«Психолого-социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении, состоящих на профилактическом учете; находящихся в трудной жизненной ситуации»

Куклина Евгения Сергеевна

Дети в ТЖС и семьи СОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад27.17 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества  к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных семей.

Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска.

Реальность такова, что в современных образовательных учреждениях работа с детьми из семей, которые находятся в социально-опасном положении (СОП) относится к компетенции социального педагога и педагога-психолога, но первым звеном в этой цепочке является непосредственно работа классного руководителя.

2 слайд. Чтобы понимать с какими детьми мы проводим данную работу, необходимо уточнить, кто такие дети, находящиеся в ТЖС и семьи, дети находящиеся на профилактическом учете и дети находящиеся в СОП.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

 - дети с ограниченными возможностями здоровья,

- дети - жертвы насилия;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

3 слайд. Дети находящиеся на профилактическом учете:

- дети склонные к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе, склонных к жестокому обращению.

4 слайд. Семья группы риска и социально-опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего.

В первую очередь эти семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива.

Для  определения таких семей в начале учебного года рекомендуется провести мониторинг  социального их статуса. Классные руководители предоставляют социальному педагогу и педагогу-психологу сведения о семьях. Именно из личной беседы классного руководителя и специалистов можно выявить  семьи различных категорий такие как:

  • - семьи с  нарушением внутрисемейных отношений;
  • - семьи с низким материальным уровнем дохода (без официального статуса малоимущей семьи)
  • - семьи, где ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • - семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.);
  • - семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • - семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты;

После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках образовательного учреждения организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом и педагогическом сопровождении.

Одним из актуальных направлений социально-психологического и педагогического сопровождения детей в условиях образовательного учреждения является профилактика социально - опасного положения  и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС) и состоящих на профилактическом учете.

        В образовательном учреждении социально-психологическое и педагогическое сопровождение осуществляется специалистами: социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и классным руководителем. Оно направлено на снижение риска попадания детей и их семей в социально-опасное положение.

Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке школьника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка.

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

5 слайд. Работа в учреждении с семьями проводится в несколько этапов.

Этапы работы:

  • Первый этап - сбор информации о ребенке
  • беседа учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
  •  Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей; 
  • Третий этап деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
  • Четвертый этап - рефлексивный.

Индивидуальная работа с семьей включает в себя:

  1. Установление контакта с членами семьи.
  2. Выявление существующих проблем и причин их возникновения
  3. Определение плана вывода семьи из тяжелой жизненной ситуации, содержания необходимой помощи поддержки образовательного учреждения.
  4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которых  семья  не может решить самостоятельно
  5. Патронаж семьи.

Таким образом, индивидуальный план сопровождения семьи – это план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий, набор, количество и последовательность  которых будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.

Родители приглашаются на консультацию, где социальный педагог и педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй.  Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество при реализации плана, берут на себя ответственность за участие в плановых коррекционных  мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов.

Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов образовательного учреждения.  Можно сказать, что индивидуальный план сопровождения, являясь своеобразным договором, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи в целом.

В образовательном учреждении должна быть выстроена некая система кураторства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из семей, находящимся в социально-опасном положении и детей находящихся на профилактическом учете.

Работа ведётся ежедневно. Главным участником этого кураторства выступает классный руководитель, который отслеживает посещаемость детей; при отсутствия ребенка в образовательном учреждении выясняет причины данного отсутствия сотрудничая с родителями. Ежедневно отмечается наличие фактов конфликтных ситуаций, неконструктивных приёмов воздействия на ребёнка со стороны родителей. При обнаружении негативных моментов информация доводится до сведения социального педагога, психолога, медицинского работника. Также ставят в известность руководителя учреждения.

Классный руководитель должен уделять особое внимание таким детям, именно он привлекает их семьи к организации жизнедеятельности класса (участие в праздниках, днях открытых дверей и т.д.), индивидуально лично приглашает на проводимые мероприятия.

6 слайд. Существует несколько критериев, по которым можно отследить эффективности работы:

  • сформированность положительного отношения к образовательному учреждению  ребенка и родителей;
  • доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
  • участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
  • понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
  • выполнение функций семьи в отношении ребенка.
  • отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);

В конце учебного года в образовательном учреждении анализируются результаты социально-психологического и педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети из семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на профилактическом учете определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году. 7 слайд.

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Городской округ город Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

(МБОУ «СОШ№ 5»)

Доклад по теме:

«Психолого-социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении, состоящих на профилактическом учете; находящихся в трудной жизненной ситуации»

Подготовила:

Педагог-психолог

Мехрабова Е.С.

2018 год