Психолого-педагогические рекомендации для РОДИТЕЛЕЙ!!!

Ивлева Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ 5 КЛАССОВ

          Проблема адаптации 5-классников является очень серьезной, поэтому КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ, а также РОДИТЕЛИ должны отнестись к ней с особым вниманием, принимая активное участие в процессе адаптации 5-классников к среднему звену школы.

          5 класс – это период привыкания детей к новым условиям обучения. Педагогам и родителям также необходимо учитывать, что переход детей из начального в среднее звено школы сопровождается особенностями предподросткового и раннего подросткового периода.

          В норме у ученика 5 класса должны быть выработаны следующие психологические навыки и умения:

1. Самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

2. Настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);

3. Инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);

4. Организованность;

5. Сформированность культурно-гигиенических навыков;

6. Волевая регуляция поведения («сила воли»);

7. Рефлексия (умение анализировать свою деятельность).

          В период адаптации ученики 5-х классов испытывают трудности различного характера:

- Социально-эмоциональные трудности,

- Учебные затруднения,

- Режимные трудности.

          Чтобы предупредить и преодолеть данные трудности, сохранить здоровье и эмоциональное благополучие ребенка,   педагоги и родители должны обращать особое внимание на процесс адаптации детей, оказывать им всевозможную психологическую помощь и поддержку.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ 5-КЛАССНИКОВ

 В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

  1. Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в старшую школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивирую отказ тем, что он уже вырос.
  2. Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
  3. Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
  4. Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  5. Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
  6. Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т.д.).
  7. Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Педагог-психолог: Ивлева Е. А.



Предварительный просмотр:

10 подсказок родителям первоклассника.

(Рекомендации педагога-психолога родителям первоклассников)

  1. Не ругайте ребенка при посторонних! Даже если учитель вызывает вас, чтобы поговорить о поведении чада, не начинайте в 2 голоса критиковать стоящего рядом ребенка. Попросите у педагога рекомендации и разберитесь дома наедине.
  2. Хорошие отношения с учителем – важная часть успешного пребывания ученика в школе. Особенно если понимаете, что ваш ребенок более непоседлив и менее внимателен, чем другие, старайтесь донести до педагога: вы цените то, что он делает.
  3. Хвалите за любое, даже маленькое достижение. Не допускайте частую ошибку многих родителей, рассуждающих: «Если ребенок что-то делает хорошо, в этом нет ничего особенного, это норма».
  4. Предлагайте альтернативу, если что-то запрещаете. Но не ставьте условия (если ты выучишь уроки быстро, то поиграешь в компьютерные игры) слишком часто. Это приведет к тому, что ребенок за все выполненное начнет требовать взамен вознаграждение.
  5. Старайтесь отвечать на все вопросы. Если сами не знаете ответа, поищите его вместе – в учебнике, в книге, в Интернете. Если ответ на вопрос получается слишком сложным (например, как работает тот же Интернет), скажите пару слов своими словами и пообещайте, что на уроках он узнает и это, и многие другие интересные вещи.
  6. Интересуйтесь школьными делами. Расспрашивайте не только про учебу, но и про одноклассников. Вместе смейтесь над школьными шутками, можете даже немного посплетничать; главное, проявляйте неподдельный интерес к проблемам своего чада.
  7. Всерьез отнеситесь к вопросу правильного питания. Первоклассник сейчас не только активно растет, но и активно учится – ему больше чем когда – либо нужна дополнительная энергия.
  8. Принимайте дома друзей своего ребенка. Дети, которые часто приглашают одноклассников в гости и сами не отказываются от приглашений, намного быстрее адаптируются в коллективе.
  9. Не ждите невозможного. Как бы вам ни хотелось этого, недавний выпускник детского сада не сможет свободно говорить на двух языках и пересказывать отрывки из Чехова. Большой успех требует длительной борьбы за него. ТАК ЧТО ПОКА – ЗАМЕЧАЙТЕ И РАДУЙТЕСЬ ДАЖЕ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ ПОБЕДАМ!
  10. Наконец, примите что он уже не малыш: ребенок взрослеет, становится самостоятельным, вам нужно создавать все возможности для развития этого качества. Учите его обращаться с деньгами, делать выбор, спрашивайте его мнение в серьезных семейных вопросах вроде какой-либо поездки  или ремонта.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога

           Как бы банально не звучало, но неусидчивые  дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала. Основным требованием,

 предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

          Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных детей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

  1. С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе. Нужно убрать все, что может помешать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
  2. Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
  3. Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
  4. Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычный ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
  5. Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
  6. Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
  7. Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.

Рекомендации педагога-психолога:

Если ребенок слишком неусидчив!!!

Если ваш ребёнок слишком неусидчив и часто отвлекается - помогите ему.
         Словесные замечания не очень эффективны, в силу своих возрастных особенностей дети умело пропускают их мимо ушей.
В первом-втором классе у них ещё не развито произвольное поведение, то есть умение действовать активно, самостоятельно, без поддержки со стороны.

Выделяют два эффективных способа, как этого добиться.

1. «Секундомер».

         Когда ваш ребёнок делает уроки, сядьте рядом, возьмите в руки секундомер. Как только он отвлечётся, включите секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения. Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: «почему так долго делаются уроки».
Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.
Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребенок тут же снова берется за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).

Если секундомера нет, его можно заменить секундной стрелкой и записью на листочке.

2. «Песочные часы». 

Дайте задание ребёнку и переверните песочные часы, и уйдите.
Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как «течёт» время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности, самому.
        Удачи!!!