Наблюдение как метод диагностики эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ
Наблюдение как метод диагностики эмоционально-волевой
сферы детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_evs.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение как метод диагностики эмоционально-волевой
сферы детей с ОВЗ
Наблюдение может проводиться за поведением ребенка в свободной деятельности, в целенаправленной игре, в совместной игре с детьми, в группе во время занятий, во время соблюдения режимных моментов, при проведении диагностики познавательного развития, во время индивидуальных занятий.
Наблюдая за деятельностью ребенка, обращаем внимание на:
1. Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.; его активность; наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности).
2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми, с детьми).Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом. Затруднение в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, тормозимости, со сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связан с отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир.
3.Произвольность поведения, выполнение инструкций. Выполнение вербальной или невербальной инструкции. Уровень понимания инструкции и готовность ей следовать.
4. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста(1~1,5 года). У невротизированных детей при поощряющем стимулировании наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношение отмечается у детей, не заинтересованных в оценке взрослого, а также у детей, не понимающих смысла и значения одобрения.
5. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Фиксируются реакция ребенка на замечание, исправление ребенком своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения. Отсутствие реакции на замечание у детей старше 3 лет может свидетельствовать о крайней избалованности, когда ограничения и замечания непривычны для ребенка, или об интеллектуальном снижении, когда ребенок не понимает смысла замечаний. Ярко выраженные негативные, агрессивные реакции на предъявленные требования говорят о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиниться.
6. Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Дети старше 2,5-5 лет самостоятельно способны обнаружить ошибочность собственных действий. Обнаружив ошибку, и немедленно среагировав на нее, они затем сосредоточиваются на выполнении заданий и очень серьезно, исправляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
Итак, применяя наблюдение, как метод диагностики эмоционально-волевой сферы, мы определяем следующие показатели:
- контактность ребенка и его коммуникативные возможности;
- уровень тревожности;
- произвольность поведения и внимания;
- личностные качества (обидчивость, неуверенность в себе и т.д.);
- эмоциональность (интенсивность, амплитуду, разнообразие эмоциональных реакций и адекватность их проявления).