Элективные курсы по общению

Рыбаков Анатолий Николаевич

Элективные курсы по общению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eletivnye_kursy.rar40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приуральский район

Муниципальное образовательное учреждение Школа с. Аксарка

«Рассмотрено»

 на заседании методического

объединения учителей ___________________

Протокол №  _____    

 от «____»  _________ 2017 г.          Руководитель методического объединения:

____________/____________

«Согласовано»

Заместитель директора по СПС

 Т.А. Рудь:

__________________

«____»  _________  2017 г.

 «Утверждаю»

И.о. директора школы

А.В. Шаповалов

   ____________________

Приказ № _________

от «___»  _________ 2017 г.

М.П.

Рабочая программа

элективного курса

«Деловая культура и психология общения»

Предмет: Психология

Класс: 8 класс

часов в неделю: 1 час

общее количество часов: 8 часов

ов А.Н.

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования.

Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.

Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как   психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства,  способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию   умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению –   все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.

Программа «Деловая культура и психология общения» разработана на основе Программы «Психология» (авт. Р.С.Немов); «Познавая себя и окружающих» (авт. М.Ю.Савченко); «Психология общения» (авт. Е.И.Рогов) и книги «Деловая культура и психология общения» (авт.Г.М.Шеламова).

Цели курса:

  1. формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
  2. формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

 Основные задачи курса:

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.
  • побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.
  • формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.
  • способствовать развитию диагностических навыков работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)
  •  развивать навыки групповой работы.

 

В содержание курса «Секреты успешного общения» включены следующие виды знаний:

  • основные понятия и термины:  понятие общения,   психические свойства личности человека; конфликт,  невербальное  общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.

Содержание курса ориентирует на применение  активизирующих  методов и приемов обучения:

  • игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
  • мозговой штурм
  • дискуссия
  • диалог
  • упражнения (настройки, разогревающие)
  • самоотчет (диагностика)
  • тесты,
  •  анкеты,
  • опросники

В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:

  • поисковая деятельность по сбору информации.
  •  игровая и коммуникативная деятельность.
  • диагностическая и рефлексивная деятельность
  • практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.

На занятиях используются следующие формы работы:

  • индивидуальная работа («И один в поле воин»).
  • работа в парах («Двойки»)
  • работа в малых группах («Тройки и четверки»)
  • работа всей группы («Круг»)

В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения:  

изобразительные:

  • иллюстрации,
  • фото,
  •  схемы,
  • демонстрационные таблицы,

информационные:

  • ксероксы из книг
  • просмотр видеофильма и др.

Курс рассчитан на 35 часа (1 раз в неделю) и включает в себя теоретические и практические занятия.

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

  • Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
  • Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
  • Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

Заканчивается курс представлением  реферата по темам курса. Критерии оценки - работа должна быть выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями,   содержать анализ проделанной работы и соответствующие выводы, с опорой на полученные теоретические знания по курсу.

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

  • Принцип активности. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
  • Принцип исследовательской (творческой) позиции. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
  • Принцип партнёрского(субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание

(разделы, темы урока)

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Домашнее задание

Примечание

Вводный урок.  Представление курса Знакомство. «Кто я? Какой я?».

1

02.09.2017г.

Изучить понятие Я-концепции разных теорий

Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.

Понятие о личности. Я- концепция.

1

09.09.2017г.

Сделать краткий конспект отличий темпераментов

Темперамент человека и его проявление в общении.

Характер личности. Характер и способности.

1

16.09.2017г.

Найти наиболее предпочтительный стиль своего общения. Описать его в виде презентации.

Виды общения. Особенности невербального общения.

Роль эмоций в общении. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями

1

23.09.2017г.

Создать таблицу эмоций

Содержание общения

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению

1

30.09.2017г.

Найти различный определения понятия эмпатии и сделать краткий анализ различий.

Обращение. Привлечение внимания. Принятие решений.

Этикет беседы. Умение слушать и слышать.

1

07.10.2017г.

Сделать сравнительную таблицу мужского и женского общения

Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.

Конфликты в общении.

1

14.10.2017г.

Написать рекомендации как прийти к компромиссу, опираясь на различных авторов

Презентация. Стиль общения. Плюсы и минусы.

1

21.10.2017г.

Доработать презентацию по результатам анализа

Итого:

8

        


Список использованной литературы

  1. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г.
  2. Егидес Аркадий «Лабиринты общения или как научится ладить с людьми. М. «АСТ-Пресс книга»2002г.
  3. Сонин В.А. Час занимательной психологии. М.:Издательство «Институт практической психологии»,1997г.
  4. Чуланова О.Л.  Имиджелогия: учебно-метод. пособие. Сургут.: Изд-во СурГУ, 2007г.
  5. Е. И. Рогов "Психология общения" М., Владос, 2004.
  6. Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, “ФЕНИКС+”, 2000, 127 с.
  7. Н.В.Щуркова «Собрание пестрых дел» М. Владос.2000.
  8. Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога.Изд.2-е. –Ростов н/Д:Феникс, 2008г.

Литература для самостоятельного изучения.

  • Козлов Н. как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 3-е изд.. перераб. и доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
  • Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».
  • Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.