Статья на тему "Группы смерти. Почему дети попадают в них?"

Бархолова Любовь Ивановна

Статья будет полезна социальным педагогам и психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx148.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мардвина Любовь Ивановна

Группы смерти. Почему дети попадают в них?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Боханская средняя общеобразовательная школа No 2

The group of death. Why do children get into them?

Municipal budget educational institution

Bohan secondary school No 2

Сведения об авторах: Мардвина Любовь Ивановна – педагог-психолог МБОУ Боханской СОШ No 2, 669310, Иркутская обл, Боханский р-он, п. Бохан, ул. Школьная, д.2, тел: +7 395 382‐56-44, +7 395 389‐16-44,

Email: bohan.school_2@mail.ru

Information about the authors: Mardvina Lyubov Ivanovna – the teacher-psychologist Bokhanskij MBOU SOSH No 2, 669310, Irkutsk region, Bokhanskij district, p. Bokhan, School street., 2, tel.: +7 395 382-56-44, +7 395 389-16-44, Email: bohan.school_2@mail.ru

Группы смерти. Почему дети попадают в них?

Мардвина Л.И, педагог-психолог

Боханской СОШ No 2, п. Бохан

«Группы смерти» - новый тренд в подростковой среде. Это группы в социальных сетях, посвященные игре «Синий кит», итогом которой является добровольное лишение себя жизни.

Особое признание среди подростков «группы смерти» приобрели после гибели школьницы Ренаты К., из Уссурийска. Она легла под поезд в ноябре 2015 года. Вконтакте Рената была подписана на паблик - f57. После смерти девочки, группу стали рекламировать в интернете как секту, первоначальной жертвой которой стала Рената.

После своей смерти Рената превратилась в идол поклонения для подростков, одержимых темой самоубийства и смерти.

Что подталкивает подростков на добровольный уход из жизни?

Дэвид Филипс американский обществовед в 1974 году исследовал массовые самоубийства в Европе в конце 18 века, пропагандируемые произведением европейского сентименталиста Иоганна Вольфганга фона Гёте «Страдания молодого Вертера». Дэвид доказал, что на человека влияет не сам факт самоуничтожения, сколько рассказ о нем. Если популярность слишком широкая — возникает волна «приверженцев». Его открытие получило название "феномен Вертера".

В социальных сетях содержатся огромное количество закрытых и открытых групп, склоняющих подростков к самоуничтожению. Одни из которых: «Тихий дом», «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20», все эти сообщества нацелены на детский суицид.

Главные причины, которые приводят к попыткам подростков свести счеты с жизнью –  это, как правило:

  • неблагоприятный микроклимат в семье;
  • проблемы в школе;
  • плохие взаимоотношения со сверстниками и принадлежность подростка к неформальному объединению.

Самая распространенная группа смерти на сегодняшний день - это «Синий кит». У этой игры три жестких правила: 1. Не распространятся об этой игре никому; 2. Выполнять все задания, какими бы они сложными не были; 3. За невыполнение того или иного задания участника безвозвратно удаляют из игры и его, якобы, ждут большие неприятности.

Потом ребенку пересылают задания, обычно их 50, или типовой список заданий (текст + картинка). Задания связаны со страхом и приченением себе физического увечья.

Последнее задание - это, как правило, добровольное лишение себя жизни.

Если ребенок отказывается от выполнения задания, «куратор» грозится прийти к нему домой и жестоко расправится с его родителями. Подростки переживают за своих близких, и потому не прерывают ход игры и добросовестно выполняют все задания.

В школах, также, есть подростки, которые, создают «группы смерти» под руководством кураторов и втягивают туда своих сверстников. Для дальнейшего существования и пропагандирования "групп смерти", злоумышленники переводят невысокую сумму денег тому подростку, который заманивает своих знакомых и сверстников в «группу смерти», этим самым обостряя детскую жажду наживы.

В МБОУ Боханской СОШ № 2 ведется профилактическая работа, нацеленная на выявление и устранение у школьников суицидальных наклонностей.

Среди 5 – 11 классов проводится тестирование с целью выявления детей склонных к суицидальному поведению. За базис взяты диагностики: «карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер) и методика «ваши суицидальные наклонности» (З. Королева).

Также в нашей школе мы проводим различные профилактические мероприятия и акции.

Не давно в Боханской СОШ № 2 прошла недельная акция «Мы выбираем жизнь!», посвященная дню психического здоровья.

Для написания статьи мы взяли результаты тестирования 10-11 классов. По вышеописанным методикам. Так как именно в этих классах, по результатам тестирования выявились подростки со склонностями к суициду.

В 10 классе – 8 человек, в 11 классе – 11 подростков. Всего 19 человек. Средний возраст ребят от 15 до 17 лет. Результаты тестирования представлены на  диаграмме ниже (рис. 1).

Рис. 1

На диаграмме показано, что по шкале библиографические данные у 8 подростков (100%) – риск суицида незначителен. Значительный и присутствующий риск суицида у подростков не выявлен.

По второй шкале актуальная конфликтная ситуация у 7 человек (87%) – риск суицида незначителен, у 1 подростка (12%) – риск суицида присутствует.

Значительный риск суицида у подростков не выявлен.

По третьей шкале характеристика личности у 8 подростков (100%) – риск суицида незначительный. У подростков нет значительного и присутствующего риска суицида.

В 10 классе выявлено 3 подростков с присутствующим риском суицида. Требуется организация мероприятий по профилактике суицидальных действий.

Результаты диагностики учащихся 11 класса представлены ниже (рис. 2)

Рис. 2

На рисунке показано, что по шкале библиографические данные у 11 человек (100%) риск суицида незначителен. Значительный и присутствующий риски суицида у подростков не выявлены.

По следующей шкале актуальная конфликтная ситуация у 1 подростка (9%) – риск суицида присутствует, у 10 подростков (90%) – риск суицида незначительный. У подростков не выявлен значительный риск суицида.

По третьей шкале характеристика личности у 10 подростков (90%) – риск суицида незначительный, у 1 подростка (9%) – риск суицида присутствует. У подростков нет значительного риска суицида.

В 11 классе выявлено два подростка с присутствующим риском суицида. Требуется профилактическая работа, направленная на предупреждение суицидальных действий в подростковой среде.

С целью профилактики суицидального поведения среди подростков в профилактические классные часы и акции, мы рекомендуем включить:

·            Конкурс стенгазет на различные тематики;

·            Проведение профилактических классных часов и бесед, игр;

·            Просмотр социальных роликов;

·            Различные викторины;

·            Спортивные эстафеты и соревнования.

И в завершении нашей недельной акции мы провели итоговое тестирование старшеклассников по диагностике «ваши суицидальные наклонности» (З. Королева). Результаты представлены на диаграмме (рис. 3)

Рис. 3.

На диаграмме мы видим что, по шкале «вся правая сторона рисунка раскрашена» и «вся левая сторона рисунка замалевана» ничего нет, поэтому мы не будем подробно здесь останавливаться.

Перейдем к третьей шкале «заштриховано не больше 3-х фигур». В 10 классе выявлен 1 человек (12%) с данным показателем, в 11 классе 2 подростка (18%).

Следующая шкала «все закрашено». В 10 классе выявлены 4 подростка (50%) с данным показателем, в 11 классе 2 человека (18%).

По шкале «ничего не раскрашено, либо рисунок выделен». В 10 классе выявлено 3 человека (37%) по данной шкале, в 11 классе 7 человек (63%).

Все эти шкалы положительные, то есть риска нет.

Результаты проведенной акции оценивались после проведения повторной диагностики. Анкетирование показало значительное улучшение результатов. Так, в 10 классе в ходе проведения первой диагностики было выявлено 3 подростков с присутствующим риском суицида, в 11 классе 2 подростка. После повторной диагностики, подростки с суицидальными наклонностями, в обоих классов, не выявились.

Из всего вышеперечисленного можно подвести итог, что только планомерная профилактическая работа в школе дает положительные результаты, у детей появляется положительный настрой и риск, заметно, снижается.