Программа коррекции для умственно отсталых детей
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Приуральский район
Муниципальное образовательное учреждение Школа с. Аксарка
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей ___________________ Протокол № _____ от «____» _________ 2016 г. Руководитель методического объединения: ____________/____________ | «Согласовано» Заместитель директора по СР : __________________ «____» _________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор школы Е.А. Крейда: ____________________ Приказ № _________ от «___» _________ 2016 г. М.П. |
Рабочая программа
по коррекции личностной сферы
Предмет: психология
Класс: 9с класс
часов в неделю: 1 час
общее количество часов: 35 часов
Автор-составитель:
Педагог-психолог: Рыбаков А.Н.
2017– 2018 учебный год
Пояснительная записка
К нормативным документам, обеспечивающим реализацию программы можно отнести.
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 22.12. 2012 г
- Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10) .
- Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Школа с. Аксарка.
- Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Школа с. Аксарка.
Данная программа построена на основе книги «Практикум по детской психологии» Истратовой М.В.
Цель программы - диагностика, развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, коммуникативной и мотивационной сферы с ОВЗ и ЗПР с целью улучшения эмоционального восприятии, переработки и усвоения программного материала, в следствии чего повышение уровня их обучаемости.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование коммуникативных умений;
- углубление и расширение знаний учащихся, исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- развитие навыков активного общения;
- развитие навыков активного слушания;
- развитие умения анализировать своё поведение, свои поступки;
- развитие волевой сферы;
- формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке;
- развитие умения понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей;
- развитие когнитивных и эмоциональных процессов;
- развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своими качествами;
- формирование умения работать в группе.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 40 минут с учетом темпа и работоспособности учащихся.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются.
5. Наращивание темпа выполнения заданий.
6. Принцип единства диагностики и коррекции развития учащихся класса.
7. Учет «зоны ближайшего развития» ребенка.Задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, обеспечивающим ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для детей, мотивируемые дополнительной стимуляцией (похвала учителя, соревнование и др.).
8. Смена разных видов деятельности.
9. Принцип индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические и возрастные особенности. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии – «всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации»
12. Принцип не «натаскивания» в формировании отдельных навыков, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Выделяют две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.
В процессе занятий выявляется запас знаний и представлений учащихся, их умения и навыки. Обращается внимание на пробелы и резервы развития познавательной и личностной сфер учащихся.
Методологической основы рабочей программы являются теоретические концепции выдвинутые Л.С. Выготским, В.М. Бехтеровым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией доказавшими влияние сформированности тела ребёнка на уровень развития ВПФ и речи. Также положения Л. С. Выготского о природе компенсации тех или иных недостатков, в полной мере сохраняют свою актуальность в качестве методической основы в организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Для реализации рабочей программы используются следующие педагогические технологии:
- теория личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);
- теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.);
- здоровьесберегающих технологий – технологий обучения здоровью (Г.В. Бородкина, И.И. Зубарева);
- дифференцированного обучения (Г.К. Селевко).
- Методы и формы работы при реализации психологических коррекционных программ (Выготский Л.С.).
Материально-техническое обеспечение рабочей программы находится на этапе комплектации и предполагает применение различных наглядных пособии, мультимдийных средств и других необходимых лабораторных оборудовании. Также на занятиях используются игры, игровые задания на развитие познавательной сферы учащихся. В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- умение выбирать свою будущую профессию.
Формы контроля: умение адекватно соотносить психофизические действия с умственными
установками преподавателя.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы урока) | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
Введение. Обсуждаемые проблемы: | 1 | 02.09.2016г. | Заполнить карточку наблюдения | |||
Познай себя. Тема: "Психология личности" | 1 | 09.09.2016г. | Найти и выписать все цели и задачи самопознания | |||
1 | 16.09.2016г. | Написать в 2 столбика плюсы и минусы самопознания | ||||
1 | 23.09.2016г. | создать таблицу мои плохие и хорошие качества | ||||
1 | 30.09.2016г. | выполнить задание в тетради | ||||
1 | 07.10.2016г. | Найти и выписать 3 определения понятия «Совесть» | ||||
Как мы познаём мир. Тема: "Психологические процессы и информация" Обсуждаемые проблемы: | 1 | Задание на карточках | ||||
1 | 14.10.2016г. | Что не нравится в отношении взрослых к детям | ||||
1 | 21.10.2016г. | Задание в тетради | ||||
1 | 28.10.2016г. | Задание в тетради | ||||
1 | 4.11.2016г. | Проанализировать два понятия: уверенное и неуверенное поведение | ||||
1 | 11.11.2016г. | Написать сочинение на тему «Творчество – часть моей жизни» | ||||
1 | 18.11.2016г. | Написать в столбик плюсы творчества | ||||
1 | 26.11.2016г. | Написать свои желания | ||||
1 | 09.12.2016г. | Детально провизуализировать своё наиболее важное желание | ||||
1 | 16.12.2016г. | Сочинение «Личность, как маска человека» | ||||
1 | 23.12.2016г. | Выполнить задание на листочках | ||||
1 | 20.01.2017г. | Выполнить задание на листочках | ||||
1 | 27.01.2017г. | Найти и описать метод борьбы с плохим настроением | ||||
1 | 26.05.2017г. | Выписать все свои предпочтения склонности и таланты | ||||
1 | 03.02.2017г. | Проанализировать устно какие трудности, проблемы у человека существуют | ||||
1 | 10.02.2017г. | Создать таблицу хороших и плохих своих поступков | ||||
1 | 17.02.2017г. | Задание в тетради | ||||
Я среди людей. Тема: "Психология межличностных отношений" Тема: "Психология конфликта" | 1 | 24.02.2017г. | Выполнить задание на листочках | |||
1 | 02.03.2017г. | Задание в тетради | ||||
1 | 10.03.2017г. | Выполнить задание на листочках | ||||
1 | 17.03.2017г. | Задание в тетради | ||||
1 | 24.03.2016г. | Выполнить задание на листочках | ||||
1 | 07.04.2017г. | Задание в тетради | ||||
1 | 14.04.2017г. | Выполнить задание на листочках | ||||
1 | 21.04.2017г. | |||||
1 | 28.04.2017г. | Написать конфликты и методы выхода из них | ||||
Обобщение. Повторение изученных разделов. | 1 | 05.05.2017г. | Создать схему «С кем мы общаемся?» | |||
1 | 12.05.2017г. | Задание в тетрадях | ||||
1 | 19.05.2017г. | Задание в тетрадях | ||||
Итого: | 35 |
Список литературы
- Астанов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-патологии: учебное пособие/ В.М. Астанов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 226 с.
- Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
- Белкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Белкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 201с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н.Л. Кряжева - Ярославль: Академия развития, 1996. – 198 с.
- Лебединская В.В. Нарушения психического развития у детей/ В.В. Лебединская. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. – 312 с.
- Ломова Н.В., Куколевская Математика: Система развивающих упражнений/ Н.В. Ломова, П.И. Куколевская. - М.: Перспектива, 1996. – 260 с.
- Мухминова И.П. Сборник упражнений по коррекций познавательных способностей детей, обучаемых в 1-3 специальных (коррекционных) классах 8 вида обучения (автор составитель), г. Салехард, - 2010.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Н.В. Новоторцева. -Ярославль: Академия развития, 1997. – 175 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
- Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога в образовании. —М., 1995.
- Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы/ А.Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 1982. – 323 с.
- СамоукинаН. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. — Ярославль: Академия развития, 1998. – 230 с.
- Узорова О.В. Тренировочные комплексные работы. С 1по 4ые классы. –Москва: Издательство АСТ, 2015. – 64 с.
- Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.