Презентация в ГМЦ "Обогащение и накопление сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности"
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир впитывает потоки сенсорной информации.
В этот период жизни особенно необходимо предоставлять детям богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.
Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
Известно, что при недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорные ощущения Осязательное восприятие Вкусовое восприятие Обонятельное восприятие Зрительное восприятие Слуховое восприятие Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов.
Задачи взрослых С оздать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности. Ф ормировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). Принципы работы Принцип дифференцированного подхода Принцип сотрудничества Принцип психологического комфорта (ситуация успеха) Принцип вариативности (варианты занятия близкие по цели, но предполагающие действия с различными предметами) Постепенное усложнение Последовательность
Направления работы Р азвитие аналитического восприятия О бучение способам обследования предметов Ф ормирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предмета)
Зрительное восприятие Свет: С такими явлениями, как свет и темнота дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно. С пециально обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие и расширить представление об окружающем мире. К роме того, веселые занятия и игры помогут малышам преодолеть страх перед темнотой: «Пляшущие тени», «Гуляем в темноте», «День и ночь», «Солнечный зайчик», «Тени на стене», «Фонарик», «Свеча».
Тени на стене Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте. Материалы: Настольная лампа. Ход занятий. «Птица». Выпрямленные ладони рук скрещиваем в районе запястий – получается птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх вниз, дети изображают, как летит птица.
Цвет: Различение цветов по принципу «Такой – не такой»; Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу; Закрепление представлений о цвете в слове. «Цветная вода», «Цветные кубики», «Цветные парочки», «Разноцветные палочки», «Ниточки для шариков», «Построим башню», «Бегите ко мне!», «Наряжаем кукол», «Разложи по коробочкам», «Четвертый лишний».
Цветная вода Цели: знакомить детей с цветами. Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода. Ход занятия. В ряд расставляем на столе стаканы и наполняем их наполовину водой. Дети обмакивают кисточку в краску одного из основных цветов и разводят его в стакане с водой. Обсуждают получившиеся цвета. Далее предлагаем смешать 2-3 краски с целью получения нового цвета и разных оттенков.
Форма: Практические действия сравнение по форме («Такой не такой») Зрительное восприятие формы (эталоны плоских геометрических фигур) Запоминание эталонов и их называния, использования этих знаний в различных ситуация «Разложи фигуры по местам!», «Веселый поезд», «Катится – не катится», «Фигуры играют в прятки», «Почтовый ящик», «Башни», «Найди пару по форме», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Разложи фигурки по домикам».
Величина: Величина – это значимое свойство предметов. Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами: сравнивание пары предметов практически – способом приложения; зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов; используя специальные дидактический игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена ); используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.) «Спрячь в ладошке!», «Накрой платком!», «Накрой шляпой!», «Покормим кукол», «Большие и маленькие кубики», «Две коробки», «Вкладыши и башенки», «Пирамидки», «Веселые матрешки», «Две башни», «Два поезда», «Построй ворота».
Количество: Количество – это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа и объема. О бучение детей умению различать количество предметов происходит с использованием реальных предметов и игрушек, и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением. Т акже малышей нужно знакомить с количество различных материалов и жидкостей, которые определяются на глаз приблизительно (в одной куче много песка, а в другой мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая). З нание детей можно закреплять в повседневной жизни, в процессе режимных моментов, а также в играх: «Зайцы и лиса», «Собираем шишки», «Грибы на поляне», «Песочница», «Наполни кувшин», «Бутылки», «Картинки».
Что изменилось? Цели: учить детей различать количество предметов. Материал: игрушки, шапочка лисы, бубен. Ход занятия. Ведущий–лиса ходит вокруг полянки с игрушками-зверушками, звучит бубен, дети-зайцы прячутся. Лиса забирает одну из игрушек или меняет ее местами. Задача детей отгадать что изменилось. Роль ведущего может выполнять кто-то из детей.
Построй ворота Цели: учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. Материалы: строительные наборы, машины различной величины (высокая, низкая, широкая, узкая). Ход занятия. Даем двум детям по машине и просим построить ворота для каждой из них. Сначала предлагаем детям машины, отличающие только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более ворот для разных машин.
Расположение в пространстве: И зучая окружающий мир, ребенок практическим путем осваивает пространство вокруг себя постепенно расширяя его. Изучать пространство можно разнообразными способами: в ходе наблюдения; при манипуляции с предметами; в процессе занятий рисованием, аппликацией . «Тут и там», «Возьми игрушку», «Прячьтесь в домик!», «Вверх и вниз», «Возьми в руку!», «Где же мишка?», «Построй, как я», «Лист бумаги».
Целостный образ предмета: Ф ормирование целостного образа воспринимаемого объекта происходит в следующие последовательности: узнавание и различение предметов; восприятие предмета и выделение его частей. «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Предметы и картинки», «Парные картинки», «Собери целое», «Разрезные картинки», «Собери картинку из пазлов », «Собери картинку из кубиков».
Слуховое восприятие Развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: восприятие окружающих слухов (физический слух) восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух) В ходе игр и занятий направленных на развитие слухового восприятия формируется умение сосредоточиться на звуке. «Постучим, погремим!», «Тук-тук!», «Узнай по звуку», «Веселый Петрушка», «Мишка и зайчик», «Кто там?», «Кто позвал?», «Найди картинку!»
Игра «Узнай по звуку» Цели: развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. Материалы: звучащие игрушки, инструменты. Ход занятия. Предлагаем детям звучащие игрушки и учим дифференцировать звуки на слух. Затем прячем игрушки за ширму и предлагаем детям послушать звуки и угадать инструмент. В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.
П ри помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др. Т актильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи : развитие хватания; обучение целенаправленному ощупыванию; развитие чувствительности пальцев рук ; знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами. «Круглое и квадратное», «Угадай, что в ящике?», «Переливание воды», «Ледяное царство», «Прячем руки», «Помяли, пощипали», «Горячо – холодно». Развитие осязания
Пощупай, угадай и нарисуй Цели: развивать осязание; учить ощупывать предметы. Материал: карточки с нанесенным рисунком, песок, листы, краски, маска. Ход занятия. В начале игры предлагаем детям внимательно ощупать нарисованные на карточках изображения. Для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно закрыть глаза. Открываем глаза и предлагаем ребенку перенести рисунок на бумагу или на песок. Сравниваем изображения.
Игры с водой Цели: развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости. Материалы: Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), камни, ракушки, вода, модуль для воды, губки. Ход занятия. Предлагаем детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону, добавляем из лейки теплой воды, сравниваем ощущения. Набираем воду в губку, выжимаем ее, помещаем в воду легкие предметы (пенопластовые шарики) и тяжелые (камни ракушки). Затем обсуждаем свойства воды.
Игры с песком Игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности: «Здравствуй песок», «Песочные прятки» «Следы на песке»
Развитие пространственной ориентации в играх с песком: Дорисуй фигуру Игра симметрия Игра знакомит детей с принципами зеркального отражения, позволяет им экспериментировать и понять закон симметричности образов, способствуя развитию мелкой моторики логического мышления и ориентировки в пространстве. Игра «Песочный карандаш»
Работа с родителями Групповые и индивидуальные консультации Выставки детских работ Библиотека для родителей Семейные проекты Информационные папки для родителей Родительские гостиные «Игротека»
Совместные творческие работы детей и родителей
Библиотека для родителей и педагогов:
М аленький ребенок, начиная открывать окружающий мир впитывает потоки сенсорной информации. В этот период жизни особенно необходимо предоставлять детям богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. О беспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. И звестно, что при недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития. У своение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
1 . «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Е.А. Янушко 2. «Формирование восприятия у дошкольника» под ред. А.В.Запорожца, Л.А.Венгер 3. «Развивающие игры для детей мл. дошк . возраста» З.М. Богуславская, Е.О Смирнова 4. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. 5 . «Формирование мелкой моторики рук» С.Е.Большакова 6 . «Пальцы помогают говорить» Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина 7. Интернет ресурсы Литература: