Конспект мастер-класса для педагогов-психологов «Формула психологического здоровья»
Сегодня как никогда остро встает вопрос профилактики профессионального выгорания педагогов. Профессия педагога относится к стрессогенной профессии. Большая профессиональная нагузка, современные требования, которые предъявляются педагогам, увеличение стажа работы, возраста приводят к постоянным психологическим перегрузкам.Накапливающаяся усталость, нарастающая тревожность, увеличивающиеся вегето-сосудистые недомогания, снижение настроения приводят к самым негативным последствиям , которые так же отрицательно влияют на профессональную деятельность педагогического работника. Отсюда снижается качество выполняемой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_profvygoranie_pedagogov.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формула психологического здоровья»
Цель: передача опыта педагога-психолога участникам мастер-класса путем практического показа эффективных приемов и методов профилактики профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для работы группы.
2. Расширить запас знаний о профилактике профессионального выгорания педагогов.
3. Ознакомить с методами и приёмами работы по предупреждению эмоционального выгорания.
4. Отработка на практике технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, мольберт, кукла, плакат для упражнения, раздаточный материал: бланки теста, листы А4; бабочки, буклеты с рекомендациями, программа, музыка для релаксации.
Методы и приемы: практические упражнения, задания, презентация, элементы арт-терапии.
Ход мастер-класса:
- Упражнение «Поздороваемся по-разному»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.
Инструкция:
Участники встают в два круга. Внешний круг передвигается, внутренний стоит на месте. Предлагается поприветствовать друг друга разными способами, используя пантомимику, пластику тела, жесты, танцевальные движения.
Поздороваемся:
- как Золушка с принцем на балу;
- как королева Марго с Людовиком 14;
- как балерина с оловянным солдатиком;
- как Маргарет Тэтчер с главами правительств;
- как современная женщина со своим мужем;
- как женщина со своей лучшей подругой.
2. Упражнение «Три слова о себе»
Цель: создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы, сближение участников группы.
Инструкция: Чтобы мы смогли больше узнать друг о друге, я предлагаю каждому участнику описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
- Ольга- жизнерадостная, активная, ответственная.
3. Упражнение “Мои ожидания”
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Инструкция: Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мастер-класса. Озвучьте их и отправьте в плавание по Реке «Ожиданий». Участники озвучивают свои ожидания и размещают кораблики на плакате «Река ожиданий».
Участники сидят в кругу.
4. Упражнение «Собери целое» (ассоциации)
Цель: разминка, введение в тему мастер-класса, расширить представления о психическом здоровье.
Инструкция: участники группы передают друг другу игрушку-куклу. Пожалуйста, назовите слово, которое у вас ассоциируется со понятием «здоровье», и передайте куклу следующему участнику. Кукла обходит весь круг, называя как можно больше ассоциаций к слову «здоровье».
«Как Вы думаете, что мы сейчас с вами сделали? (Ответы участников)
Мы вывели формулу идеального психологического здоровья для каждого из вас.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психологическое здоровье»
5. Психологический тест «Душевное равновесие» (С. Степанов)
Цель: определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии. Самооценка собственного здоровья.
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чувствам и вашему поведению.
1) Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?
Да, довольно часто -10 баллов;
Нечасто, стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям - 5;
Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением-0.
2) Иногда вы просыпаетесь посреди ночи с сильным сердцебиением?
Нет, ни разу - 0;
Да, если меня беспокоят какие-либо проблемы - 3,
Очень часто. Я уже давно не сплю так хорошо, как раньше - 7.
3) Можете ли вы прибегнуть к силе своего голоса, чтобы отстоять свою точку зрения?
Могу, но пользуюсь этим очень редко - 5;
Нет, хотя сдерживаться иногда бывает трудно - 8,
Ясное дело могу. Время от времени такой окрик помогает человеку сбросить накопившуюся злость - 0.
4) Вы довольны своей фигурой?
Нет, раньше она мне нравилась больше - 5,
В общем, да, за исключением некоторых деталей - 2,
Да, мне не хотелось бы ничего менять -0.
5) Если ваши отношения с партнером потерпят крах, у вас есть свободный выбор среди нескольких новых кандидатов? (Если в данный момент вы одиноки, был бы у вас выбор среди кандидатур, если бы вы стремились к новому партнерству)
Нет, мне требуется довольно длительное время, чтобы познакомиться с подходящим человеком - 0;
Есть некоторые знакомства, но они меня не устраивают - 3;
Огромный выбор - 7.
6) Как часто вам снятся страшные сны?
Почти никогда - 0;
Иногда-5;
Не менее одного раза в месяц - 10.
7) У вас есть надежный круг хороших друзей?
Да, безусловно, - 0,
В основном приятели - 3;
Нет, я стремлюсь во всем полагаться на самого себя -5.
Ключ:
Душевное равновесие обработка данных. Подсчитайте набранное количество баллов.
- От 0 до 15 баллов. Вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою жизнь. Не
теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять внимание своему организму.
- От 15 до 35 баллов. Что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы найдете внутреннюю гармонию.
- От 36 до 50 баллов. Вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
6. Упражнение «Рецепт на каждый день»
Работа в группах. (10мин.)
Цель: формирование установок на здоровый образ жизни
Инструкция: Участникам предлагается придумать и презентовать аудитории какой-либо компонента здорового образа жизни.
Например: физкультура, питание, отдых, режим дня, гигиена, психологический климат в семье, психологический климат в коллективе, саморазвитие, духовное развитие, закаливание, полноценный сна.
7. Упражнение «Ладошка Здоровья»
Цель : формировать желание заботиться о своем здоровье.
Инструкция: Обведите карандашом свою ладонь. На каждом пальце напишите, какие лично для вас составляющие являются главными в психологическом здоровье человека. На ладони напишите Ваше имя и то, что могло бы вам помочь все это выполнять и поддерживать. Участники по очереди озвучивать свою формулу…
- Вы вывели свою личную формулу психологического здоровья. Положите ее где-нибудь поблизости от себя, время от времени смотрите, и старайтесь сохранять и преумножать ваше психическое здоровье.
8. Упражнение – релаксация «В поисках себя» (работа с мандалой)
Цель: вхождение в ресурсное состояние, нахождение своего внутреннего центра, своих сил и энергии.
Инструкция: «Медитация на мандалу, буддийский сакральный символ, помогает лучше понять свое внутренне состояние, себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Кроме того, раскрашивание мандолы помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам. Прежде чем начать рисовать закройте глаза. Постарайтесь заглянуть в себя. Прислушайтесь к своим ощущениям. Помните Центр это Вы сами, лучи это Ваши пути, петли это Ваш окружающий мир. Выберете карандаш, который больше всего вам нравится, и раскрасьте Центр мандалы. Пройдите карандашами по лучам звезды. Спросите себя, что мне напоминает этот путь? Можете записать слова, словосочетания которые Вам придут на ум».
Притча «Все в твоих руках»
«В одном селении жили два мудрых человека, один был добр и справедлив, и его все уважали, к нему шли за советом, помощью, разрешением конфликтов, а другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, обходили его дом стороной. Злобный мудрец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца. Однажды он поймал бабочку, собрал жителей, позвал доброго мудреца и сказал, что он держит в руках бабочку. И спросил живая или мертвая бабочка у меня в руках? А сам подумал, если он скажет живая, то я сожму её сильнее, и она умрет, если скажет мертвая, то я разожму руку и бабочка улетит, тогда все поймут, что старец не так умен и вообще выжил из ума. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”»
Мораль: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, прошу каждого из Вас высказать мнение о сегодняшнем мастер-классе. Что было для Вас самым полезным? Что узнали нового? Что запомнилось больше всего? Какие техники вы возьмете для себя в работу?
9. Упражнение «Мои ожидания «Берег Надежды»
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. У нас есть река «Ожиданий», по которой мы отправились в плавание на корабликах в начале работы. Если ваши ожидания оправдались, пусть ваши кораблики причалят к берегу «Надежды», поделитесь своими впечатлениями.
10. Упражнение «Бабочка пожеланий»
Цель: дать участникам группы положительные установки и создать эмоционального подъема.
Участники группы стоят в кругу. Им предлагается закрыть глаза и вытянуть вперед руку. На руку каждому участнику кладется бабочка с положительными посылами и пожеланиями.