О самооценке в подростковом возрасте

В данной статье родители подростков могут ознакомиться с причинами завышенной или заниженной самооценки своих детей и найти возможные пути её коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности самооценки в подростковом возрасте 

Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как подростки очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы. На это очень сильно влияет самооценка, которая может быть адекватной (подросток воспринимает себя таким, какой он есть) и неадекватной (завышенной или заниженной). Это может очень сильно повлиять на его дальнейшую судьбу, поэтому родители должны знать особенности формирования самооценки у подростков, чтобы вовремя скорректировать ее.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В подростковом возрасте начинает формироваться самооценка уже более устойчивая и осознанная, чем в младшем школьном возрасте. К факторам, влияющим на этот процесс, относят:

- взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;

- занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;

- успехи в обучении и отношение учителей;

- особенности характера подростка.

Причины заниженной самооценки у подростков.

Семейное воспитание и стиль общения с родителями. Эта причина является главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков. Если подростка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение.

Мнение других людей о самом подростке, которое для нерешительного или внушаемого ребёнка и будет толчком.

Признаки низкой самооценки у подростков.

☺ Нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок.

☺ Возникновение повышенной тревожности, паники.

☺ Уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность.

☺ Отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях.

☺   Зависимость от мнения окружающих.

☺ Подражание своим одноклассникам или экранным образам.

☺ Замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Как повысить самооценку подростка?

Чтобы помочь вашему ребёнку сформировать адекватную самооценку необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка. В подростковом возрасте отношение к своей внешности наиболее критическое. Родители должны быть особо тактичными, когда дело касается внешнего вида подростка. Вы можете сделать  тактичное замечание своему ребёнку или дать ему совет.

Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.

☺  Регулярно хвалите, но только за то, что не является его обязанностями или обычным делом.

Не сравнивайте успехи собственного ребенка с другими детьми.

Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным, и не унижайте его достоинство. Интересуйтесь мнением вашего ребёнка по поводу того или иного вопроса.

Помогите ребёнку достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности.

Научите отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, подросток не будет чувствовать себя ведомым, что приведет к повышению самооценки.

        Бывает и такие случаи, когда у подростка наблюдается завешенная самооценка.

Следует отметить то, что повышенная самооценка в подростковом возрасте встречается гораздо реже, чем заниженная. В случае с завышенной самооценкой у подростка, прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.

        Признаки завышенной самооценки у подростка.

☺ Уверенность в непогрешимой личностной правоте даже при наличии факторов, убеждающих в обратном.

☺ Убежденность в том, что всякая конфликтная ситуация должна завершаться его фразой, вне зависимости от сути такой фразы.

☺  Полнейшее отрицание возможности существования обратного мнения и права каждого на свою точку зрения.

☺ Уверенность подростка в том, что возникающие проблемы - причина окружения и складывающихся обстоятельств, а не его собственных недоработок и недостатков.

☺ Неумение приносить извинения из-за уверенности в собственной непогрешимости.

☺ Чрезмерно частое употребление «Я» в дебатах.

☺ Невосприимчивость к критике в отношении собственной персоны.

☺ Боязнь показать себя нерешительным и беспомощным.

☺ Постановка личных интересов на главный план.

☺ Склонность к поучениям окружающих даже в мелочах.

☺ Расположенность к доминированию в разговорах, с постоянным стремлением к тому, чтобы перебивать.

Безусловно, что подростки с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают недовольство собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности. При проявлениях завышенной самооценки подросток склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучше всех»».

Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном подходе родителей подростка к его воспитанию, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Для коррекции завышенной самооценки подростку и его родителю желательно обратиться к психологу.