Особые образовательные потребности для детей с РАС. Рекомендации для учителей.

Юлия Владимировна Пенькова

«Мы живём, как можем — они живут, как мы поможем»

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие эмоциональной сферы, средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Очевидно, что организация обучения детей с аутизмом требует особой образовательной среды.

Основными особенностями таких детей, препятствующими их обучению являются:

Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности.

Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.

Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.

Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.

Потребности в специальной организации образовательного пространства.

Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_autprosm.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

детей с расстройствами аутистического спектра Рекомендации для учителей Особые образовательные потребности

Слайд 2

НАРУШЕНИЯ эмоциональная сфера средства коммуникации социальные навыки

Слайд 3

Трудности обучения детей с РДА 1) организация собственной деятельности и поведения; 2) выраженная неравномерность и специфика развития психических функций; 3) трудности социально-эмоционального взаимодействия; 4) потребности в специальной организации образовательного пространства; 5) необходимость использования специальных приемов и методов при обучении.

Слайд 4

Цель психолого-педагогической помощи - вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие Начало обучения: 1) динамическое наблюдение за особенностями поведения ребёнка; 2) выявление особенностей понимания речи; 3) оптимальное время продуктивной работы обучающегося.

Слайд 5

Особенности организации учебной деятельности 1) наличие четких границ урока; 2) поддержание единого алгоритма урока; 3) наличие визуальных стимулов; 4) подв едение итог ов урока; 5) фиксирование ребёнка на п о ложительных моментах; 6) введение правил поведения на уроке (использование пиктограмм, введение расписания) ; 7) адаптация учебного материала; 8) обучение самостоятельной работе.

Слайд 6

ПИКТОГРАММЫ

Слайд 7

ПИКТОГРАММЫ

Слайд 8

Адаптация учебного материала «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю» Математические представления — работа по заданному алгоритму Естественно-гуманитарный цикл — учебные фильмы, презентации, практические задания Коррекция письма — дополнительная разлиновка, увеличенный формат тетрадей Трудности понимания речи — поэтапное объяснение, выделение ключевых слов Трудности понимания письменной речи — адаптирование текстов для чтения

Слайд 9

ВАЖНО!!! - то, что не подкреплено наглядностью или практическим действием не запоминается ребенком; - все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или алгоритм.

Слайд 10

Обучение самостоятельной работе 1) во время объяснения задания дайте визуальную подсказку: подчеркните в учебнике те задания, которые надо будет сделать; отксерокопируйте задание на отдельный лист; напишите номер задания и страницу; 2) после инструкции остановите взгляд на ребёнке. Очень часто уже на данном этапе можно увидеть, «услышал» ли ребенок инструкцию; 3) убедитесь, что ребёнок правильно понял задание и готов к его выполнению: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?», «Покажи, какое упражнение ты будешь списывать?» и т.п. 4) если ребенок не начал выполнять задание даже после повторения инструкции, попробуйте выполнить задание совместно; 5) во время самостоятельного выполнения заданий не упускайте из вида обучающегося. Периодически проверяйте на каком этапе выполнения ребенок, чтобы вовремя оказать поддержку.

Слайд 11

Правила общения с ребёнком с РДА 1) следите за тем, чтобы ваша речь всегда была простой и конкретной; 2) обучайте детей конкретным социальным правилам и навыкам; 3) избегайте использования фразеологизмов; 4) давайте ребенку возможность очень четкого выбора и стремитесь, чтобы он был закрытым, а не открытым; 5) повторяйте инструкции и контролируйте понимание; 6) обеспечьте очень четкую структуру обучения и составьте постоянный распорядок дня; 7) всегда заранее предупреждайте аутичного ребенка об изменениях в привычных процедурах и распорядке дня или о смене деятельности; 8) всегда обращайтесь к ученикам в персонализированной, индивидуальной манере; 9) используйте различные методы визуализации информации; 10) избегайте перестимуляции; 11) незначительное изменение в манере поведения аутичного ребенка может свидетельствовать о его беспокойстве или тревоге; 12) изредка разрешайте ребенку доступ к некоторым формам навязчивого поведения в качестве вознаграждения за приложенные усилия.