Подготовка детей 6-7 лет к регулярному обучению в школе "Школа любознательных совят"
Программа состоит из 36 занятий: 12 психологических занятий, 12 занятий по математике и 12 занятий по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советского района
«Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.»
Рабочая программа педагога-психолога
Скворцовой Людмилы Васильевны
по подготовке детей 6-7 лет
к регулярному обучению в школе
«Школа любознательных совят»
г. Советский, 2016
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Перед родителями возникают вопросы: “Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?” В связи с этим с 2017 года с детьми старшего дошкольного возраста проводятся психологические занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школе.
В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, крупной и мелкой моторики руки.
К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.
Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного психолого-педагогического воздействия.
Цель программы: оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка, предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
- повысить уровень развития психических процессов, таких как память, внимание, восприятие, мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы – произвольности, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование позитивной мотивации к обучению.
Принципы построения программы:
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в проведении коррекционно-развивающей работы;
- личностно-ориентированный подход к детям.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26.
Содержание рабочей программы включает разделы: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Характеристика особенностей развития
детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.
Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному периоду развития.
Дети 6-7 лет начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием внутренней позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Планируемые результаты освоения программы
по подготовке детей к школе.
Ожидаемый результат представленной программы – благоприятное течение школьной адаптации, положительное отношение детей к занятиям, к работе в группе сверстников, произвольность поведения, направленность мотивации на учебную деятельность.
Основные компоненты психолого-педагогической готовности (психологическая, педагогическая, интеллектуальная) развиваются через следующие направления.
Эмоционально-коммуникативное развитие
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным. Способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений, подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям. Проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, волевое усилие, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное и речевое развитие
Стремление ставить познавательные задачи, понимать эмоциональные состояния других людей, умение развернуто выражать в речи сопереживание, эмоциональную оценку, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Умение видеть общий признак предметов группы, составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Способность устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Способность сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине), обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Умение различать разные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник, многоугольник; ориентироваться в пространстве, в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различие правой и левой рук.
Ориентировка во времени. Умение ориентироваться в контрастных частях суток: день, ночь, утро, вечер. Знание дней недели, времен года.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа состоит из трех частей:
1) цикла занятий с детьми;
2) диагностического обследования (на начало и конец обучения);
3) работа с родителями.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Методы работы: сказкатерапия, дидактические игры и задания, подвижные игры, продуктивная деятельность (рисунок, лепка).
Материально-техническое обеспечение: стулья, столы, белые листы бумаги А4, простые и цветные карандаши, ручки, мяч или мягкая игрушка.
Механизм реализации: реализация программы осуществляется педагогом – психологом.
Программа включает 3 раздела:
- ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) – 12 занятий.
- ПРР (познавательно-речевое развитие) – 12 занятий.
- ЭКР (эмоционально-коммуникативное развитие) – 12 занятий.
Общее количество занятий: 36.
Периодичность проводимых занятий: 1 раз в неделю (по субботам). Программа рассчитана на 2-3 месяца (вне зависимости от времени года).
Занятия – «уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.
Условия реализации программы
Для психолога: колокольчик (для начала занятия), аудиозаписи (со звуками природы), мяч, набор предметных картинок (по лексическим темам).
Для каждого ребенка: бумага формата А-4, разрезные картинки, тетради в крупную клетку с полями, наборы цветных карандашей, простые мягкие карандаши, краски для рисования, альбомы, наборы счетных палочек, пластилин, наборы геометрических фигур (по количеству детей).
Для проведения занятий требуется просторный кабинет с зонированием (рабочая зона и игровая зона). В рабочей зоне находятся столы и стулья для каждого ребенка (включая педагога) для сидячей работы. Игровая зона с ковром - для проведения подвижных игр, динамических пауз.
Рекомендуемое количество детей: 8-10 человек, возраст 6-7 лет.
Коррекционно-развивающая часть программы основывается на программе Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет», так же использовались задания и упражнения с развивающих программ “Скоро в школу” Т.В. Модестовой, «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В.Останковой.
Психодиагностическая часть проводится по комплексной методике Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Алгоритм реализации программы
№ п\п | Проводимое мероприятие | Сроки проведения |
1 | Проведение развивающих занятий | октябрь-декабрь |
2 | Индивидуальные консультации родителей и воспитателей | в течение данного периода, по запросу |
3 | Проведение и анализ комплексной диагностики | сентябрь-октябрь |
4 | Итоговое родительское собрание | январь |
Тематическое планирование психологических занятий
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Создание «Лесной школы». | 1 |
2 | Букет для учителя. | 1 |
3 | Смешные страхи. | 1 |
4 | Игры в школе. | 1 |
5 | Школьные правила. | 1 |
6 | Собирание портфеля. | 1 |
7 | Белочкин сон. | 1 |
8 | Домашнее задание. | 1 |
9 | Школьные оценки. | 1 |
10 | Ленивец. | 1 |
11 | Списывание. | 1 |
12 | Подсказка. | 1 |
Всего часов | 12 |
Тематическое планирование занятий по развитию речи
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Маша идет в школу. | 1 |
2 | Осень. | 1 |
3 | Поздняя осень. | 1 |
4 | Зимушка-зима. | 1 |
5 | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке. | 1 |
6 | Транспорт. | 1 |
7 | Профессии. | 1 |
8 | Весна. | 1 |
9 | Семья. | 1 |
10 | Посуда. | 1 |
11 | В мире русских народных сказок. | 1 |
12 | Обобщение. | 1 |
Всего часов | 12 |
Тематическое планирование занятий по математике
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Путешествие в страну Математика. Счет предметов. | 1 |
2 | Геометрические фигуры. Счет предметов. | 1 |
3 | Порядковый счет предметов. Пространственные представления. | 1 |
4 | Число и цифра 0. Точка. | 1 |
5 | Знакомство с числом и цифрой 1. Число и цифра 2. | 1 |
6 | Знакомство с числом и цифрой 3. Число и цифра 4. | 1 |
7 | Знакомство с числом и цифрой 5. Число и цифра 6. | 1 |
8 | Знакомство с числом и цифрой 7. Число и цифра 8. | 1 |
9 | Знакомство с числом и цифрой 9. Число и цифра 10. | 1 |
10 | Решение арифметических задач. | 1 |
11 | Решение арифметических задач. Продолжение. | 1 |
12 | Путешествие по островам знаний. | 1 |
Всего часов | 12 |
Готовность ребенка к обучению к школе определяется комплексной методикой «Готовность ребенка к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л.А.Ясюковой. Данная методика включает в себя как групповые задания, так и индивидуальные. Групповыми заданиями обследуются внимание, скорость переработки информации, визуальное линейное мышление и визуальное структурное мышление, зрительно-моторная координация. Индивидуальными заданиями обследуются: речевое развитие, интуитивное мышление, логическое мышление, речевое мышление, образное мышление, абстрактное мышление, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память, тревожность.
Оценка эффективности данной программы осуществляется через мониторинг качественных критериев.
Планируемые результаты:
- Формирование учебно-позновательного мотива
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении
- формирование самосознания и адекватной самооценки
- повышение уровня развития психических процессов и моторики рук
- формирование произвольности и саморегуляции поведения
Заключение.
Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения. Если мы хотим, что бы преемственность у нас действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок. Когда мы с вами на практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.
Используемые информационные источники
1) В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е. Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007.
2) Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007.
3) Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
4) Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.
5) Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб, ТП «Иматон»,1999.