Семинар-практикум "Возрастная психология"
План-конспект семинара-практикума для педагогического коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_vozrastnaya_psihologiya.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект семинара-практикума с элементами форсайт-игры
«Возрастная психология: проживание жизни персонажа»
Н.Ю. Живило,
педагог-психолог МБУДО ЦДО «Алые паруса»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников ЦДО «Алые паруса» в вопросах детской возрастной психологии.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов по детской возрастной психологии;
- рассмотреть основные возрастные особенности детей 3-18 лет;
- рассмотреть особенности педагогического взаимодействия с детьми 3-18 лет.
Участники: педагогические работники ЦДО «Алые паруса».
Предварительная работа:
- Составление план-конспекта семинара-практикума.
- Подготовка материалов для проведения семинара-практикума.
Оборудование:
- Столы, стулья по количеству участников.
- бумага А3 для групповой работы;
- маркеры, ручки;
- конфеты.
Ход семинара-практикума
- Приветствие, настрой на работу. Педагог-психолог: «Добрый день! Уважаемые участники, сегодня мы с вами поговорим о возрастных особенностях детей. Перед вами 4 вида конфет, рядом подписан возраст детей. Возьмите себе по конфете, которая находится рядом с возрастом детей, с которыми вы работаете».
- Введение. Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, устанавливаются обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяется наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Когда ребенок приходит заниматься впервые, мы знакомимся с ним, узнаем друг друга, строим концепцию воспитания, обучения, общения.
Также мы заново открываем для себя ребенка, который рядом с нами уже не первый год. Он вырос, повзрослел, следовательно – изменился. Его интересы, мотивы, отношения стали другими – и нам придется по-другому с ним взаимодействовать.
Дети растут и изменяются, каждый ребенок по-своему, с присущим только ему темпом и результатом. Однако существуют обобщенные особенности каждого возраста, зная которые, педагогу легче построить образовательный и воспитательный процесс, т.к. каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приёмов и методов обучения и воспитания.
- Практическая часть (организуется форсайт-игра). Педагог-психолог: «Давайте представим, что у нас родился ребенок (совместно с участниками выбирается пол ребенка и его имя). Сейчас мы вместе с вами проживем его жизнь до 18 лет, но сначала давайте разделимся на группы согласно возрасту, с которым вы работаете». Участники располагаются за столами по группам и методом мозгового штурма составляют портрет ребенка в данный возрастной период. Затем участники переходят по кругу по часовой стрелке к следующему столу, обобщают уже наработанный предыдущей группой материал и добавляют новый. Участники меняются до конца, последние группы обобщают и озвучивают весь наработанный материал.
- Рефлексия.
Литература
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.