Методическая рекомендации по развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей

Злотникова Елена Анатольевна

При разработке рекормендации использовались материалы Гераськиной Ю.Н., Крюковой С.В., Петровского и др., при составлении развивающих занятий учитывались гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 3 «Семицветик»

       

Методическая рекомендации по развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей

Автор:

Злотникова Елена Анатольевна

        Минусинск, 2017

Аннотация

При разработке рекомендации использовались материалы Гераськиной Ю.Н., Крюковой С.В., Слободняк Н.П., Петровского В.А. и др., при составлении развивающих занятий учитывались гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

В теории и практике современного дошкольного образования одной из активно разрабатываемых проблем является проблема социального развития детей. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. В связи с данным фактом не менее актуальной является проблема развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста.  В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание жизненного смысла предметов и явлений действительности, через эмоции мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия.

Важность проблемы развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста очевидна, так как именно в данный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Именно социальные эмоции регулируют характер действий и отношения с окружающими.

Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы невольно учитываем существование различий в их психологии и поведении. Интерес многих исследователей к проблеме гендерного воспитания и развития детей обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, в связи с тем, что это - биосоциокультурные характеристики.

Цель: развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.

Задачи:

1. Развивать навыки социального и культурного поведения у детей.

2. Формировать чувства переживания и отзывчивости по отношению к сверстникам, способности сопереживать.

3. Формировать у детей способность адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональные состояния других, действовать в соответствии с социально-нравственными нормами.

4. Создавать положительный эмоциональный фон в группе.

Принципы:

- системности и поэтапности;

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- учет гендерных особенностей детей;

- учет эмоционального состояния детей.

Сфера применения: разработанная рекомендация по развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей может быть использована психологами и педагогами в  профессиональной деятельности в ДОУ.

Формы работы:

- беседа;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- упражнения в группах;

- групповые занятия;

- продуктивные виды деятельности.

Предполагаемые результаты: повышение уровня развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая тот факт, что дети старшего дошкольного возраста начинают управлять своими эмоциями во время общения со взрослыми и сверстниками, воздействуя на себя и других с помощью слова, считаем, что в работе по развитию социальных эмоций с учетом гендерных особенностей следует активно использовать различные формы коллективной деятельности, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Ролевые действия и взаимоотношения помогают детям понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям сверстников, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. Главное направление развития социальных эмоций - это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Содержание развития социальных эмоций должно включать работу по развитию чувства сопереживания по отношению к другим людям; чувства отзывчивости на просьбы других людей; щедрость по отношению к людям.

Дидактическая игра «Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние других по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Описание игры: Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обмениваться ими, расшифровать послания друзей.

 Упражнение «Найди правильно»

         Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок:

Девочка - мальчик

Вышивает - строит

Плачет - копает

Шьет – пилит

Варит – режет

Прыгает через скакалку - носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание - определить, что делают девочки, а что - мальчики.

Игра «Кто что делает?»

Цель: закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда.

Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии. Например, строитель строит дома; писатель - …; парикмахер - …; милиционер - …; архитектор - …; стюардесса - ….

Игра  «Надень и попляши»

Цель - воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, - влево.

Маша тапки примеряла, чуть надела - захромала.

Стала Маша выбирать, кому тапочки отдать?

Диме тапки хороши, на, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

Игра «Голубка» (русская народная игра)

Играющие, становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет?». Девочки, стоящие в кругу, отвечают:

- Голубка с пером.

- Зачем идет?

- За красоткой.

- За какой? - За беленькой.

После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.

Игра для девочек «Утка и утята»

Цель - создание у детей общности переживания, воспитание ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

Игровой материал: покрывало.

Ход игры. В игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

Занятие «Поставь себя на место героя сказки»

Количество детей 10 человек. Время проведения 30-35 минут.

Цель: развивать чувство сопереживания по отношению к другим.

Оборудование: Сказка «Семеро козлят», листок бумаги, карандаши, картинки.

Содержание: дети сидят за столами по 2 человека. Перед ними чистый лист бумаги, карандаши, иллюстрации к сказке. Воспитатель настраивает детей на работу: «Ребята, давайте поможем козлятам спастись от волка! Тогда козлята не расстанутся с мамой никогда!» (пробудить в детях чувство переживания, так как они понимают, что козлята не смогут быть без мамы, как дети не смогут без своих мам). Читает детям сказку, в процессе чтения рассматривают картинки, чтобы лучше представить происходящее. Воспитатель просит детей нарисовать тот персонаж, на месте которого им хотелось бы оказаться. Затем задает вопросы к рисунку, например: «Почему ты выбрал именно этого героя? Что бы ты в нем изменил? Как бы повел себя на его месте? Ты бы радовался за него или сочувствовал ему? Если бы козлята больше не увидели маму, ты бы им посочувствовал или тебе все равно?»

Ответы на вопросы фиксируются воспитателем. После, детей просят изображать чувства героев, например: покажите, как плачут козлята, покажите как испугалась их мама, покажите как злится волк, покажите радость за козлят и за их маму. В конце занятия подводят итоги об эмоциональных состояниях детей, воспитатель объясняет детям, как нужно вести себя в ситуациях, когда у других случается беда. Поощряет детей.

Занятие  «Товарищи»

Количество детей от 10-25 человек.

Время проведения 30-35 минут.

Цель: развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу.

Оборудование: рассказ «Три товарища», музыкальное сопровождение.

Содержание: воспитатель, заранее, с маленькой группой детей подготавливают сценку отрывок из рассказа «Три товарища». Обращается к детям группы: «Сейчас мы с ребятами покажем вам отрывок из рассказа Осеевой «Три товарища». А вы потом скажете, с кем из этих ребят вы хотели бы подружиться и почему. Дети отвечают и обосновывают свои ответы. После окончания, воспитатель вспоминает вместе с детьми песню о дружбе (поют). Затем просит присесть детей за стульчики рядом с тем человеком, который им ближе всего (с другом). Дети рассаживаются, играет песня крокодила Гены и Чебурашки. Задает вопросы, например: чем тебе нравится твой друг? Ты считаешь его лучше себя? Что хорошего он сделал для тебя? А что ты хорошего сделал для него? Предлагает немножко поиграть. Включается музыка, и под музыку дети выполняют просьбы воспитателя: обнимитесь со своим другом; почешите его за голову; потанцуйте одинаково; поменяйтесь с соседями местами; попросите помочь отнести стульчик на место и наоборот; пожмите друг другу руки; скажите, что вы всегда рады помочь в чем-либо. В конце занятия дети делятся впечатлениями, а воспитатель поощряет их за хорошую работу.

Занятие «Добрый волшебник»

Количество детей от 10-25 человек.

Время проведения 30-35 минут.

Цель: развивать щедрость по отношению к окружающим.

Оборудование: игрушечные деньги, игрушки, конфеты, альбомные листы, карандаши.

Содержание: Воспитатель переодевается в доброго волшебника и приходит к детям в гости, чтобы провести с ними занятие. Приветствует детей. Дети сидят полукругом на стульчиках. Волшебник представляется и рассказывает, зачем он к ним прибыл. А прибыл для того, чтобы научить детей быть добрыми и щедрыми и ему нужен достойный наследник. Предлагает им выполнить некоторые задания:

1) Раздает каждому ребенку деньги (игрушечные) и говорит: «я дал каждому по десять рублей. На что вы их потратите: на сладости, игрушку или дадите своему товарищу, чтобы он купил себе ту вещь, о которой мечтал всегда? Дети обдумывают и принимают решение. Объясняют, почему решили сделать именно так.

2) Раздает детям чистые листы и карандаши. Просит нарисовать то, чем бы они поделились со своими сверстниками, и что хотели бы получить взамен.

3) Каждому ребенку раздает по конфете и рассказывает ситуацию, с которой детям предстоит справиться: «Представьте, что вы играете в песочнице, к вам подходит девочка и плачет. Начинает вам говорить, что потеряла свою лопаточку, играя до вас, и если она не найдет, то мама девочку сильно отругает. У вас есть лопаточка и конфета. Как вы поступите в данной ситуации? Возможные варианты ответов детей: дам ей конфету, чтобы она не плакала; отдам ей лопаточку свою, а мне мама новую подарит; буду играть дальше. В конце занятия волшебник рассказывает детям, как нужно правильно поступать в ситуациях, с которыми они столкнулись на занятии. Делает выводы (рассказывает как нужно было поступить и как бы он поступил на их месте) и называет своими учениками тех, кто верно справился с заданиями.

Для того чтобы обеспечить эффективное развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей, необходимо:

- создавать в группе благоприятный психологический климат;

- овладеть такими формами взаимодействия с детьми, при которых порядок в группе достигался бы не дисциплинарными методами, не системой специальных мероприятий, а общей организацией жизни группы, насыщением ее эмоционально – привлекательной деятельностью, вниманием к каждому ребенку и взаимоотношениями между детьми;

- учитывать эмоциональное состояние детей для успешного проведения развивающих программ;

- планируя занятия, подбирать ситуации, которые могли бы быть эмоционально значимы для каждого отдельного ребенка;

- для развития у детей собственной индивидуальной позиции, обеспечить предоставлением им инициативы в выборе и организации различных видов деятельности, и прежде всего игры;

- осуществлять гибкое руководство, ориентируясь на детей;

- поощрять стремление детей к знанию: ни одно высказывание ребенка не должно быть оставлено без внимания или оценено негативно;

- развивать у детей умение свободно переключаться из одного эмоционального состояния в другое;

- развивать у детей способность сопереживать, через чтение ими произведений художественной литературы, ролевые игры, беседы. 

Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами.

Также воспитателям следует доводить до родителей информацию о влиянии родительских установок на развитие социальных эмоций детей, отметив наличие у них гендерных особенностей.