Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди представителей разных специальностей. Интерес к данному вопросу объясняется тем, что психологическую готовность к школе можно сравнить с фундаментом здания: чем крепче фундамент, тем надежнее сама постройка.
В работах отечественных исследователей отмечается, что для успешного обучения в школе имеет значение определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.
«Коррекционно - развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе» является программой коррекционно-развивающей направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год. В программе рассматриваются следующие параметры психического развития ребенка, которые существенно влияют на успешность обучения в школе:
- определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
- достаточное развитие произвольного поведения;
- определенный уровень развития интеллектуальной сферы.
Целью программы является появление предпосылок психологической готовности к школе, проявляющейся в наличии мотивов учения. Поставленная цель определяет решение ряда задач:
1. Формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению (развитие процесса обобщения).
2. Развитие произвольной регуляции поведения и деятельности (принятие поставленной цели и формирование намерения для достижения необходимого результата).
3. Развитие речи и формирование фонематического слуха.
Диагностический блок программы позволяет выявить данные параметры психического развития ребенка и на основе полученных результатов, определить возможности построения коррекционно – развивающей работы.
Коррекционно – развивающий блок программы разрабатывался в соответствие с особенностями развития мотивационной сферы, уровня развития интеллектуальной сферы и произвольности в поведении ребенка.
В результате реализации программы ожидается появление у воспитанников психологической готовности к школе, проявляющейся в сформированности познавательных и социальных мотивов учения, произвольной регуляции поведения и деятельности, процесса обобщения и установления причинно-следственных связей, литературной речи и фонематического слуха.
В процессе реализации «Коррекционно-развивающей программы, способствующей появлению психологической готовности к школе» у воспитанников появляется учебная мотивация, которая позволяет ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно появившаяся мотивация учения говорит о достигнутом необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сфере будущего первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sposobstvuyushchaya_poyavleniyu_psihologicheskoy_gotovnosti_k_shkole.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На областной конкурс психолого-педагогических программ.
Номинация:
«Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы»
Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе
Авторский коллектив:
Посошенко Людмила Владимировна
педагог-психолог МБДОУ д/с №41 г. Таганрога
Сидорченко Виктория Валентиновна
педагог-психолог МБДОУ д/с №41 г. Таганрога
Контактная информация
e-mail: sad41@tagobr.ru
контактный тел.: 8(8634)60-44-61
Моб. тел.: 89064539476
Факс:8(8634)60-03-94
Почтовый адрес: 347942, Таганрог,
ул. Лизы Чайкиной, 59
Оглавление
Психолого-педагогическая программа 4
Структура и содержание программы 8
Отзыв на психолого-педагогическую программу администрации образовательного учреждения, в котором проходила апробация. 41
Материалы, иллюстрирующие реализацию программы 42
«Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе»
Обоснование
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников (Гуткина Н.И., 2009). Готовность к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности (в отличие от традиционно-детских видов деятельности, которыми он занимался в дошкольном детстве) за счет появления познавательных и социальных мотивов учения.
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968, 2009); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и др. Данные авторы вслед за Л.С. Выготским полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. Также Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяется как «расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами» (Л. С. Выготский, 1991, с. 399-400). Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Опираясь на исследования по подражанию, Л. С. Выготский пишет, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей» (1982, с. 248), а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей. «Зона ближайшего развития» гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович (1968, 2009) рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:
- определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
- достаточное развитие произвольного поведения;
- определенный уровень развития интеллектуальной сферы.
В теоретических работах Л. И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
- мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1968, 2009);
- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» (Л. И. Божович, 1968, 2009).
Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника» (1968, 2009). Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:
- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
- умение работать по образцу.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.
Исходя из требований, предъявляемых к ученику в школе, можно отметить, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. Таким образом, к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи, в интеллектуальной сфере должен быть развит процесс обобщения. В речевой сфере должен быть развит фонематический слух, так как неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно пишет, а современная методика обучения детей в школе чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.
Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к школьному обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированности зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.
Доказано, что у детей, не готовых к началу занятий, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем, эти дети чаще находятся в числе отстающих.
Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе, направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, моторики, а так же включает в себя просветительскую работу с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.
Цель программы: появление предпосылок психологической готовности к школе, проявляющейся в наличии мотивов учения.
Задачи программы:
- Формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению (развитие процесса обобщения).
- Развитие произвольной регуляции поведения и деятельности (принятие поставленной цели и формирование намерения для достижения необходимого результата).
- Развитие речи и формирование фонематического слуха.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, педагоги-психологи.
Ограничений и противопоказаний на участие в освоении программы не выявлено.
Гарантия прав участников программы подтверждается соблюдением положений основных правовых документов: Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
Основные права и обязанности участников программы.
Ребенку гарантируется: охрана жизни и здоровья, защита от всех форм физического и психического насилия, защита его достоинства, удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении, физиологических потребностей, получение помощи в коррекции, имеющихся отклонений, предоставление оборудования, игр, игрушек и других пособий.
Родители имеют право: защищать права и интересы ребенка, вносить предложения по улучшению работы с детьми, присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между ДОУ и родителями, выбирать педагога для работы с ребенком.
Родители обязаны: выполнять Устав ДОУ, соблюдать условия договора об образовании между ДОУ и родителями.
Педагог ДОУ имеет право: повышать квалификацию, профессиональное мастерство, распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование.
Педагог ДОУ обязан: выполнять Устав ДОУ, соблюдать должностные инструкции, охранять жизнь и здоровье воспитанников, защищать детей от всех форм физического и психического насилия, сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Педагог-психолог ДОУ имеет право: повышать квалификацию, профессиональное мастерство, распространять свой педагогический опыт.
Педагог-психолог ДОУ обязан: соблюдать должностные инструкции, выполнять Устав ДОУ, сохранять психологическое здоровье воспитанников, защищать детей от всех форм психического и физического насилия, сотрудничать с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.
Структура и содержание программы
Программа реализуется в трех направлениях:
- Педагог-психолог – родители.
- Педагог-психолог – педагоги группы.
- Педагог-психолог – дети.
I направление (педагог-психолог – родители)
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом должно стать налаживание контакта с родителями. Затем, в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно использовать в работе с родителями следующие виды занятий:
- индивидуальные консультации.
- групповые консультации:
- общегрупповые собрания;
- информация в «уголках родителей».
- организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и т.д.).
Рекомендуется также проводить анкетирование родителей для выявления их готовности к поступлению ребенка в школу.
II направление (педагог-психолог – педагоги группы)
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Рекомендуются следующие формы работы с педагогами:
- Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
- Семинары-практикумы. Тематика может варьироваться, но наиболее актуальны следующие:
- Ребенок на пороге школы. Готовность к школе – что это такое?
- Можно ли «научить» психологической готовности к школе?
- Компоненты психологической готовности к школе.
Одним из условий эффективной работы программы является участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей».
Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.
III направление (педагог-психолог – дети)
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Программа реализуется в три этапа:
I-й этап | II-й этап | III-й этап |
Диагностический | Коррекционно-развивающий | Контрольный |
| Реализация корекционно-развивающей программы |
|
Срок реализации: сентябрь-октябрь | Срок реализации: ноябрь-март | Срок реализации: апрель-май |
I-й этап Диагностический
Программу диагностики составляют методики, разработанные Н.И. Гуткиной.
Диагностика произвольной сферы.
Методика «Домик». Цель: выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации.
Мотивационная сфера
Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина). Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
Методика «Внутренняя позиция школьника». Цель: определение внутренней позиции школьника, наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет.
Интеллектуальная и речевая сфера
Методика «Сапожки» (Н.И. Гуткина). Цель: определение обучаемости ребенка (пользуется ребенок правилом для решения задачи) и применение им при решении задач операции обобщения.
Методика «Последовательность событий». Цель: исследование качеств мышления – процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи.
Методика «Звуковые прятки». Цель: проверка фонематического слуха ребенка.
II-й этап Коррекционно-развивающий
Описанная программа работы в группе предполагает повторное проведение занятий для закрепления и улучшения результатов, а также оценивания успехов в выполнении заданий и возможность варьирования заданий и занятий в зависимости от уровня развития воспитанников. (Дополнительные игры и задания в Приложение). Ведь одним из основных принципов программы является: «Развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития ребенка». Ведущий группу, подбирает наиболее адекватные для каждого момента работы игры (задания) и выбирает нужный темп продвижения вперед.
Существенное место в программе должно быть уделено «урокам» литературы, на которых дети знакомятся с хорошими детскими книгами. На этих же «уроках» ребята учатся правильно и литературно говорить.
Программа читаемой детям литературы должна быть разной в зависимости от степени их развития. Ребятам с отсутствием познавательного интереса надо начинать читать самые простые сказки (например, «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»), причем вначале чтение должно быть очень непродолжительным, не более 5 минут, поскольку эти дети не привыкли слушать книги, и им это не интересно. После окончания чтения необходимо поговорить с ребятами о прочитанном, задать им вопросы по тексту. При ответах на вопросы необходимо хвалить детей за любую попытку ответить.
Очень хорошо стимулируют интерес к чтению инсценировки прочитанного, которые разыгрываются ребятами сразу после прочтения сказки или рассказа. Делается это следующим образом: Ведущий группу предупреждает детей, что сейчас они послушают сказку, а потом по этой сказке поставят маленький спектакль. После первого прочтения текста ведущий спрашивает, кого из персонажей сказки запомнили ребята и кто кем хочет быть. Распределив роли, слушают сказку еще раз или два, а затем с помощью взрослого инсценируют ее. Если кому-то не досталось роли, то он участвует в этой же инсценировке при повторном ее исполнении. Кроме того, рекомендуется одну и ту же инсценировку повторять несколько раз, чтобы дети могли меняться ролями.
Прием инсценировки основывается на том, что, получив роль, ребенок воспринимает текст уже с другой мотивационной установкой, способствующей выделению и запоминанию основного смысла сюжета, а также речевых оборотов, обогащающих литературную речь детей.
Общее количество занятий: 20, занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут.
Количество детей в группе: 8-10 человек.
Методические приемы, используемые в программе:
- Игровые приемы.
- Чтение сказок.
- Проблемные ситуации.
Алгоритм проведения занятия:
- Приветствие.
- Беседа или проблемная ситуация.
- Развивающая игра
- Подвижная игра и игра с правилом.
- Прощание.
Тематический план
№ | Тема | Цель | Содержание | Обеспечение | Расчасовка занятий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Знакомство | Снятие напряжения, формирование установки на работу |
| Бумага, карандаши | 30 мин. (групповое) |
2. | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация по существенным признакам) |
| Игра проводится в виде соревнования, картинки с изображением предметов | 30 мин, (групповое) | |
3. | Развитие памяти, внимания, моторики |
| Картинки с изображением капитанского мостика, рубки, каюты, иллюминатора, палубы и др. Познакомить с этими предметами до проведения игры. | 30 мин, (групповое) | |
4. | Развитие произвольности поведения и психических процессов |
Цель: развивать умение руководствоваться правилом. Ход: Выбирают водящего. Он говорит игрокам: Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите! После этого он ведет беседу, задавая вопросы таким образом, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». То, кто сбился, отдает фант. После игры фанты выкупаются. Правила игры: на вопросы надо отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя.
| Серия последовательных картинок | 30 мин, (групповое и индивидуальное) | |
5. | Развитие фонематического слуха. Развитие наглядно-образного мышления, умения действовать по правилу |
| Детям объясняется, что такое звук, чем отличается от буквы, приводится несколько примеров звукового анализа. До начала игры детям читаются рассказы о птицах с показом их на картинках Карточки с заданиями на соединение точек | 30 мин, (групповое и индивидуальное) | |
6. | Развитие произвольного внимания, памяти (зрительной), речи, умение работать по правилу |
| Карточки с картинками, мяч | 30 мин, (групповое и индивидуальное) | |
7. | Развитие пространственной ориентации, произвольного внимания, речи |
| Картинки для сравнения | 30 мин, (групповое) | |
8. | Развитие внимания (произвольного), мышления, эмоционально-выразительных движений, моторики |
| Цветные флажки | 30 мин, (групповое) | |
9. | Развитие внимания, памяти, воображения |
| Листы бумаги с нарисованными кругами для дорисовывания. Маленькие предметы, изображения животных, птиц, овощи, фрукты и т.д. | 30 мин, (групповое и индивидуальное) | |
10. | Развитие пространственной ориентации, умения действовать по правилу, памяти, внимания |
| Зашумленные картинки | 30 мин, (групповое и индивидуальное) |
Ожидаемые результаты реализации программы.
Появление у воспитанников психологической готовности к школе, проявляющейся в сформированности познавательных и социальных мотивов учения, произвольной регуляции поведения и деятельности, процесса обобщения и установления причинно-следственных связей, литературной речи и фонематического слуха.
Организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы представляет собой комплекс мероприятий, направленных на отслеживание промежуточных результатов каждого этапа программы и конечного результата ее реализации.
Итоги программы представляются администрации и педколлективу ДОУ с целью анализа эффективности проведенной работы, повышения качества образовательного процесса в целом. Формами контроля являются совещания при заведующем, Совет педагогов, заседание психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Сведения о практической апробации программы.
Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе разработана авторским коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №41» г. Таганрога и апробирована на базе этого МБДОУ в течении 2014-2015 гг.
Количество участников, реализующих программу:
Участники программы | Количество |
Дети | 27 |
Педагоги | 6 |
Педагоги-психологи | 2 |
Родители | 27 |
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Питер, 2009, - 400 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология – Москва. Педагогика-Пресс, 1999, 536 с.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, - М., 1993. – 35 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовности к школе. - СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М., 2004.
- Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов и родителей. Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г., Практикум для детского психолога. – Ростов н/д, 2004.
Приложение 1
Развивающие игры
1. «Прыжки по кочкам».
Цель: Ослаблять негативные эмоции; развивать концентрацию внимания, двигательный контроль.
Материал: карточки с обозначением «М» и «Н».
Ход игры. Дети прыгают, стараясь соблюдать запреты. Ведущий переворачивает карточки: «М» - кочка, на которую можно прыгнуть, и «Н» - прыгать нельзя.
2. «Гамак».
Цель: Развивать концентрацию внимания, двигательный контроль.
Материал: гамак с двумя отверстиями, отмеченными зеленым и черным цветом; к гамаку пришивается длинный шнурок с мячом.
Ход игры. Играющие забрасывают мяч в отверстие с зеленым ободком и называют добрых героев сказок, мультфильмов (Чебурашка, Красная Шапочка, Лунтик и т.д.).
В отверстие с черным ободком забрасывают мячи называют злых героев сказок (Волк, Старуха Шапокляк, Кощей Бессмертный).
3. «Поймай мяч».
Цель: Развивать ловкость, двигательную память, контроль.
Ход игры.
1 вариант
Надо высоко – высоко
Подбросить мяч,
Кто с лету поймает,
Тот теперь бросает.
Не сумел никто поймать –
Снова первому бросать!
Кто чаще мяч бросает,
Тот всех побеждает!
2 вариант
Стоя в круге, ребенок, бросив мяч через веревочку, должен быстро пробежать вперед и поймать его.
4. «Догонялки - считалки»
Цель: Развивать двигательную память, контроль.
Ход игры. Участники хором произносят считалку, поочередно указывая на участников.
Мы – веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Никого не обижать.
Ну, попробуй нас догнать!
Тот, на кого указывают при последнем слове «догнать», становится ведущим и догоняет остальных.
5. «Пчелки»
Цель: Развивать произвольность, осознанность поведения и умение выполнять правила.
Материал. Маски пчелок.
Ход игры. Участники делятся на «пчелок» и «игроков». Пчелки размещаются за одной чертой, игроки за другой. Игроки идут, высоко поднимая колени и приговаривая:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
На этом слове они останавливаются вблизи пчелок.
Игроки.
Глянь, из дупла высокой елки
Вылетают злые пчелки!
Пчелки.
Ж-ж-ж! – хотим кусать!
Игроки.
Быстроногих не догнать!
Нам не страшен этот рой,
Убежим скорей домой!
На последнее слово игроки убегают за первую черту. За ними гонятся пчелки. Каждая хочет «ужалить», то есть коснуться кого – нибудь рукой.
6. «Космонавты»
Цель: Развивать внимание.
Материал. Пять обручей – «ракетодромы», круги – «места в ракете», ленты разных цветов – «маршруты».
Ход игры. Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
На последнее слово дети разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места на любой из пяти ракет – нарисованного контурного изображения. Внутри контура обозначено два – пять кружков (мест), а сбоку от него – маршрут (красный, синий, зеленый круги или другие геометрические фигуры).
Для всех желающих участников игры мест в ракетах не хватает. Опоздавшие космонавты собираются к центру круга, а занявшие места громко трижды объявляют свои маршруты, показывая этим, что они совершают прогулку по космосу.
Затем участники собираются в общий круг, берутся за руки, и игра снова повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении «полета» три раза снова занять места в ракете и совершить эти три полета.
7. «Мозаичные песни»
Цель: Развивать наблюдательность и внимание.
Материал. Почтовые открытки с картинками в конвертах; ножницы; музыкальные инструменты.
Ход игры. Открытки разрезаются на части, так чтобы их форма была не слишком сложной. Каждый ребенок получает одну часть в конверте. По команде дети открывают конверты, пытаются, как можно скорее определить, у кого часть той же открытки. Если дети правильно соберут свою открытку, они поют песню и сопровождают ее игрой на музыкальных инструментах.
8. «Магазин зеркал»
Цель: Развивать наблюдательность.
Ход игры. Дети делятся на две команды: «зеркала» и «обезьянки». Обезьянки ходят мимо зеркал, строят рожицы, прыгают – зеркала должны точно отразить их движения и выражения лиц. Затем дети – зеркала становятся в ряд. Каждая обезьянка выбирает зеркало, подбегает к нему, кривляется, дурачится. Зеркало в точности повторяет движения обезьянки. Взрослый следит за ходом игры и, если нужно, помогает детям.
Вариант игры «Зеркало»
Ход игры. Вы – зеркало. Я в него смотрюсь, поднимаю правую руку (выполняет движение), и вы поднимаете (дети повторяют движение), поднимаю левую руку, а вы повторяете. Теперь рука у меня впереди, хлопок, вы все за мной повторяете, потому что вы – зеркало.
9. «Красный, желтый, синий».
Цель: Развивать двигательный, зрительный и слуховой контроль.
Материал. Символы – предметы трех цветов: красные (металлические), синие (предметы, способные издавать шуршащий звук), желтые (пластмассовые).
Ход упражнения. Участники выполняют следующие действия.
При показе красного символа и определенного звукового раздражителя (металлические предметы в закрытой коробке) дети бегают, кричат и прыгают. При показе желтого символа и соответствующего звукового раздражителя (пластмассовые предметы) произносят шепотом свое имя. При показе синего символа и звукового раздражителя (шуршащие предметы) замирают на месте.
10. «Замри!»
Цель: Развивать произвольность, умение действовать по правилу.
Ход игры. После того, как ведущий хлопнет в ладоши, дети начинают бегать, прыгать. Ведущий дает команду: «Замри!» Дети должны остановиться, «замереть» до следующего хлопка. Тот, кто не услышал команду или пошевелился, выбывает из игры (отдыхает).
Игра повторяется 4-5 раз.
11. «Кто самый внимательный?»
Цель: Развивать наблюдательность и внимание.
Ход игры. Дети встают из – за стола. Берут стулья и ставят их по кругу (ведущий убирает один из стульев и предлагает пересчитать детей и оставшиеся стулья).
Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вокруг стульев, перестану хлопать – быстро садитесь на стулья. Кто останется без стула – будет помогать мне хлопать. Начали! После того, как один из детей выбывает из игры, ведущий убирает один стул. Игра продолжается, пока останется один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот самый внимательный ребенок. Дети и ведущий поздравляют победителя, хлопают ему.
12. «Пятнашки по кругу»
Цель: Развивать двигательную память, контроль, умение действовать по правилу.
Ход игры. Дети встают вокруг ведущего. Вставь в круг, дети вытягивают руки вперед. Ведущий стоит в центре круга и старается коснуться ладоней детей. Дети должны быстро убирать руки.
Новым водящим становится игрок, который не успел убрать руки и был осален.
Игра повторяется 3-4 раза.
13. «Закончи предложение»
Цель: развивать внимание.
Ход игры. Я буду говорить начало фразы, а вы будете продолжать ее. Начинаем:
-Мама гордится, когда я….
-Мама огорчается, когда я ….
-Мама любит, когда я …
-Мама радуется, когда я ….