Мальчики и девочки и их особенности.

Голубева Марина Юрьевна

Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx54.56 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности детей среднего дошкольного возраста  

Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного.

Данное положение отражено на схеме Петерсона и Мейлора, в которой показаны факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста  

Факторы

Биологические         Социокультурные         Индивидуальные

Генетические задатки

Время начала пубертата

Эталоны привлекательности

Эндокринные изменения

Реакции родителей и сверстников

Личные реакции

Половая идентичность

Стереотип раннего или позднего созревания

Развитие вторичных половых признаков

Учитывая это, следует отметить, что в процессе полоролевой идентичности  детей старшего дошкольного возраста  происходит усвоение гендерных ролей общества, соответствующих доминирующему идентичному порядку. Особая роль отводится матери как ведущему агенту идентификации. В дошкольном возрасте, где воспитание специально организованно для поддержания доминирующего гендерного порядка, является активным трансляторам жестких социальных стереотипов. Становление идентичности происходит в условиях социализации с акцентом на производство доминирующей гендерной культуры, поэтому следует говорить не столько о стихийном формировании полоролевой идентичности  детей старшего дошкольного возраста, сколько о  социально- культурном формировании.

В обыденном сознании распространено представление о том, что полоролевая принадлежность индивида «дана» ему чисто биологически. Это и точка зрения психоаналитиков, сторонников фрейдизма. Их теория идентификации подчеркивает роль эмоций и подражания. Ученые это направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего – родителей, место которых он хочет занять. Психоаналитики отстаивают ту позицию, согласно которой личность только тогда развивается полноценно, когда не нарушается половая идентификация. Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга в большей степени названиями, чем своей сутью.

Сторонники социального научения считают, что половая идентичность возникает лишь после того, как ребенок усвоил типичное для того или иного пола поведения. Когнитивисты же отстаивают точку зрения, что сначала ребенок усваивает половую идентичность, а затем научается вести себя соответственно полу. Этот спор представляется надуманным, так как очевидно. Что формирование половой идентичности происходит не одномоментно. Это длительный процесс, в котором имеет место и идентификация как спонтанное подражание, и научения как результат целенаправленного со стороны взрослых воспитания у ребенка половой роли. Констатируя, все выше сказанное можно говорить о том, что психологи предпочитают употреблять термин «гендер». Подчеркивает тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Кроме, того, слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности.

До указывала, что слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда делаются умозаключения о природе мужественности или женственности, она рекомендует принять слово «гендр».

Особенно возрос интерес к проблеме полоролевой идентичности, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы. Учитывая это, следует рассмотреть, как понимают представители отдельных теорий механизмы полоролевой идентичности, особенности формирования полоролевых предпочтений и некоторых «секстипичных» личностных характеристик, а также влияние на процесс полоролевого развития личности таких факторов, как семья и группа сверстников.

Рассмотрим механизмы полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста , начнем с традиционной психологической концепции З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим фактором и считает основным ее механизмом идентификации ребенка со взрослым. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывала с сексуальной сферой. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрального противоположны по своим качествам, и если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность, то для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, а также большая эмоциональность и социальная не уравновешенность. З. Фрейд полагал, что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует вышеописанным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.

Как отмечают многие исследователи, современный психоанализ очень не однороден: существует целый комплекс психоаналитических теорий, касающихся природы мужественности и женственности, отдельные положения которых можно встретить у представителей других ориентаций. Наиболее распространенные среди психоаналитических теорий – фаллоцентрическая и гиноцентрическая; первая признает на начальной стадии половой идентификации мужскую ориентацию для детей обоего пола, вторая считает ранней и основой идентификацией, как для девочек, так и для мальчиков – женскую.

Теория социального научения и близкая к ней теория моделирования, рассматривает механизмы формирования психологического пола и полоролевых стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма – принцип обуславливания. Представители этих теорий считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители.

Теория когнитивного развития утверждает, что хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущего от взрослого, и идентификация с ним действительно играет определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней – это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

Представители новой психологии пола, считают, что основную роль в формирование психологического пола и половой роли играет социальное ожидание общества, которые возникают в соответствие с конкретной социально- культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания Дж. Стоккард и М. Джонсон опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигает важное утверждение о том, что пол биологический, т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное – пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают больше влияние расово, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания.

Своеобразной революцией, произошедшей в психологии половых ролей, и возникновению «новой психологии пола», способствовало, три фундаментальных исследования, выводы которых отвергают основные положения традиционной теории. Это работы: 1) Е. Маккоби и К. Джекли; 2)Дж. Мани и А. Эрхарда; 3) С. Бем, доказавшая несостоятельность противопоставления традиционной психологии маскулинности и феминности.

Е. Маккоби и К. Джекли проанализировав 1600 исследований психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались; те же различия которые имеются у  детей старшего дошкольного возраста  , по крайней мере, не достаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей.

В исследованиях Дж. Мани и А. Эрхарда, где изучались, с одной стороны, анатомо-физиологические индикаторы, а с другой – фактор приписывания индивидом себя к тому или другому полу, показала, что если у большинства детей старшего дошкольного возраста    этот фактор и анатомо-физиологические индикаторы имели прямую корреляцию, то даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим в полоролевом развитии являлось отнесение себя к мужскому или женскому полу.

По мнению С. Бем и ее коллег, в противоположность традиционной психологии о том, что мужчины и женщины, чтобы быть приспособленными в жизни, должны иметь традиционно установленные соответствующие полу характеристики, показали малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным к жизни оказался андрогеннный тип, имеющий черты того и другого пола и самый распространенный.

Поведение является одним из важных факторов, связывающих ребенка старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств личности.

Три десятилетия назад учителя советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети старшего дошкольного возраста  усвоили характерное для своего пола поведение. Как их убеждали, не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией.

Однако в настоящее время в психологической литературе берет вверх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулиность и феминость в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.

Исходя из этого, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельности окружающих его взрослых.

В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются помощницы, маленькие подмастерья.

Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичное формирование полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.

Еще до школы дети  старшего дошкольного возраста  проявляют знания о идентичных различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдением ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечные оружия, девочки – куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством.

С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка старшего дошкольного возраста  меняется. И.В. Тельнюк тоже отмечает, что полоролевая  идентичность  детей к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки. Более существенные половые признаки в большинстве случаев дети этого возраста не осознают. Однако как полагают некоторые авторы, завершение формирование половых позиций происходит лишь в юношеском возрасте.

Учитывая, это следует отметить, что формирование полоролевой идентичности  детей старшего дошкольного возраста  заключается не только, в том, что дети следуют в своем поведении навязанным им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей старшего дошкольного возраста  выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, к сравнению половых признаков отца и матери, а затем  у них появляется «половое любопытство», когда мальчики и девочки показывают свои половые органы.

Итак, на этапе раннего детства происходит первичное формирование полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети старшего дошкольного возраста  сравнительно мало обращают внимания на различие половых органов, когда им приходится решать, кто - мужчина и кто – женщина. Дети старше 4 лет не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования.

Так же дети  старшего дошкольного возраста  стараются подражать взрослым одного с ним пола. Л.К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать в деловитости, смекалки, юморе, профессиональном мастерстве.

Процесс полоролевой идентичности протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта:

        когнитивный - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина; Д.Н.Исаев; И.С.Кон; В.Е.Каган; С.О.Филиппова);

        эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности (Д.В.Колесов; Л.Е.Семёнова);

        поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон; Т.А.Репина; И.И.Таран).

Возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидуальные особенности человека .

Согласно В.С.Мухиной, осознание своей половой идентичности − это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса.

Теоретический анализ и данные экспериментального изучения особенностей развития половой идентичности и полоролевого поведения детей позволяет выделить уровни их сформированности.

Низкий уровень: представления о своем половом образе неадекватные, не ориентированы на образ другого; полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку; наличие эмоциональной нестабильности и неуравновешенности независимо от пола; отсутствие представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении «мужских» «женских» способов поведения в различных ситуациях.

Средний уровень: представления о своем половом образе не всегда адекватны и ориентированы на образ другого (мать, отец); полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек различно: в «мужской» среде - не всегда адекватное по действиям, а в «женской» - не сориентировано на женское поведение; поведение девочек в среде девочек и мальчиков аналогично; наличие эмоциональной нестабильности у мальчиков, у девочек − волевой контроль над эмоциями зависит от сложности ситуации; нет четких представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении «мужских»/ «женских» способов поведения в различных ситуациях.

Высокий уровень: представления о своем половом образе адекватны, ориентированы на образ другого (мать, отец); согласование представлений и полоролевого поведения; точность в определении отличительных признаков; полоролевое поведение мальчиков в «мужской» среде адекватно по действиям, в «женской» - адекватно мужскому типу поведения, но сориентированное на «женское» поведение; поведение девочек, как в среде девочек, так и среди мальчиков - аналогично; наличие у мальчиков эмоциональной сдержанности, у девочек - волевого контроля над эмоциями; наличие эталонов мужского/ женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; постоянство проявления «мужских»/ «женских» способов поведения в различных ситуациях .

Формирование  полоролевой идентичности у  детей старшего дошкольного возраста  у девочек с воспитателем имеет ряд особенностей:

а) большой возрастной период;

б) большая интенсивность процесса идентификации, т.е. девочка чаще выбирает роль учительницы, чем мальчик роль учителя;

в) большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с учительницей и воспитательницей;

г) большая зависимость идентификации от отношений между взрослыми (конфликты отрицательно сказываются на идентификации)

Некоторые авторы (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович; Дж. Стокард и М. Джонсон) полагают, что формирование  полоролевой идентичности у мальчиков   старшего дошкольного возраста  проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта учительницы воспитателя с ребенком, чем педагогом, из-за чего мужчина выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие этого первичным оказывается идентификация с женщиной, т.е. фемининная.

Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели, врачи, учителя). Поэтому мальчики старшего дошкольного возраста, гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожими на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» (например «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая  идентичность является не прерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.

По данным Ю.М. Набиуллиной (2001), неудовлетворенная потребность в общении со взрослыми своего пола приводит к идентичности с родителями другого пола. Для девочек  старшего дошкольного возраста  атмосфера в ДОУ является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в безопасности. Идентичность у девочек протекает успешнее: 43% девочек против 8% мальчиков имеют, высокую степень идентификации с мужским полом. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием мужчин в ДОУ. Мальчики, фактически с момента рождения в ДОУ ориентируются в мужских занятиях больше на воздействие с воображаемым отцом.

По данным А.Л. Козловой и Н.В. Поляшовой, дети, посещающие ДОУ, не отличаются по когнитивному и эмоциональному компонентам полоролевой идентичности от детей, воспитывающихся в семьях. Однако на поведенческом уровне ярко выраженное предпочтение поведения, типичного для своего пола, имеется только у девочек.

Исходя из этого, именно родители обладают идентификационными характеристиками, более всего побуждающими к идентификации: положительная эмоциональность, доброта и отзывчивость.

Так же на формирование  полоролевой идентичности у детей старшего дошкольного возраста, оказывает информационное влияние, так как идентификационные понятия формируются у детей старшего дошкольного возраста  под воздействием литературных произведений, кино и телевидения, кукольных театров. Полоролевые образы, появлявшиеся на Западе в 1970-1980-х гг., остаются устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям. Та же тенденция выявилась и при анализе книг для чтения в начале 1972 г., хотя после 1980 г. описания идентичности в детских книгах несколько изменилась (в сторону большого равенства полов).

Аналогичные данные были получены и при анализе отечественных книг. И.С. Клецина и Н.Н. Оболенцева проанализировали иллюстрации детских книг и выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуациях отдыха, развлечений.

П. Краб и Д. Билавски проанализировали, с какими предметами изображали мужчин и женщин в американском детском журнале, издававшимся с 1937 по 1989 г. на протяжении 53 лет выявилась одинаковая тенденция: женщин в большинстве случаев рисовали с предметами домашней утвари, а мужчины – с орудиями труда .

Описание роли и занятий женщин в современной литературе и журналистике для взрослых не отличается от такового в детской литературе. Н. Ажгихина  проанализировав литературно-художественные журналы 1990-2000-х гг., установила, что характерной чертой процессы является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению». В последующие годы перестройки в литературных произведениях на место работницы и матери пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».

Фотографии в прессе тоже по-разному отражают мужчин и женщин: у первых подчеркивается лицо (мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше), а у вторых – тело. Это явления Арчер и его коллеги назвали фейсизмом. Как полагают авторы, такое изображение мужчин и женщин не случайно: голова и лицо является «центром душевной жизни», в них локализируется интеллект, личность, идентичность и характер, которые средства массовой информации ассоциируют с мужчинами, чем с женщинами. Это как отмечает Ш. Берн, согласуется с данными экспериментов, показавших, что акцентирование лица индивида приводит к тому, что испытуемые более высоко оценивают его ум, амбиции и внешность. Вносит свой вклад в гендерную стереотипизацию и телевидение. Н. Синьорелли провел анализ телевизионных программ, занимавших в течение 16 лет в эфире лучшее время. Семьдесят один процент появлявшихся на экране людей и 69% главных героев были мужчины. Тенденция к выравниванию появления мужчин и женщин проявилась за это время лишь незначительно. Женщины были моложе мужчин, обладали привлекательной внешностью и мягким характером; их чаще показывали дома, в кругу семьи или любовных сценах. Они же чаще оказывались в роли жертвы. Появлявшиеся на телеэкране мужчины, имели, как правило, уважаемую профессию либо выполняли специфически мужскую работу.

Рекламные ролики, показываемые на телевидение, продолжают эту традицию. При анализе изображения в рекламе потребителей и потребительниц, передаваемой по Британскому телевидению, А. Менстэд и К. Мак-Каллоч выявили, что мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли и собирающиеся практически использовать приобретаемые предметы; женщины, напротив, - не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движение субъективными причинами его приобретении, занимаемые зависимые и дополнительные роли и связанные с социально престижным и символическим значение покупаемых предметов.

На телевидение количество мужских персонажей постоянно превосходят количество женских персонажей в соотношение 3:1 во взрослых телепрограммах, и в соотношении 5:1 – в программах для детей. Женские персонажи выступают главным образом в романтических ролях. Лишь не многие успешно сочетают замужество с профессиональной деятельностью; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом.

И.В. Грошев отмечает, что коммуникативное поведение женщины редко указывает на ее социальный статус, а интерпретируется, в первую очередь, с учетом сексуального восприятия. Реклама символически воспроизводит стереотипы «женственности» и «мужественности».

А. Юрчак, проанализировал отечественную рекламную продукцию, выделил два основных типа рекламных историй; романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занят напряженным дело. Обычно напоминающий борьбу. Благодаря своим знаниям, уму, ловкости и смелости, он выходит из этой борьбы победителем. Женщина не только не принимает в ней участие, но просто отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, что бы ее заметили и оценили .

Таким образом, образ женщине подается как зависимый от мужчины, слабый, саморегулирующийся либо в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же, как в отечественной, так и зарубежной рекламе, подается как лидер, сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради утверждения своего «Я».

Учитывая это, влияние средств массовой информации, и особенно телевидения, играет большую роль на формирование  полоролевого взаимодействия   детей старшего дошкольного возраста. Чтение детьми книгу, в которых женщины в большинстве случаев изображаются с предметами домашней утвари, а мужчины – с орудием труда, приводит к усилению поло-типичного поведения в детских играх. По данным М. Кимбалл, у детей старшего дошкольного возраста, которые смотрят телевизор, проявляется больше установок, соответствующих идентичным нормам, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор. В эксперименте Д. Рабл с коллегами ребенок меньше играл с нейтральной игрушкой после просмотра телевизионного ролика, где с нею играл ребенок противоположного пола.

Исходя из этого, на формирование  полоролевой идентичности у детей старшего дошкольного возраста  влияют многие факторы, но основными остаются взрослые как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.