Семинар-практикум "Возрастная психология"

Живило Наталья Юрьевна

План-конспект семинара-практикума для педагогического коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_vozrastnaya_psihologiya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект семинара-практикума с элементами форсайт-игры

 «Возрастная психология: проживание жизни персонажа»

Н.Ю. Живило,

 педагог-психолог  МБУДО ЦДО «Алые паруса»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников ЦДО «Алые паруса» в вопросах детской возрастной психологии.

Задачи:

  • актуализировать знания педагогов по детской возрастной психологии;
  • рассмотреть основные возрастные особенности детей 3-18 лет;
  • рассмотреть особенности педагогического взаимодействия с детьми 3-18 лет.

Участники: педагогические работники ЦДО «Алые паруса».

Предварительная работа:

  1. Составление план-конспекта семинара-практикума.
  2. Подготовка материалов для проведения семинара-практикума.

Оборудование:

  • Столы, стулья по количеству участников.
  • бумага А3 для групповой работы;
  • маркеры, ручки;
  • конфеты.

Ход семинара-практикума

  1. Приветствие, настрой на работу.  Педагог-психолог: «Добрый день! Уважаемые участники, сегодня мы с вами поговорим о возрастных особенностях детей. Перед вами 4 вида конфет, рядом подписан возраст детей. Возьмите себе по конфете, которая находится рядом с возрастом детей, с которыми вы работаете».
  2. Введение. Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, устанавливаются обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяется наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Когда ребенок приходит заниматься впервые, мы знакомимся с ним, узнаем друг друга, строим концепцию воспитания, обучения, общения.

Также мы заново открываем для себя ребенка, который рядом с нами уже не первый год. Он вырос, повзрослел, следовательно – изменился. Его интересы, мотивы, отношения стали другими – и нам придется по-другому с ним взаимодействовать.

Дети растут и изменяются, каждый ребенок по-своему, с присущим только ему темпом и результатом. Однако существуют обобщенные особенности каждого возраста, зная которые, педагогу легче построить образовательный и воспитательный процесс, т.к. каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приёмов и методов обучения и воспитания.

  1. Практическая часть (организуется форсайт-игра). Педагог-психолог: «Давайте представим, что у нас родился ребенок (совместно с участниками выбирается пол ребенка и его имя). Сейчас мы вместе с вами проживем его жизнь до 18 лет, но сначала давайте разделимся на группы согласно возрасту, с которым вы работаете». Участники располагаются за столами по группам и методом мозгового штурма составляют портрет ребенка в данный возрастной период. Затем участники переходят по кругу по часовой стрелке к следующему столу, обобщают уже наработанный предыдущей группой материал и добавляют новый. Участники меняются до конца, последние группы обобщают и озвучивают весь наработанный материал.

  1. Рефлексия.

Литература

  1. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.