Коррекционно-развивающая программа "Чудесный песок"
Коррекционно-развивающая программа "Чудесный песок" для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_pesok.docx | 64.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
« Чудесный песок»
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи. Создавая маленький материальный мир с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок, ребенок как бы выносит часть своего внутреннего мира вовне. Песочная картина или история, разыгранная на песочном поле, отражает психологическое состояние ребенка, затрагивает актуальные для него аспекты личностного развития, внутренние конфликты, неосознанные потребности и желания. Выражая в «песочном мире» состояние своей души, ребенок с помощью психолога может лучше почувствовать, «разглядеть» и осознать нечто новое о самом себе. Контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности. Совместная игра позволяет проявиться возрастным и индивидуальным особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Проблемные ситуации в групповом взаимодействии, возникающие в процессе игры, используются для развития навыков коммуникации. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Игра в песок как способ развития и песочная терапия - самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста.
Во-первых, при играх с песком существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию - игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года № 273-Ф3;
- Письмо Минобр науки РФ от 11.12.2006г., №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников");
- «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций");
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности
-Устав МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»
Данная программа разработана
Программа разработана Боровской З.Н., педагогом-психологом МБДОУ №25 на основе методических материалов: Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи» Н.А. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту», Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице», М.А. Федосеева «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии»
Программа «Чудесный песок» определяет содержание дополнительной образовательной услуги коррекционно-развивающей направленности посредством организации игр с песком. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий данной программы способствует развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер ребёнка, его коммуникативных навыков.
1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью программы является - развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребёнка, его коммуникативных навыков.
Задачи:
- Развивать познавательные процессы дошкольников (внимание, мышление, воображение)
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно - моторную координацию и межполушарное взаимодействие
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние
- Развивать навыки общения
- Принципы и подходы к формированию программы
При разработке программы и подбора методов педагогического воздействия нами учитывались следующие принципы:
- Гуманизма (позволяет не только установить наличный уровень развития ребенка, но и выявить его потенциал, осуществляя бережный и научный подход);
- Научности (предполагает опору на современные достижения психолого — педагогического знания);
- Учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста (ребенок, на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода);
- Принцип природосообразности подразумевает такое построение учебно-воспитательного процесса, которое бы в наибольшей степени соответствовало естественным механизмам развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
- Деятельностного подхода (предполагает опору на ведущий вид деятельности — игру);
- Учета зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень развития ребенка);
- Индивидуального подхода (общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо);
- Системности (состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка);
- Последовательности изложения материала (предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой);
- Интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности);
- Вариативности (предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания, что позволяет привлечь различные анализаторные системы ребенка и, соответственно, получить максимальный результат)
- Возрастные особенности детей
Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования.
В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Развитие личности и деятельности в старшем дошкольном возрасте характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Ребенка интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Внимание становиться целенаправленным, устойчивым. Дети прекрасно передают признаки предметов, проявляя при этом находчивость, фантазию, в композициях используют гармонию красок, понимают симметрию. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее), обдумать пути достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат.
Возраст 6 лет является переходным от ступени дошкольного образования к ступени начального образования. Продолжается формирование волевых действий ребенка, появляется мотив «надо». Семилетки могут осознанно регулировать свое поведение, проявлять ответственность при выполнении какого - либо дела. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога – создавать условия и творческие ситуации для разнообразной самостоятельной творческой деятельности. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
Занятия по данной программе рекомендованы:
- психосоматические заболевания у детей;
- повышенная тревожность, агрессивность; замкнутость ребенка; невроз;
- стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
- для детей с особыми образовательными потребностями.
Противопоказания:
- эпилепсия или шизофрения.
- дети с неврозами навязчивых состояний.
- аллергия на пыль и мелкие частицы.
- легочные заболевания.
- кожные заболевания и порезы на руках
- Планируемые результаты освоения программы
1. Развитие познавательных процессов дошкольников (внимание, мышление, воображение)
- Развитие мелкой моторики рук и зрительно - моторной координации
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
- Гарманизация психоэмоционального состояния
1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой программы (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Для оценки эффективности используются программа мониторинга (приложение 2), включающая следующие психологические диагностические методы:
№ п/п | Исследуемая функция | Автор теста или методики, название | Форма контроля |
1 | Мышление | Методика «Исключение лишнего понятия» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | Лист динамического контроля (Приложение 1) |
2 | Воображение | Методика «На что это похоже?» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | |
3 | Память | Методика «Запомни предметы» М.М. Семаго | |
4 | Внимание | Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона | |
5 | Мелкая моторика | Методика «Проведи линии» Е.А. Горбунова | |
6 | Эмоциональная сфера | Цветовой тест «Паровозик» Рисунок несуществующего животного | |
7 | Стиль взаимодействия с детьми | Наблюдение (дневник наблюдения) | Дневник наблюдения (Приложение 2) |
Форма подведения итогов:
- Фотовыставки
- Показ открытых занятий
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы включает в себя занятия 32 занятия для двух возрастных групп: 4-5 лет и 5-7 лет. Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Виды игр с песком, используемые на занятиях: сенсорные, развивающие, творческие, контактные, обучающие, сюжетные, рисование песком на световых столах
Этапы занятия:
Приветствие Дети проговаривают правила работы с песком с использованием стихотворения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляет сказочный герой Песочный человечек. Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, подбадривает каждого из ребят.
Свободное творчество. Обязательно на занятии детям дается 5-10 минут для свободного творчества.
Ритуал прощания. Дети обсуждают занятие, проговаривают свои эмоции.
2.1. Перспективное планирование занятий
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | |
4-5 лет | 5-7 лет | |||
1 | Входная диагностика | |||
2 | Здравствуй песок | 1 | Дети выбирают любую понравившуюся им игрушку или приносят свою Знакомство с Песочным человечком Знакомство с правилами работы с песком Упражнение «Песочный дождик» Упражнение «Песочный ветер» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Дети выбирают любую понравившуюся им игрушку или приносят свою Знакомство с Песочным человечком Знакомство с правилами работы с песком Упражнение «Песочный дождик» Упражнение «Песочный ветер» Игры «Потеряшки» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
3 | В волшебном лесу | 1 | Ритуал приветствия Создание волшебного леса в песочнице Упражнение «Необыкновенные следы» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Упражнение «Лес, поляна и её обитатели» Упражнение «Необыкновенные следы» Творческое задание «Рисунок леса» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
4 | Острова чувств «Радость» | Ритуал приветствия Упражнение «Отыщи жителей острова Радость» Игра «Ходим в гости к Радости» Творческое задание «Нарисуй свою радость» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Игра «Остров Радость» Упражнение «Радостный танец» Творческое задание «Нарисуй свою радость» Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
5 | Острова чувств «Злость» | Ритуал приветствия Упражнение «Отыщи жителей острова Злость» Упражнение «Победитель злости» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Игра «Остров Злости» Упражнение «Победитель злости» Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
6 | Острова чувств «Страх» | Ритуал приветствия Упражнение «Непослушные страхи» Упражнение «Нарисуй свой страх» Упражнение « Я не боюсь» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Игра «Страшный остров» Этюд «Мост страха» Упражнение «Нарисуй свой страх» Упражнение « Я смелый» Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
7 | Остров чувств «Обида» | Ритуал приветствия Упражнение «Отыщи жителей острова Обида» Упражнение «Нарисуй свою обиду» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Игра «Остров Обида» Упражнение «Нарисуй свою обиду» Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
8 | Остров чувств «Грусть» | Ритуал приветствия Упражнение «Отыщи жителей острова Грусть» Упражнение «Нарисуй своё грустное настроение» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия «Кислые стихи» Игра «Остров Грусть» Упражнение «Нарисуй своё грустное настроение» Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
9 | Город дружбы | Приветствие Разминка Упражнение «Город дружбы» Игра «Найди друзей» Упражнение «Подарки» Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Город дружбы» Игра «Найди друзей» Рисуем подарок другу Ритуал прощания | |
10 | Песочная страна | Ритуал приветствия Упражнение «дорожка из камушков» Упражнение «Строим Песочную страну» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Упражнение «Жители страны» Упражнение «Строим Песочную страну» Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
11 | Огород. Овощи | 1 | Ритуал приветствия Игра «Огород» Творческое задание «Рисуем горох» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Загадки про овощи Игра «Огород» Творческое задание «Рисуем овощи» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
12 | Сад. Фрукты | 1 | Ритуал приветствия Игра «Путешествие по волшебному саду» Игра «Отгадай фрукт по вкусу» Творческое задание «Рисуем виноград, яблоко» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Загадки про фрукты Игра «Отгадай фрукт по вкусу» Игра «Что не подходит?» Творческое задание «Рисуем фрукты» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
13 | Лес. Деревья | 1 | Ритуал приветствия Игра «Садим лес: хвойные деревья, лиственные деревья» Игра «Звуки леса» Творческое задание «Рисуем рябину » Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Игра «Садим лес: хвойные деревья, лиственные деревья» Игра «Что не подходит?» Творческое задание «Рисуем рябину, кленовый листок» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
14 | Ягоды Песочной страны | 1 | Ритуал приветствия Отгадываем загадки о ягодах Игра «Что не подходит» Рисуем черешню Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Отгадываем загадки о ягодах Игра «Что не подходит» Рисуем черешню, малину, клубнику Свободная игра с песком Ритуал прощания |
15 | Птицы | Ритуал приветствия Игра «Садим лес: хвойные деревья, лиственные деревья» Игра «Звуки леса» Творческое задание «Рисуем павлина» «Волшебную птицу» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Загадки про птиц Игра «Кто как поёт» Игра «Отправляем птиц на юг» Творческое задание «Рисуем павлина, рисуем сову»»Волшебную птицу2 Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
16 | Цветы Песочной страны | 1 | Приветствие Разминка Упражнение «Королева с корзинками» Сказка «Цветочная поляна» Упражнение «Мои желания» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Королева с корзинками» Сказка «Цветочная поляна» Упражнение «Мои желания» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
17 | Насекомые | Приветствие Разминка Загадки о насекомых Упражнение «Отыщи насекомых» Упражнение «Кто не подходит» Рисуем бабочку Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Загадки о насекомых Упражнение «Отыщи насекомых» Упражнение «Кто не подходит» Рисуем бабочку, пчелу, жука Свободная игра с песком Ритуал прощания | |
18 | Домашние животные | 1 | Приветствие Разминка Загадки о домашних животных Упражнение «Кто, где живёт» Упражнение «Кто не подходит» Рисуем лошадь Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Загадки о домашних животных Упражнение «Кто где живёт» Упражнение «Дом для животных» Упражнение «Кто не подходит» Рисуем лошадь, кошку Свободная игра с песком Ритуал прощания |
19 | Дикие животные | 1 | Приветствие Загадки о диких животных Игра «Угадай по голосу» Упражнение «Кто не подходит» Рисуем зайца Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Загадки о диких животных Игра «Кто, что ест» Упражнение «Кто не подходит» Рисуем зайца двумя способами Свободная игра с песком Ритуал прощания |
20 | Животные жарких стран | 1 | Приветствие Упражнение «Голоса животных» Упражнение «Превращение в животных» Упражнение «Африка» Рисуем жирафа Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Загадки про животных жарких стран Упражнение «Превращение в животных» Упражнение «Африка» Рисуем жирафа двумя способами Свободная игра с песком Ритуал прощания |
21 | Прогулка по зоопарку | 1 | Приветствие Разминка Упражнение « Найди животных» Упражнение «Звери в клетке» Упражнение «Разноцветные камушки» Игра «Однажды в зоопарке» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение « Найди животных» Упражнение «Звери в клетке» Упражнение «Разноцветные камушки» Упражнение «Случай в зоопарке» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
22 | Тайны подводного мира | 1 | Приветствие Упражнение «Кораблик» Упражнение «Бег вдоль реки» Упражнение «Дорожка из камушков» Упражнение «Река –море» Упражнение «Морское дно» Рисуем рыбку Ритуал прощания | Приветствие Упражнение «Кораблик» Упражнение «Бег вдоль реки» Упражнение «Удивительная ракушка» Упражнение «Дорожка из камушков» Упражнение «Река –море» Упражнение «Морское дно» Рисуем рыбку Ритуал прощания |
23 | Транспорт Песочной страны | 1 | Приветствие Загадки про транспорт Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь» Упражнение «Что не подходит» Рисуем самолёт, машину Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Загадки про транспорт Упражнение «Поймай транспорт» Упражнение «Что не подходит» Рисуем самолёт, поезд, машину, корабль Свободная игра с песком Ритуал прощания |
24 | Космическое путешествие «Звёздная страна» | 1 | Приветствие Разминка Упражнение «Летает-не летает» Упражнение «Картинки на песке» Упражнение «Чего не стало» Упражнение «Волшебные превращения» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Летает-не летает» Упражнение «Чего не стало» Упражнение «Волшебные превращения» Рисуем космический пейзаж Свободная игра с песком Ритуал прощания |
25 | Феи времён года | 1 | Приветствие Разминка Упражнение «Снежинки» Упражнение «В весеннем лесу» Упражнение «Песочная картинка «однажды в летний день…» Упражнение «Осенние листочки» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Снежинки» Упражнение «В весеннем лесу» Упражнение «Песочная картинка «однажды в летний день…» Упражнение «Осенние листочки» Рисуем время года Свободная игра с песком Ритуал прощания |
26 | Искатели сокровищ | 1 | Приветствие Разминка Упражнение «Мост из кирпичиков» Упражнение «Сундук сокровищ» Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Мост из кирпичиков» Упражнение «Лес и его жители» Упражнение «Морские жители» Упражнение «Сундук сокровищ» Ритуал прощания |
27 | Путешествие в сказку | Приветствие Разминка Упражнение «Сказочный сон» Упражнение «Мостики» Упражнение «Волшебный кувшин» Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Сказочный сон» Упражнение «Мостики» Отгадываем сказочных героев Рисуем колобка Рисуем бабу-ягу | |
28 | Царство песка. | 1 | Приветствие Разминка Упражнение «Ветер» Упражнение «Строим башню» Упражнение «Волшебная раковина» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Ветер» Упражнение «Строим башню» Упражнение «Волшебная раковина» Упражнение «Волшебные очки» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
29 | Моя страна | 1 | Ритуал приветствия Упражнение «Сказочная стана» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Коллективное строительство песочной страны по собственному замыслу |
30 | Детский сад | 1 | Ритуал приветствия Упражнение «Песочный детский сад» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Ритуал приветствия Упражнение «Песочный детский сад» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
31 | Прощание с Песочной страной | 1 | Приветствие Разминка Упражнение «Животные пустыни» Упражнение «Лес, полный чудес» Упражнение «Морские обитатели» Свободная игра с песком Ритуал прощания | Приветствие Разминка Упражнение «Животные пустыни» Упражнение «Лес, полный чудес» Упражнение «Морские обитатели» Свободная игра с песком Ритуал прощания |
32 | Мониторинг |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Данная программа носит «рамочный характер» и представляет собой своеобразный методический конструктор, поэтому позволяет гибко, в зависимости от сложившихся условий работы её модифицировать, внеся коррективы как в тематику занятий, так и в их структуру.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей может быть скорректирована, как по содержанию, так и по структуре. Содержание тем занятий может быть «сжато», и выбраны интересующие детей и педагога темы, а также расширено за счёт внесения дополнительных тем.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы используется:
- адекватная оценка результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности
- спокойная реакция на неуспех ребенка и предложение нескольких вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей
- обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения
- самостоятельный выбор детьми способа деятельности
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В качестве одного из важных условий реализации программы выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к деятельности детей. В качестве форм работы с родителями можно использовать следующие:
- выставки детских работ,
- открытые занятия с участием родителей,
- совместный сбор творческого портфолио ребенка (фото песочных картин),
- индивидуальные консультации,
- мастер-классы для родителей, включение родителей в творческую деятельность
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение программы
Для эффективной работы кружка создана предметно-пространственная среда, соответствующая целям и задачам программы:
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Световые столы | 8 шт |
2 | Юнгианская песочница | 1 шт |
3 | Магнитофон | 1 шт. |
4 | Телевизор | 1 шт |
5 | Кварцевой песок | |
6 | Миниатюрные фигурки (животные, люди, дома, растения, сказочные персонажи) |
3.2.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Содержание программы обеспечено следующими методическими материалами: Макарова Е.А. , Балаева Н.А программа «Путешествие по Песочной стране»
Конаныхина Е.Ю. «Волшебный мир песка»
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2016
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке.- М.: Инт. 2010
Н.В. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, 2006.
Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: программа обучения детей рисованию песочных картин. - –.:АРКТИ. 2016
Федосеева М.А. занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоуионально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии –Волгоград: Учител . 2016
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия.– СПб.: Речь, 2007.
- Расписание занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Форма работы: групповая, не более 7-ми человек в группе.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для занятий используется не обычный речной или морской, а кварцевый песок.
Периодически песок необходимо обрабатывать (прокаливать, подвергать воздействию специальных ламп), что позволит свести к минимуму распространение инфекции и болезнетворных бактерий через песок. Поскольку песок частично высыпается со столов и песочницы, поэтому его необходимо постоянно подсыпать. В целях безопасной организации деятельности необходимо проверить отсутствие у ребенка аллергии на пыль от сухого песка, наличие кожных заболеваний и порезов на руках.
Водонепроницаемый деревянный ящик. Лучше использовать классическую юнгианскую песочницу размером 70х50см. Внутренние борта и дно такой песочницы окрашены в голубой цвет, что символизирует небо, море, реки.
Световые столы. Всего таких столов необходимо по количеству детей. Педагог работает за своим световым столом, с которого идет трансляция изображения через видеокамеру на экран. Следовательно, кабинет должен быть оборудован видеокамерой, которая крепится на штативе над световым столом, транслирование с видеокамеры изображения происходит посредством ноутбука и телевизора.
В кабинете необходимо иметь коллекцию миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см) В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи; животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.); транспорт (наземный, водный, космический, и др.) § Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.); естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.); сказочные герои (злые и добрые);бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки). Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции».
Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги
Можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие предметы с шипами, зазубринками.
Приложение 1
Лист динамического контроля
Ф.И. О ребёнка_______________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Дата проведения обследования_________________________________________
Методика | Анализ результатов | |
Начало года | Конец года | |
Методика «Исключение лишнего понятия» | ||
Методика «На что это похоже?» | ||
Методика «Запомни предметы» | ||
Методика «Корректурная проба» | ||
Методика «Проведи линии» | ||
Цветовой тест «Паровозик» | ||
Рисунок несуществующего животного |
Выводы и рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Форма дневника наблюдения за ребёнком во время занятий с песком
Параметры | Занятие | ||||||||||||||||
Больше наблюдает, чем играет сам | |||||||||||||||||
Активно участвует в играх | |||||||||||||||||
С трудом сосредоточивается на играх, много отвлекается | |||||||||||||||||
Проявляет агрессивность | |||||||||||||||||
Проявляет дружелюбие | |||||||||||||||||
Проявляет лидерские качества | |||||||||||||||||
Проявляет креативность |