умело используется на занятиях, помогает вызвать у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабить нервное напряжение. Кукла в руках ребенка ширма, за которой он может спрятаться и раскрыться, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой начинает говорить уверенней, ведь это не он говорит, а его герой. Управляя куклой ребенку легче вступить в разговор, она побуждает быть его к активным речевым действиям, отвлекает внимание от речевых трудностей.
С помощью куклы логопед может варьировать требования к речи и поведению детей на занятии, что способствует воспитанию свободы речевого общения.
Наилучший результат достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ:
- изготовление кукол;
- сочинение рассказов от лица кукол;
- кукольные спектакли.
Ребенок «оживляя» куклу впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия.
Специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом) специальной коррекционной школы в работе с детьми, применяется технология арт – терапии с использованием кукольного театра, а именно перчаточных кукол. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия.
Таким образом, мы достигаем совершенствования и развития эмоций в игре, развитие диалогической речи, появления внутренней саморегуляции в поведении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В качестве основного приема коррекционного воздействия игры может использоваться кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого . Значение куклотерапии в работе педагога –психолога с детьми с ОВЗ ( VIII вида).
Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей .
Функции, которые выполняет куклотерапия : • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; • релаксационную – снятие эмоционального напряжения; • развивающую – развитие психических процессов; • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Использование куклотерапии в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ ( VIII вида). Прием куклотерапии , помогает решать следующие задачи: развивать общую и мелкую моторику; автоматизировать и дифференцировать звуки; формировать связную речь; развивать коммуникативный навык; развивать координацию движений; развивать пространственную ориентацию