Подростки "группы риска"

Кривошеина Ольга Александровна

Опыт работы в приюте "Альмус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podrostki_gruppy_riska.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подростки групп риска

С января 2011 года в нашем Центре наметилась тенденция к увеличению возраста воспитанников. За помощью стали чаще обращаться родители, имеющие детей 14 – 17 лет. Необходимо отметить, что такая тенденция отслеживается по городу и в стране в целом. На педагогических советах школ и на уровне администраций районов поднимаются и освещаются вопросы адаптации и социализации подростков в современном мире. Необходимо отметить, что формы дезадаптации достаточно разнообразны, однако, существуют  общие черты.

На международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2010» «Современные прикладные направления и проблемы психологии» ряд докладчиков осветили вопросы, имеющие прямое отношение к подросткам группы риска. Среди них особый интерес вызвал у нас доклады Батлука Ю.В., директора программы «Право на здоровье» «Социально-психологическая реабилитация подростков в условиях социальных гостиниц», Ипатова А.В., педагога-психолога ГУ ЦПБНН «Контакт» «К вопросу исследования деструктивного поведения безнадзорных подростков» и
Павловой О.В. аспирантка СПбГУ «Уровень удовлетворенности и структура значимых отношений подростков». В декабре 2010 года проходила международная научно-практическая конференция «Проблемы социально-психологической безопасности в современном обществе». Эта конференция позволила расширить наше представление о работе с подростками группы риска в сфере профилактике употребления ПАВ, а так же изучить возможности реализации программы «Отражение» в условиях петербургских школ и социально-реабилитационных центрах. Актуальность данной проблемы в мире так же достаточно высока, что подтверждается работами рядом зарубежных исследователей.

Процесс формирования новообразований отличающих подростка от взрослого растянут во времени и может происходить не равномерно, в связи  с этим в подростке одновременно существует и «детское» и «взрослое». Ведущая позиция подросткового возраста – общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. На данном этапе перестраивается мотивационная сфера (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.

В социальной сфере юношам свойственно осознание себя, в качестве элемента социальной группы, выбор своего будущего социального положения и способа его достижения. Расширяется круг значимых социальных отношений, растет потребность в дружеском, интимном общении.

В эмоционально-личностной сфере юношеский возраст крайне уязвим, так как ему свойственна противоречивость уровня притязаний и самооценки, внутреннего мира. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличается для тех же норм для взрослых.  Подростку и старшекласснику проблемы стоящие перед ним кажутся чрезвычайно важными и порой даже устрашающими. Так, например, уговорить подростка подстричь волосы, изменить стиль одежды представляется трудной, а подчас, и невозможной, задачей, так как восприятие взрослого человека радикально отличается от восприятия подростков. И то, что для подростка является значимым,  взрослый может и не заметить, а что хуже – отмахнуться, создав при этом ситуацию провоцирующую эмоциональный срыв.

Необходимо отметить, что подростковому возрасту присуще сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не воспринимает. Так же стоит обратить внимание, что авторитет взрослых (родителей, учителей) снижается и перемещается в сторону группы. Значимой становиться та группа, которая принимает подростка. Зачастую боясь одиночества, не ощущает себя сложившейся личностью, подросток предпочитает  безопасность группы, ужасу остаться наедине с самим собой. Поскольку большинство подростков не обладают особыми способностями, позволяющие им занять место в группах по интересам (юный книголюб, музыкант и т.д.), остаются так называемые «группы риска». В таких подростковых объединениях не требуются никаких особых качеств и способностей (не имеет значения социальный статус, уровень интеллектуального развития, физические данные и т.д.). Там важно безоговорочное подчинение лидеру и внутренним правилам группы, а они основаны на противоречии социальным нормам, принятым в обществе.

Таким образом, изучив особенности подросткового возраста каждый взрослый может улучшить качество общения с подростком.

В социально-реабилитационные центры поступают в основном подростки из групп риска. В связи с этим у  воспитанников нашего центра особенности подросткового возраста ярко выражены и обострены, отношения с родными накалены до предела. Наиболее характерной причиной поступления в реабилитационные центры – это нарушение или распад внутрисемейных социальных и эмоциональных связей. Как следствие, подростки поступают к нам «с улицы», с большим опытом  жизни в асоциальных условиях, имеющие искаженное представления о социальных нормах, не понимают нравственно-этические нормы поведения и нарушенной коммуникативной сферой.  Многие из них употребляют ПАВ, имеют никотиновую зависимость и опыт употребления алкоголя. Однако, именно они нуждаются в эмпатии, принятии, внимании, чуткости, заботе, эмоциональной теплоте, то есть в том, чего они были лишены с детства.

Исходя из особенностей подросткового возраста, формы коррекционной работы основываются на внутригрупповом общении и позитивном воздействии участников друг на друга. Однако, в связи с тем что у подростков искажены представления о базовых социальных понятиях и их взаимодействие не способствует развитию социальных норм, а передают негативный жизненный опыт, то в групповой работе используется директивные формы (сначала объясняем, затем обучаем, и закрепляем в ходе практической игровой деятельности).

Не менее важна индивидуальная проработка личностных проблем подростков. В ходе взаимодействия с подростковой группой воспитатель имеет возможность изучить поведение подростка в  бытовых ситуациях. Затем свои наблюдения обсуждает с психологом, выстраивая совместную модель поведения с подростком, учитывая его личностные особенности. Результативность деятельности отслеживается всеми участниками реабилитационного процесса в схожих ситуациях.

Параллельно проводиться работа с семьей подростка направленная на восстановление внутрисемейных связей и детско-родительских отношений. Для наиболее эффективной работы с семьей психологами центра организованы детско-родительские арт-терапевтические группы.

ВЫВОДЫ:

Подростковый возраст наиболее сложный период в жизни каждого человека, требует от него огромных эмоциональных и энергетических затрат, так как происходить перестроение на физиологическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном и личностном уровнях.

В этом возрасте от взрослого требуется увеличить внимание к жизни подростка и вовремя перестроить отношения и взаимодействия в соответствии с его изменениями.

Подростковый возраст – это последняя возможность сформировать у ребенка адекватные представления об окружающем мире, привить ему навыки социально желаемого поведения и, тем самым, увеличить уровень его адаптивности в обществе.

Использованная литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1983.
  2. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
  4. Материалы международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2010» «СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ»
  5. Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы социально-психологической безопасности в современном обществе» 2010г.

Авторы: педагог психолог Кривошеина О.А., педагог-психолог Кузнецова А.К.