Для Вас, родители!
Предварительный просмотр:
Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Современные исследования (Е.А. Екжанова (1998); Т.В. Черникова (2000); В.В. Ткачева (2000); И.В. Рыженко и М.С. Карпенкова И.В. (2001); Карданова (2003) и др.) указывают на изменения в эмоциональной, ценностоно-смысловой сферах, в психическом и соматическом состоянии родителей детей-инвалидов.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии» является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Последние публикации свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам.
Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.
Результаты анкетирования родителей по выявлению их запроса на индивидуальное психологическое консультирование, групповую работу, направленные на улучшение их собственного психологического состояния, показали, что 53% опрошенных родителей не высказывают потребности в психологической работе лично с ними.
Для родителей, имеющих запрос на работу с психологом, групповая форма работы оказалась более востребованная, чем индивидуальная. Наибольший процент из них (68%) предпочли целью занятий обучение взаимодействию с ребенком, 54% желают общаться с родителями детей, имеющих схожие проблемы, для обмена опытом и оказания взаимопомощи друг другу
То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.
При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
● формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с
нарушениями развития;
● расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении умственно отсталого ребенка;
● познакомить родителей со специальными коррекционными и
методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
● познакомить родителей с эффективными методами родительско-
детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
● формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "детский дом-интернат – семья";
● мотивировать родителей на обращение за психологической помощью
лично для себя, на участие в психологических тренингах;
● способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить
возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают учреждение социальной защиты населения. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц (8-9 встреч)
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа:
18.00-20.00
Состав группы: 8-12 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий. примерным планом содержания каждого занятия,. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: Примерное содержание занятий по всем темам, «Упражнения для начала занятия», «Варианты завершения занятий», «Притчи», примеры анкет «Обратная связь», содержание и правила психологической игры «Дельфин».
В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
Тематический план занятий клуба «Школа родителя особого ребенка»
Сентябрь.
Тема «Неизлечим», не значит – «обречен» (Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с выраженной умственной отсталостью).
Октябрь.
Тема «Волшебная кисточка» (Коррекционные возможности рисования).
Ноябрь.
Тема «В гостях у логопеда» (Формирование предпосылок развития речи).
Декабрь.
Тема «Рисуем вместе» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)
Январь.
Тема «Сенсорное развитие – это важно» (Значимость сенсорного опыта для общего развития ребенка)
Февраль.
Тема «Целительница-глина» (Коррекционные возможности лепки из глины)
Март.
Тема «Живая глина» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)
Апрель.
Тема «Движение – это жизнь» (Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии – детско-родительское занятие)
Май.
Тема «Дети и музыка» (Влияние музыки на психику человека)
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х блоков:
1 блок: Введение в тему.
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический. Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.
3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
● Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме
● Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии
● Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе
● Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы
● Просмотр видеозаписи из жизни детей в ДДИ или слайд-фильм с комментарием - иллюстрация педагогических приемов работы с детьми, возможностей и достижений детей при грамотно организованном коррекционном процессе
● Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания)
● Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми
● Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
● Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях
● Фотовыставки по клубным занятиям – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций
● «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком
● «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
● Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
● Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, видео/аудиозаписи, книга и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком «V», если Вы с ними согласны.
1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы.
2. Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.
3. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво.
4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.
5. Я имею возможность в любое время по присутствовать в группе.
6. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.
7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.
Анкета для родителей
«Психологическая служба в детском саду»
Уважаемые родители!
В нашем детском саду проводится анкетирование с целью изучения вашего мнения по организации и работе психологической службы. Просим вас откровенно ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы, что работа педагога-психолога в детском саду необходима? _____________________________________________________________________
2. Какие виды деятельности педагога-психолога в детском саду
Вы считаете приоритетными?
● Развивающие занятия с детьми
● Групповые консультации по вопросам развития и воспитания детей – дошкольников
● Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам воспитания и развития детей
● Консультативная и просветительская деятельность с педагогами
● Детско-родительские тренинги
● Помощь в самообразовании родителей (образовательные фильмы, аудиолекции и книги по проблемам развития и воспитания детей)
3. Какие консультации педагога-психолога для вас наиболее интересны:
● Адаптация ребенка к детскому саду
● Готовность ребенка к школе
● Возрастные кризисы
● Индивидуально-психологические особенности ребенка (медлительность, застенчивость и т.д.)
● Гиперактивный ребенок
● Агрессивный ребенок
● Методы влияния на ребенка
_____________________________________________________________________________________
4. Пользовались ли Вы услугами педагога-психолога в детском саду?__________
5. Оцените работу психологической службы в детском саду по 10-бальной шкале_____________________________
Спасибо!
Анкета для родителей «Рейтинг воспитателя»
«Рейтинг воспитателя ФИО»
Уважаемые родители! Прошу Вас внимательно прочитать вопросы и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа (нужное подчеркните или обведите) или дополните
1. Нравится ли Вам, что с вашим ребенком занимается этот воспитатель?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
2. Можете ли Вы доверить педагогу личные проблемы, связанные с воспитанием Вашего ребенка?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
3. С удовольствием ли Ваш ребенок идет в группу, если работает этот педагог?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
4. Может ли педагог дать совет по воспитанию Вашего ребенка?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
5. Как Вы оцениваете качество педагогического процесса, предложенное этим воспитателем?
А) отлично Б) хорошо В) не все устраивает
6. Обращаетесь ли Вы за помощью именно к этому воспитателю?
А) всегда Б) иногда В) никогда
7. Считаете ли Вы, что этот воспитатель
А) строгая Б) демократическая В) справедливая
8. Как Вы думаете, осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к Вашему ребенку?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
9. Проявляет ли воспитатель заботу и чуткость к детям?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
10. Доброжелательна ли в отношениях с родителями?
А) нет Б) не всегда В) да, всегда Г) довольно часто
11. Устраивает ли Вас психологический климат в группе?
А) устраивает Б) считаю, что есть проблемы В) хочу перевести ребенка в другую группу, не устраивает
12 Какие формы работы, проводимые воспитателем Вам нравятся больше?
А) практикум Б) родительские собрания В) досуги, праздники
Г) проекты
Спасибо за сотрудничество!