Элективные курсы по общению
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Приуральский район
Муниципальное образовательное учреждение Школа с. Аксарка
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей ___________________ Протокол № _____ от «____» _________ 2017 г. Руководитель методического объединения: ____________/____________ | «Согласовано» Заместитель директора по СПС Т.А. Рудь: __________________ «____» _________ 2017 г. | «Утверждаю» И.о. директора школы А.В. Шаповалов ____________________ Приказ № _________ от «___» _________ 2017 г. М.П. |
Рабочая программа
элективного курса
«Деловая культура и психология общения»
Предмет: Психология
Класс: 8 класс
часов в неделю: 1 час
общее количество часов: 8 часов
ов А.Н.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования.
Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.
Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению – все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.
Программа «Деловая культура и психология общения» разработана на основе Программы «Психология» (авт. Р.С.Немов); «Познавая себя и окружающих» (авт. М.Ю.Савченко); «Психология общения» (авт. Е.И.Рогов) и книги «Деловая культура и психология общения» (авт.Г.М.Шеламова).
Цели курса:
- формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
- формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Основные задачи курса:
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.
- побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.
- формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.
- способствовать развитию диагностических навыков работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)
- развивать навыки групповой работы.
В содержание курса «Секреты успешного общения» включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины: понятие общения, психические свойства личности человека; конфликт, невербальное общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.
Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения:
- игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
- мозговой штурм
- дискуссия
- диалог
- упражнения (настройки, разогревающие)
- самоотчет (диагностика)
- тесты,
- анкеты,
- опросники
В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:
- поисковая деятельность по сбору информации.
- игровая и коммуникативная деятельность.
- диагностическая и рефлексивная деятельность
- практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.
На занятиях используются следующие формы работы:
- индивидуальная работа («И один в поле воин»).
- работа в парах («Двойки»)
- работа в малых группах («Тройки и четверки»)
- работа всей группы («Круг»)
В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения:
изобразительные:
- иллюстрации,
- фото,
- схемы,
- демонстрационные таблицы,
информационные:
- ксероксы из книг
- просмотр видеофильма и др.
Курс рассчитан на 35 часа (1 раз в неделю) и включает в себя теоретические и практические занятия.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:
- Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
- Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
- Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.
Заканчивается курс представлением реферата по темам курса. Критерии оценки - работа должна быть выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями, содержать анализ проделанной работы и соответствующие выводы, с опорой на полученные теоретические знания по курсу.
Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:
- Принцип активности. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
- Принцип исследовательской (творческой) позиции. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
- Принцип партнёрского(субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы урока) | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
Вводный урок. Представление курса Знакомство. «Кто я? Какой я?». | 1 | 02.09.2017г. | Изучить понятие Я-концепции разных теорий | |||
Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека. | ||||||
Понятие о личности. Я- концепция. | 1 | 09.09.2017г. | Сделать краткий конспект отличий темпераментов | |||
Темперамент человека и его проявление в общении. | ||||||
Характер личности. Характер и способности. | 1 | 16.09.2017г. | Найти наиболее предпочтительный стиль своего общения. Описать его в виде презентации. | |||
Виды общения. Особенности невербального общения. | ||||||
Роль эмоций в общении. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями | 1 | 23.09.2017г. | Создать таблицу эмоций | |||
Содержание общения | ||||||
Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению | 1 | 30.09.2017г. | Найти различный определения понятия эмпатии и сделать краткий анализ различий. | |||
Обращение. Привлечение внимания. Принятие решений. | ||||||
Этикет беседы. Умение слушать и слышать. | 1 | 07.10.2017г. | Сделать сравнительную таблицу мужского и женского общения | |||
Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками. | ||||||
Конфликты в общении. | 1 | 14.10.2017г. | Написать рекомендации как прийти к компромиссу, опираясь на различных авторов | |||
Презентация. Стиль общения. Плюсы и минусы. | 1 | 21.10.2017г. | Доработать презентацию по результатам анализа | |||
Итого: | 8 |
Список использованной литературы
- Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. Гимназия «Эврика» Анапа 2000г.
- Егидес Аркадий «Лабиринты общения или как научится ладить с людьми. М. «АСТ-Пресс книга»2002г.
- Сонин В.А. Час занимательной психологии. М.:Издательство «Институт практической психологии»,1997г.
- Чуланова О.Л. Имиджелогия: учебно-метод. пособие. Сургут.: Изд-во СурГУ, 2007г.
- Е. И. Рогов "Психология общения" М., Владос, 2004.
- Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, “ФЕНИКС+”, 2000, 127 с.
- Н.В.Щуркова «Собрание пестрых дел» М. Владос.2000.
- Истратова О.Н Большая книга подросткового психолога.Изд.2-е. –Ростов н/Д:Феникс, 2008г.
Литература для самостоятельного изучения.
- Козлов Н. как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 3-е изд.. перераб. и доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
- Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».
- Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.