«Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Кинарейка Ольга Анатольевна

Уважаемые коллеги, сегодня мы будем говорить о важности развития у детей дошкольного возраста таких качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность, умение решать посильные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема: «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»

 Уважаемые коллеги, сегодня мы будем говорить о важности развития у детей дошкольного возраста таких качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность, умение решать посильные проблемы.

В каждом возрасте у ребенка есть те области, с задачами в которых он может самостоятельно справляться. Нередкой, однако, становится ситуация, когда взрослым легче, спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности. Однако, если инициатива и самостоятельность ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль.      

Это прекрасно демонстрируется следующим стихотворением.

Стихотворение «Взрослым» (М. Шварц)

Я в своей родной квартире

Как на слyжбе строевой.

Командир на командире...

Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказy - одеваться,

По приказy - yмываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде - есть садиться,

По заданию - yчиться,

По режимy - спать ложиться,

По бyдильникy - вставать!

Теперь вам ясно, почемy

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моемy,

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме развития самостоятельности, попытаемся определить, насколько самостоятельными мы воспитываем детей, а также выясним, что же лучше всего делать, чтобы ребенок вырос ответственным, самостоятельным и инициативным.

Начнем с игры – разминки «Собери фразу».

Предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда получит слова на отдельных листочках, ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время пошло.

- «Не воспитывай детей, все равно они  будут  похожи  на  тебя - воспитывай  себя. (Английская пословица)

- «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори)

Обратимся к теории.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».

Самостоятельность  обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.

- Упражнение «Где проявляется инициатива»

Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники зачитываю лишь те, которые правильные)

Варианты ответов:

-исследовательская деятельность,

-коллекционирование,

-игра с правилами,

-уборка игрушек,

-застегивание пуговиц,

-выполняет прямые указания взрослого,

-задание по образцу,

-сюжетно- ролевая игра,

-коммуникативная игра,

-игра – импровизация,

-моделирование,

-просмотр телепередачи.

Итак, с помощью чего в условиях детского сада осуществляется развитие детской инициативы и самостоятельности?
• создание   условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

      Развитию самостоятельности, способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра - позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности? это… – конструирование, рисование, лепка, аппликация.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) метод Самоорганизованной деятельности.

Что включает с себя самоорганизация?

Это деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду  имеется в виду предметно развивающую среду в ДОУ, которая будет обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Иногда бывает достаточно начать самому какую-либо увлекательную деятельность или начать игру с одним ребенком – другие, несомненно, сами присоединятся к ней.        

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

 4) метод Трудовая деятельность.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

 5) Метод «проектов». Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств через:

развитие умений сотрудничать, активно слушать и

самостоятельно высказываться, самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

 7) метод - Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий. В ежедневных разработках занятий мы должны ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения. 

На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.

Существуют главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

 2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства.   Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности.

Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.

      Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного.

 В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела.

Действенными методами воспитания самостоятельности являются беседы-рассуждения на основе какой-либо реальной ситуации (посмотри, как ведет себя этот мальчик. Как ты считаешь, как нужно поступить в его ситуации?

Хорошими помощниками в воспитании самостоятельности помогают художественные произведения.

Рекомендуются следующие рассказы:

В.Степанов «Умелые помощники»;

М.Зощенко «Глупая история»;

Т.Носов «Заплатка»;

Т.Караманенко «Ножки не идут».

В чем конкретно может проявляться инициативность дошкольника:

  • в создании сюжетов и организации совместных игр,
  • в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов),
  • способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также и поведение других детей.

Для полноценного развития ребенку – дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Эта игра представляется собой ведущую деятельность ребенка. Игра же, как педагогическая форма (организованная воспитателем), способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры, она не может обеспечить развитие. Использование игры только как средства реализации программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Поэтому только при поддержке спонтанной игры, ее обогащении, обеспечении, обеспечении игрового времени и пространства возможно развитие детской инициативности, а значит и – формирование целевых ориентиров, развитии ребенка, как личности. Именно на это и ориентирован образовательный стандарт.

Основной сверхзадачей ФГОС ДО – есть создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности. 

Поэтому, в нашем учреждении, и в целом, в Российском образовании, современная тенденция развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников

характеризующие интенсивные поиски путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В дошкольном возрасте именно игра является универсальной формой работы и выступает, как основное средство развития этих качеств. Очень много игр существует на развитие самостоятельности и инициативности. В прошлом году я готовила для вас буклетики с играми, а сейчас я пополнила копилку таких игр. Очень хочется, чтобы вы использовали их в работе.

Я с вами обязательно поделюсь этим играми.

А сейчас мы немножко поиграем.

Игра «Да - Нетки»

Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.

Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».

Имитационная игра «Угадай, что я загадала».

Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.

Игр на развитие самостоятельности существует большое количество, и я обязательно ими с вами поделюсь.

Упражнение «Дерево успеха»

У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Наш мастер - класс закончился.  Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы через игру значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике.

Подводя итог - можно сказать, что такую черту личности ребенка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

1. «Собери фразу»

- «Не      воспитывай   детей, все   равно    они    будут  похожи    на    тебя - воспитывай     себя» (Английская пословица)

2. «Собери фразу»

«Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори)

НЕ ВОСПИТЫВАЙ

ДЕТЕЙ,                       ВСЕ РАВНО

ОНИ                               БУДУТ

ПОХОЖИ                      НА ТЕБЯ

-ВОСПИТЫВАЙ              СЕБЯ

ЧЕЛОВЕК                 НЕ МОЖЕТ

БЫТЬ                        СВОБОДЕН,

ЕСЛИ ОН

 НЕ САМОСТОЯТЕЛЕН

-исследовательская деятельность

-коллекционирование

-игра с правилами

-уборка игрушек

-застегивание пуговиц

выполняет прямые указания взрослого

-задание по образцу

-сюжетно- ролевая игра

-коммуникативная игра

-игра – импровизация

-моделирование

-просмотр телепередачи